Работа с одаренными детьми
Мосичкина Анастасия Николаевна,
магистрант кафедры социальной адаптации и организации работы с молодежью, научный руководитель Е.Б. Козлова, к. психол.н., доцент кафедры социальной адаптации и организации работы с молодёжью, ФГБОУ ВПО «Калужский государственный университет имени К.Э. Циолковского»,
г. Калуга, Россия
Увеличение запросов общества на индивидуальный подход к детям, имеющим те или иные признаки одаренности, на современном этапе развития общества выдвигает перед сотрудниками детского сада повышенные требования к организации здоровьесберегающей и предметно-развивающей среды.
При этом создание условий для самоорганизации педагогов и формирования у них потребности в самообразовании, касающегося особенностей общения, воспитания и обучения одаренных детей, поддержки интереса педагогов к данной теме и развитие их творческих инициатив, представляет собой немаловажную сложность. Поэтому так приветствуется старшими воспитателями нетрадиционные формы методической работы с педагогами ДОУ. В Табл. 1 представлен план семинара-практикума, цель которого - способствовать повышению эффективности в развитии способностей одаренных воспитанников ДОУ.
Таблица №1. Семинар-практикум на тему «Интеграция как метод развития способностей одаренных дошкольников»
Структура занятия | Занятие №1 | Занятие №2 | Занятие №3 |
Название занятия | Роль интегрированного обучения в развитии способностей дошкольников | Интегрированные занятия в работе с нормально развивающимися и одаренными дошкольниками | Использование элементов ТРИЗ в организации интегрированных занятий с одаренными дошкольниками |
Форма проведения | Лекция-дискуссия | Неделя открытых интегрированных занятий и смотр-конкурс презентаций | Организационно-деятельностная игра «Поле чудес» |
Цель | Повысить уровень компетентности педагогов в области развития способностей дошкольников | Развивать и активизировать творческие способности участников семинара, вызвать желание применять новую методику на практике | Провести анализ занятий педагогов на предмет выявления наиболее приемлемых и интересных приемов организации индивидуальной работы с одаренными детьми |
Предварительная работа | Руководитель Представление списка литературы участникам для ознакомления с тематикой семинара. Участники Ознакомление с литературой | Руководитель Просмотр открытых занятий. Участники Работа творческих групп над составлением конспектов интегрированных занятий. Организация детской деятельности: проведение занятий – экспериментирований, интегрированных занятий по рисованию, аппликации, лепке, конструированию | Руководитель Посещение интегрированных занятий. Анализ деятельности педагогов с точки зрения использования технологии ТРИЗ. Старший воспитатель Составление библиографии и оформление выставки литературы И журнальных статей, касающихся использования ТРИЗ в работе с детьми. Творческая группа педагогов Ознакомление с предложенной литературой и подготовка презентации книг |
Содержание | Дискуссия на тему «Интеграция в обучении нормально развивающихся и одаренных дошкольников: «за» и «против». Обсуждение направлений, по которым происходит интеграция, разнообразия ее форм (объектная, понятийная, деятельностная и т.д.) | Руководитель предлагает участникам смотра-конкурса представить наиболее удачные циклы интегрированных занятий с детьми с помощью мультимедийных презентаций и видеороликов | Впервой части занятия воспитатели деляться опытом использования элементов ТРИЗ в работе с одаренными детьми. С целью стимулирования инициативы и активности педагогов презентация игр и упражнений проводится в форме игры «Рулетка»: в конверты заранее помещаются названия игр, которые больше сего понравились педагогам. Презентуется та игра, на которую показывает стрелка рулетки. Подведение итогов эффективности применения ТРИЗ в развитии творческих способностей одаренных детей. |
Методы работы с коллективом | «Мозговой штурм» | Создание творческих проектов | Анализ проблемных педагогических ситуаций и обобщение педагогического опыта |
В свою очередь, деятельность педагогов и специалистов детского сада связана с разными задачами:
-с оказанием помощи одаренным детям дошкольного возраста в социализации;
-воспитанием одаренных детей на основе формирования у них систем духовных, нравственных ценностей и патриотических чувств;
-формированием общей культуры детей дошкольного возраста;
-осуществлением индивидуального и дифференцированного подхода в процессе развития, воспитания и обучения одаренных детей;
- использование информационных технологий при работе с одаренными детьми, современных научно обоснованных приемов, методов и средств социально-личностного развития. При этом часто от педагогов требуется нестандартный подход к решению многих методических, психолого-педагогических и организационных проблем, связанных как с работой с одаренным ребенком в группе нормального развивающихся сверстников, так и работой в подгруппе с более старшими или менее способными детьми.
Естественно, что в таких ситуациях большую роль играет компетентность педагога, знание им особенностей психологии одаренных детей, концепции и методик работы с ними. [1, с.22].
Теоретические и концептуальные основы одарённости разрабатывались зарубежными и отечественными учеными: Дж. Гилфордом, А.М. Матюшкиным, К. Тейлером, П.Торренсом, Г.Д. Чистяковой, Н.Б. Шумаковой и др. Согласно результатам их исследований, виды детской одаренности дифференцируют на проявления выделяют:
-раннюю одаренногсть (проявляется в раннем или младшем школьном возрасте, как, например, у Моцарта) и позднюю (проявляется в зрелом возрасте, как, например, у Эйнштейна);
-явную (актуальная. Проявленная) и скрытую (потенциальная, непроявленная).
По виду деятельности и обеспечивающих ее способностей:
-одаренность академическая, интеллектуальная, творческая, художественная, коммуникативная, лидерская, спортивная (двигательная) и др.;
-общая и специальная.
По степени одаренности:
-сверходаренные дети-гении (по статистике, 1 чел. На 10 тыс., т.е.0,01%);
-высокоодаренные- талантливые (примерно2-3%);
-собственно одаренные (15-20%).
Несмотря на разработанность и разнообразие подобных классификаций, детская одаренность
по –прежнему остается одной из наименее изученных проблем психологии и педагогики, а перед специалистами стоит задача выявления, сохранения и развития одаренности детей.
Смысл данной работы можно сформулировать следующим образом:
-способствовать развитию каждой личности;
-довести индивидуальные достижения как можно раньше до максимального уровня;
-способствовать общественному прогрессу, давая возможность в дальнейшем реализовываться ресурсам дарования.
Охарактеризуем специфику работы на каждом этапе.
Первый этапработы в ДОУ - проведение комплекса мероприятий (медико-психологических) по отбору одаренных детей. Для этого изучаются анамнестические данные, собираются сведения от родителей и педагогов о высоких успехах воспитанников в какой-либо деятельности, а также используются результаты групповых тестирований. В этом отношении наиболее яркими признаками, свидетельствующими об одаренности ребенка, являются, согласно концепции А.М. Матюшкина:
-доминирующая роль познавательной мотивации;
-исследовательская активность, выражающаяся в обнаружении нового;
-возможность достижения оригинальных решений;
-прогнозирования и предвосхищения;
-способность к созданию идеальных эталонов, обеспечивающих высокие эстетические, нравственные, интеллектуальные оценки.
На данном этапе обобщаются результаты социологических опросных листов. Так, психологи используют тесты - опросники для определения систем ценностей детей и родителей, уровней самооценки и притязаний ребенка, а также задания на самоопределение одаренного ребенка, родителя и педагога, работающего с ним, шкалы для рейтинга поведенческих и лидерских характеристик одаренных детей. [3, с.68]
Второй этапможно обозначить как диагностический. Индивидуально оцениваются интересы, способности и творческие возможности каждого ребенка.
При интеллектуальной одаренности ребенок отличается остротой мышления, любознательностью и легкостью усвоения учебного материала, обнаруживает практическую смекалку. Согласно А. де Хану и Г.Кафу, такой ребенок:
-обладает чувством собственного достоинства и здравого смысла, хорошо рассуждает, ясно мыслит, понимает недосказанное, улавливает причины и мотивы поступков других людей;
-имеет хорошую память;
-легко и быстро схватывает новый учебный материал, кроме того, очень восприимчив, наблюдателен, быстро реагирует на все новое и неожиданное в жизни, задает много продуманных и оправданных и оправданных ситуацией вопросов;
-любит читать книги, причем по своей собственной программе, на несколько лет опережающей садовскую или школьную, обгоняет своих сверстников в учебе (причем не обязательно является отличником), часто жалуется что в саду или школе ему скучно;
-гораздо лучше многих сверстников информирован о событиях и проблемах, не касающихся его непосредственно.
Конечно, этот портрет складывается из наблюдений взрослых и бесед с детьми. Кроме того, во всех этих случаях используются методики, направленные прежде всего на определение базовых когнитивных и речевых параметров у одаренных детей (например, методика Векслера, шкала интеллекта Стайфорд-Бине и т.п.) При этом у детей, одаренных в сфере академических достижений, наиболее развиты отдельные склонности - к языку и литературе, математике или естествознанию. Поэтому задача психолога не только определить уровень общего интеллектуального развития, но и оценить предпочтительное направление в развитии мышления. Для этого может быть использован Стенфордский тест достижений.
Дети с творческим мышлением и воображением, проявляющимся в разных видах деятельности, творческими интеллектуальными способностями, отличаются независимостью, неконформностью поведения, изобретательностью, способностью продуцировать оригинальные идеи, находить нестандартное решение. Выявление этих детей предусматривает оценку их творческих наклонностей и личностных характеристик с помощью тестов Торренса, Люшера, опросников Айзенка, Личко и т.д.
Если же у ребенка преобладают художественные способности, он с ранних лет проявляет склонность к рисованию или музыке. В частности, художественные способности могут проявиться в том, что ребенок:
- в свободное время охотно лепит, рисует, чертит, комбинирует материалы и краски;
- не находя слов или «захлебываясь» ими, прибегает к рисунку или лепке, чтобы выразить свои чувства или настроение;
- в рисунках и картинах отражает все разнообразие предметов, людей, животных, ситуаций, а не «зацикливается» на изображении чего-то вполне удавшегося;
-стремится создать какое-либо произведение, имеющее очевидное прикладное значение(украшение для дома, одежды или что-нибудь подобное);
-серьезно относится к произведениям искусства, становится вдумчивым и серьезным, когда его внимание привлекает какое-либо произведение искусства или пейзаж;
-не робеет высказывать собственное мнение даже о классических произведениях, причем может даже попробовать критиковать их, приводя вполне разумные доводы.
Эти же исследователи предполагают, что ребенок имеет музыкальный талант, если:
-любит музыку, всегда стремится туда, где можно ее послушать;
-быстро и легко отзывается на ритм и мелодию, внимательно вслушивается в них, легко запоминает;
-сочиняет мелодии;
-научился или учится играть на каком-либо музыкальном инструменте;
-если поет или играет на музыкальном инструменте, вкладывает в исполнение много чувства и энергии, а также свое настроение.
Кроме того, специальное обследование здесь должно быть направлено на оценку степени эмоциональной устойчивости и уровня невратизма, так как эти дети обычно отличаются высокой ранимостью и требуют индивидуального психологического подхода со стороны педагогов, а нередко психотерапевтической коррекции врача-специалиста.
Дети с преимущественным преобладанием контактности, потребности в общении и лидерстве отличаются инициативностью, высокими организаторскими способностями, их обычно легко выбирают на главные роли в играх и занятиях, они уверенно чувствуют себя среди сверстников и взрослых. В этом случае психологу помогут личностные методики и социометрия. Среди таких детей могут быть выделены дошкольники с коммуникативными и организаторскими способностями.
Особая категория детей - дети с литературными и артистическими способностями.
У ребенка отмечается литературное дарование, если е него наблюдаются следующие особенности:
-любит фантазировать или импровизировать на тему действительного события, причем придает событию что-то новое и необычное;
-рассказывая о чем-либо, умеет придерживаться выбранного сюжета, не теряет основную мысль;
-выбирает в своих устных или письменных рассказах такие слова, которые хорошо передают эмоциональные состояния и чувства героев сюжета (изображает персонажи своих фантазий живыми и интересными, очеловеченными);
-любит, уединившись, писать рассказы и стихи, не боится начать писать роман о собственной жизни (А. де Хан и Г.Каф).
Как считают А. де Хан и Г.Каф, артистический талант проявится у ребенка, если он:
-открыт всему новому;
-часто, когда ему не хватает слов, выражает свои чувства мимикой, жестами, движениями;
-стремится вызвать эмоциональные реакции у других, когда с увлечением о чем-то рассказывает;
-меняет тональность и выражение голоса, непроизвольно подражая человеку, о котором рассказывает, кроме того, с легкостью «передразнивает» чьи-то привычки, позы, выражения;
-пластичен и обладает способностью передавать эмоциональные образы средствами двигательной выразительности;
- с большим желанием выступает перед аудиторией, причем стремится, чтобы его зрителями были взрослые;
-любит и понимает значение характерной одежды для передачи нужного образа и настроения.
Одаренность в двигательной сфере проявляется высокой степенью психомоторных реакций, ловкостью, развитием двигательных навыков, физической силы. Согласно опросникам А. де Хана и Г. Кафа, у детей наблюдается спортивный талант в следующих случаях:
-предпочитают книгам и спокойным развлечением игры, соревнования;
-физически развиты, энергичны и все время хотят двигаться;
-смелы и не боятся синяков и шишек;
-почти всегда берут верх в потасовках или выигрывают в какой-нибудь спортивной игре;
-двигаются легко, пластично, грациозно;
-обладают высокой координацией движений;
-ловко управляются с коньками и лыжами, мячами и клюшками;
-у них есть свой герой-спортсмен, которому они подражают.
Кроме наблюдений и опросов, диагностика одаренности в этой сфере проводится методиками определения зрительной - моторной координации и тахикоскопией.
Исследователи А.де Хан и Г. Каф отмечают у ребенка технические способности, если он:
-интересуется самыми разнообразными механизмами и машинами;
-любит и умеет рисовать («видит») чертежи и эскизы механизмов;
-сам «докапывается» до причин неисправностей и «капризов» механизмов аппаратуры, любит «загадочные» поломки или сбои в работе механизмов, способен чинить испорченные приборы и механизмы;
-может использовать старые детали для создания новых игрушек, приборов, поделок, находит оригинальные решения;
-любит конструировать модели, приборы, радиоаппаратуру;
-интересуется специальной, даже взрослой технической литературой.
Многие дети проявляют высокую степень одаренности не в одной какой-либо сфере, а в нескольких. Задача педагогов и психологов - не только выявить это, но и совершенствовать, развивать.
На третьем этапеработы с одаренными детьми основная роль отводится педагогам, задача которых - поддержать интерес детей к тому или иному виду деятельности. При этом следует помнить, что у одаренных детей часто наблюдается несоответствие между физическим, интеллектуальным и социальным развитием, и, кроме того, имеется ряд специфических проблем адаптации.
В первую очередь, к ним относится неприязненное отношение к занятиям, что проявляется в рассеянности и нарушениях поведения. Причина такого поведения - отсутствие интереса к программе воспитания и обучения, не соответствующей их способностям. В частности, многим из них характерно погружение в философские проблемы. Например, они могут задумываться над такими явлениями, как смерть, загробная жизнь и религиозные верования.
Другой проблемой этих детей могут стать изоляция, уход в себя. Это связано с тем, что одаренным детям нравится сложные игры и не интересны те, которыми увлекаются их сверстники. Они предпочитают общаться с детьми старшего возраста. Из-за этого им порой трудно становиться лидерами. Кроме этого, одаренные дети чаще всего минуют фазу детского конформизма и оказывают сопротивление стандартным правилам, групповым нормам и ориентирам на авторитарных лидеров. Нередко они нетерпимо относятся к детям, стоящим ниже их в интеллектуальном развитии, могут отталкивать окружающих замечаниями, выражающими презрение или нетерпение. Вместе с тем, в силу стремления к познанию одаренные дети нередко монополизируют внимание воспитателя, родителей и др. взрослых. Это вызывает трения в отношениях с другими детьми.
При наличии всех вышеперечисленных затруднений для одаренных детей характерна внутренняя потребность совершенства при повышенной чувствительности к проблемным ситуациям. Отсюда ощущение неудовлетворенности, собственной неадекватности и низкая самооценка. Поэтому психолог, работающий с одаренными детьми, должен обладать рядом определенных профессиональных и личностных качеств. Наиболее важными среди них, по мнению американских ученых, разработавших обучающую программу «Азюг», является:
-доброжелательность и чуткость;
-умение разбираться в особенностях психологии одаренных детей, чувствовать их потребности и интересы;
-наличие высокого уровня интеллектуального развития и широкого круга интересов и знаний;
-готовность к выполнению самых различных обязанностей, связанных с обучением одаренных детей;
-умение проявлять гибкость, готовность к пересмотру своих взглядов и постоянному самосовершенствованию.
Практика развития творческого потенциала одаренных дошкольников предполагает разработку и реализацию специальных творческих программ и учебных материалов, основывающихся на четырех концептуальных моделях работы с одаренными детьми, условно названными: «Свободных класс», «Структура интеллекта» Гилфорда, «Три вида обогащения учебной программы» Рензулли и «Таксономия целей обучения» Блума. [2, с.38]
Концептуальная модель определяет параметры, по которым строится программа, и выделяет элементы, подлежащие наблюдению и оценке. Например, у Дж. Гилфорда в его «Структуре интеллекта» своеобразие структуры интеллектуальных способностей определяется системой трех координат:
-операции (познания- обнаружение и понимание информации; памяти -удержание и воспроизведение информации; дивергентного продуцирования-выработка различных вариантов решений на основе обобщения информации;
Конвергентного продуцирования -достижение правильного решения на основе обобщения информации; оценки -определение удовлетворенности решением);
-содержание умственных операций(фигуральный тип-информация представлена в виде образов; символический -информация дается в форме условных знаков; семантический -информация дается словами; поведенческий -невербальная информация по взаимодействию людей);
-продукты умственных операций (единицы -отдельные единицы информации; классы -объединенные единицы по их общим свойствам; связи-принципы связей между единицами и классами; системы -организованные и структурированные объединения единиц, классов и связей; трансформации-модификации существующей информации; импликации- экстраполяция информации).
Поэтому специфика программы Гилфорда состоит в отборе содержания программы и его согласования с содержанием интеллектуальных способностей детей.
В основу отечественной прораммы «Одаренный ребенок», разработанной авторским коллективом под руководством Л.А. Венгера и О.М. Дьяченко, легла интеграция линий развития интеллектуальных и художественных способностей детей. Программа состоит из 10 разделов: «Ознакомление с пространственными отношениями», «Развитие элементов логического мышления», «Развитие речи и ознакомление с художественной литературой», «Развитие элементарных математических представлений», «Подготовка к сюжетно-ролевой игре», «Ознакомление с природой», « Ознакомление с природой», «Ознакомление с природой», «Ознакомление с элементарными физическими явлениями», «Изобразительное искусство». Все разделы учитывают специфику работы с одаренными детьми старшего дошкольного возраста. В частности, исследователями (Н.Ю. Посталюк, Г.А. Тереховой и др.) установлено, что для развития способностей одаренных детей очень важно во всех разделах программы использовать систему творческих заданий, особенность которых-организация исследовательской и творческой деятельности воспитанников, ориентированной: на познание, создание, преобразование, использование в новом качестве объектов, ситуаций, явлений.[ 5, с. 63]
Опишем систему этих заданий.
Первый блок- задания, ориентированные на познание объектов, ситуаций, явлений, способствующие:
- накоплению творческого опыта познания действительности через изучение объектов, ситуаций, явлений на основе выделенных признаков ( цвет, форма, размер, материал, назначение, время, расположение, часть-целое);
-рассмотрению их в противоречиях, обусловливающих их развитие;
-моделированию явлений с учетом их особенностей, системных связей, количественных и качественных характеристик, закономерностей развития систем.
Второй блок-творческие задания, ориентированные на создание новых объектов, ситуаций, явлений, способствующие:
-созданию оригинальных творческих продуктов на основе получения качественно новой идеи субъекта творческой деятельности;
-ориентированию при выполнении творческого задания на идеальный конечный результат развития системы;
-»переоткрытию» уже существующих объектов и явлений с помощью элементов диалектической логики.
Третий блок-творческие задания, ориентированные на преобразование объектов, ситуаций, явлений, способствующие:
-осуществлению фантастических (реальных) изменений внешнего вида систем (формы, цвета, материала, расположения частей и др.)
-изменению внутреннего строения систем;
-учету при рассмотрении системы свойств, ресурсов, диалектической природы объектов, ситуаций, явлений.
Четвертый блок- творческие задания, ориентированные на использование в новом качестве объектов, ситуаций, явлений, обеспечивающие накопление опыта творческого подхода к использованию уже существующих объектов, ситуаций, явлений. Выполнение заданий данной группы позволяет детям:
-рассматривать объекты ситуации, явления с различных точек зрения;
-находить фантастические применения реально существующим системам;
-переносить функций в различные области применения;
-получать положительный эффект путем использования отрицательных качеств систем, универсализации, получения системных эффектов.
Таковы особенности программ для одаренных детей с содержательной точки зрения.
С организационной точки зрения, по мнению большинства психологов, наиболее предпочтительной для работы с дошкольниками является модель «Свободный класс». Она положена в основу разрабатывающихся специальных программ обучения одаренных детей творчеству, умению общаться, формированию лидерских и других личностных качеств, способствующих в будущем социальной реализации творческой личности. При этом занятия в «Свободном классе» не предполагают наличия какой-то одной обязательной программы. Обучение ведется на основе элементов из многих отдельных программ с привлечением обширного вспомогательного материала и оборудования. Специфика модели обучения заключается в том, что она представляет собой систему свободных, не организуемых жестко занятий, на которых основной упор делается на индивидуальную исследовательскую деятельность детей. [4, с.41]
Занятия не ограничиваются строгим расписанием или временем. При этом дошкольники сами определяют интенсивность и продолжительность занятий, свободно планируют свое время, выбирая предметы изучения в соответствии со своими интересами. Как следствие, широкие временные рамки этой системы способствуют развитию проблемно- поискового аспекта в процессе обучения: выдвигать гипотезы, высказывать предположения, проводить исследования, экспериментировать и размышлять. [6, с. 74]
В ходе занятий дети занимаются выбранным делом, а воспитатель, передвигаясь по групповой комнате, внимательно наблюдает за детьми, беседует с ними, в нужный момент помогает: советом, наводящим вопросом, а зачастую направляет их деятельность в более конструктивное русло. Дети произвольно группируются и перегруппировываются в соответствии с общими интересами или работают по одному. При этом помещение группы организуется таким образом, чтобы соответствовать интересам и потребностям детей: все пространство разделено на ниши по областям деятельности и знаний.
Библиографический список
1.Бабаева Ю.Д., Лейтес Н.С., Матюрина Т.М. психология одаренности детей и подростков [Текст]. / Ю.Д.Бабаева, Н.С. Лейтес, Т.М Матюрина.//- М.: Издательский центр «Академия», 2000.
2. Богоявленская Д. Б. Психология творческих способностей [ Текст] / Д. Б Богоявленская - М.: Академия, 2002.
3. Комарова А.В. психолого-педагогическое сопровождение одаренных школьников [Текст] / А.В Комарова - Мн.: Красико-принт, 2008.
4. Матюшкин А. М. Загадки одаренности. Проблемы практической диагностики [ Текст] / А. М. Матюшкин- М.: Школа-пресс, 1993.
5. Савенков А. И. Одаренный ребенок в массовой школе [ Текст] / А. И. Савенков - М., 2001.
6. Савенков А.И. Ваш ребенок талантлив [ Текст] / А.И. Савенков - Ярославль: Академия развития, 2002.