Воспитательная функция директора школы
Директор школы — центральная фигура организации целостного учебно-воспитательного процесса, эффективно функционирующего общешкольного, единого для учащихся и учителей воспита-
тельного коллектива. У него много различных функций: управленческая, хозяйственно-организаторская, контрольная, но главная среди них—воспитательная. В воспитательной функции директора школы центральное место занимает организация общешкольного воспитательного коллектива как основной содержательной формы целостности учебно-воспитательного процесса.
К моральному облику директора школы предъявляются высокие требования. Ему необходимо обладать человеческими нравственными качествами и быть хорошим организатором, умело регулирующим и направляющим взаимоотношения, деятельность детей и взрослых в коллективе. Педагогическая деятельность директора немыслима без нравственной чистоты, стремления к творческому труду, любви к детям, единства слова и дела, инициативы и ответственности, требовательности к себе и товарищам. Созданию нормального нравственного климата в общешкольном воспитательном коллективе активно способствуют такие человеческие качества, как искренность, честность, прямота, сердечность, дружелюбие, доброжелательность, справедливость, правдивость, принципиальность. И детей, и взрослых привлекают в руководителе целеустремленность, увлеченность, контактность, обостренное чувствование и понимание другого человека, порядочность, трудолюбие, настойчивость, наконец,— гражданское мужество в слове и деле. Систематическое идейно-нравственное самосовершенствование педагога-директора придает высокий социальный смысл его организаторским способностям и талантам, не позволяет ему скатываться на позиции формализма, бюрократизма и делячества.
Возглавляя, организуя общешкольный воспитательный коллектив, опытные директора придерживаются соблюдения некоторых психологических правил, помогающих в решении педагогических проблем. Их суть в том, чтобы все члены коллектива были вовлечены в активную работу, заняты полезным делом, озабочены необходимостью творческого и инициативного исполнения долга, прямых повседневных обязанностей. Это не оставит времени для безделья, праздномыслия, интриг, отравления моральной атмосферы. Важно, чтобы о делах коллектива все его члены были правдиво и полно информированы. Открытость и гласность создают психологически устойчивое позитивное настроение, уверенность людей в своем положении, в уважении их человеческого достоинства. Директору необходимо быть выше собственных симпатий и антипатий, эмоциональных побуждений и руководствоваться только интересами дела, коллектива. Успех в отношениях приходит тогда, когда о людях, своих товарищах по работе он высказывается открыто, вслух, обосновывая справедливые суждения конкретными фактами и делами; когда умеет слушать людей, будь-то учитель, или ребенок — первоклассник. Его авторитет возвышается, когда подкрепляется простотой, доступностью, общительностью, большой требовательностью к себе, большей ответственностью, лучшей работой и мудростью. Опытные директора никогда не пользуются административно-командными методами, не принимают обще интересных,
общеколлективных решений без опоры на общественное мнение, без поддержки учительских и детских общественных организаций. Соблюдение этих социально-психологических правил создает благоприятный климат для включения детей и взрослых в многообразные воспитательные отношения, связи, зависимости, обеспечивающие нормальное функционирование коллектива.
Реализация воспитательной функции директора школы начинается с постановки ведущих целей — перспектив и общей организации труда. Важнейшим видом труда для учащихся является ученье. В этой области система целей—перспектив охватывает большой диапазон: от стремления ребят к успеху на уроке, в кружке, в секции, до творческого самовыражения, самостоятельного решения учебных, трудовых, игровых задач. Широк диапазон перспектив школьников в областиобщественно полезного, производительного труда. Трудовая деятельность связывается с возможностью сделать добро собственными руками, принести пользу обществу, людям, создать красоту вещей и окружающей действительности. Ребята стремятся также к личному успеху, закреплению полезных умений и навыков, а также и к заработку для коллектива и личного потребления. Особое место в системе детского труда, в выборе перспектив занимаеттворческая деятельность во внеучебной работе. В ней сосредоточиваются индивидуальные интересы детей, развиваются их способности, дарования. Постановка целей-перспектив в этой области всегда связывается с радостью творчества, возможностью проявить свою индивидуальность. Перспективы в различных видах деятельности обеспечивают тесное коллективное взаимодействие детей между собой.
К постановке коллективных целей-перспектив директор школы привлекает педагогов, родителей, общественность, представителей трудовых коллективов. Но прежде и больше всего возможность проявления инициативы в этом деле предоставляется самим детям. Поддержание сознания школьников в психологическом состоянии перспективной целеустремленности обеспечивается развитием демократических форм жизни: обсуждениями задач деятельности коллектива на собраниях; беседах с детьми о повседневных и жизненных целях; встречами с ветеранами войны и труда, интересными людьми; стенной печатью. Директор планирует и контролирует работу по постановке и реализации перспектив.
Так, директор Сахновской школы А. А. Захаренко и учителя' постоянно поддерживают у учащихся близкие перспективы хорошей учебы, интересных занятий в кружке, участия в соревнованиях, походах, экскурсиях. В качестве средних перспектив ставятся: подготовка к празднику, будущей поездке в летний лагерь, к участию в конкурсах. Коллектив школы видит и дальнюю перспективу в образе более счастливой жизни нашей страны.
И. П. Иванов считает, что школьников надо настойчиво учить искать дела — перспективы в самой жизни, в опыте других кол-1.Поташник М. М. В поисках оптимального варианта.—М., 1988.—С. 174—178. 149
лективов. В качестве формы таких поисков его воспитанники, используя опыт, сделали разведку дел и друзей по общему делу'. Цели-перспективы помогают сделать труд детей осознанным, привлекательным, творческим, внешне и внутренне стимулированным.
В распоряжении директора школы несколько общих методов организации жизни и труда в коллективе: единые требования, соревнование, самообслуживание и самоуправление. Он возглавляет работу по созданию единых требований к учащимся и учителям. Требования охватывают вопросы распорядка и поведения на уроках, переменах, в мастерских, во время занятий кружков и секций, на базовом предприятии, в УПК, в строительном отряде, производственной бригаде и т. д. Вместе с общественными организациями учителей и учащихся директор организует широкое обслуживание проекта, который согласуется с правилами для учащихся, правилами техники безопасности и другими документами. После утверждения единых требований общественными ученическими организациями вместе с учителями директор и органы ученического самоуправления контролируют их выполнение.
Общешкольное соревнование организуется по различным видам общественно полезного, организационного и производительного труда. Директор входит в общешкольный штаб, принимает участие в обсуждении хода и подведении итогов деятельности школьников, заботится о справедливом распределении мест, о предании гласности хода и результатов соревнования, следит за выполнением условий награждения победителей. Он обеспечивает равные возможности всем участникам борьбы, в которой победа достигалась бы только за счет лучшего труда, более добросовестного отношения к делу, творческого поиска, высокой производительности и помощи соперникам по соревнованию.
В организации коллективного самообслуживания внимание директора сосредоточивается на побуждении каждого ребенка к достижению идеальной чистоты и красоты интерьера школы, на развитии в ребенке эстетического чувства, не позволяющего быть равнодушным к грязи и хаосу, стимулирующего к активной бытовой деятельности. Он добивается, чтобы самообслуживание не ограничивалось одной уборкой помещений, включало подготовку детьми кабинетов к занятиям, обеспечение материалами кружков, студий, секций, бытовую работу школьника дома. Воспитательная эффективность самообслуживания зависит от того, насколько оно организуется и контролируется самими детьми, органами самоуправления, насколько требовательно осуществляется учет и оценка самообслуживающего труда в ходе соревнования. Директор следит, чтобы самообслуживание не свелось к трудовой повинности, отработкам по заданиям и под контролем учителей.
Директор выступает как организатор тесных связей детского воспитательного коллектива с трудовыми коллективами, благодаря чему школа становится частью социальной системы общества
Педагогический поиск.—М., 1987.—С. 390—391.
и усиливает свой воспитательный потенциал. Между школой и базовыми шефскими предприятиями, колхозами, совхозами устанавливаются как трудовые, материальные отношения, так и духовные: организуются совместные собрания и вечера, встречи и походы, митинги и обсуждения. Особое воспитательное значение приобретают контакты с учреждениями культуры, прежде всегос детскими музыкальными, художественными школами, с детскими, юношескими спортивными школами, внешкольными учреждениями. Директор школы, особенно с продленным днем, получает уникальную возможность обогатить и развить жизнь детского воспитательного коллектива за счет создания учебно-воспитательного комплекса, объединения материальной базы и коллектива своей школы с материальной базой и коллективом школ культуры и физвоспитания. Так, в ряде школ Белгородской области, благодаря учебно-воспитательным комплексам, введены обязательные занятия хореографией и музыкой, а также добровольные (по интересам)—другими видами искусства и спорта. Это активно влияет на способности детей, их духовное, общекультурное, интеллектуальное и физическое развитие. В Ростовской области школьники ряда районов посещают центры эстетического воспитания, созданные на базе музыкальных школ и школ искусства, клубов и других учреждений культуры. Таким же центрам эстетического воспитания в ряде регионов стали клубы, музеи, театры, учебно-производственные комбинаты.
Директора играют активную роль в установлении контактов междушкольными воспитательными коллективами. По инициативе ученических организаций проводятся совместные смотры технического и художественного творчества, походы по местам боевой и трудовой славы, организуются благотворительная помощь населению, спортивные игры и соревнования, создаются производственные бригады и строительные отряды. Директор обеспечивает связи школы с различными обществами: Российским и детским фондом, Фондом культуры, спортивными обществами, обществами книголюбов, филателистов, рыболовов, техников и рационализаторов, охраны природы и др. Он имеет широкий выбор контактов с коллективами вузов, техникумов и ПТУ, близлежащих предприятий, научных учреждений, с воинскими частями, театрами, творческими союзами, музеями, библиотеками, артелями народных художественных промыслов. Особое место в общественных связях детских коллективов занимает взаимодействие между школамигосударств содружества и зарубежных стран.
Одной из главных забот директора является самоуправление в общешкольном воспитательном коллективе. Сложность заключается в том, что самоуправление школьников не предполагает предоставление их самим себе. Дети по-настоящему чувствуют самостоятельность, ощущая поддержку, взаимодействуя с педагогами. Директор для детей не начальник, пользующийся командно-административными методами, а старший товарищ, более опытный и специально подготовленный человек, носитель идеалов гуманизма.
Он обсуждает с детьми ведущие цели-перспективы и вырабатывает наиболее рациональные пути их осуществления. Работает вместе с ученическим комитетом: подтверждает, обсуждает, критикует решения и планы работы его комиссий, непосредственно участвует вместе с органами самоуправления в организации и осуществлении наиболее крупных и ответственных событий, дел, мероприятий. Вместе с председателем учкома, его членами он проводит общешкольные линейки, высказывает свое мнение при подведении итогов соревнования, обсуждает результаты дежурства, привлекает представителей общественных организаций, учкома для работы в самоуправлении школой, проводит объединенные заседания педагогического совета и учкома в целях обсуждения таких общих вопросов, как состояние порядка и дисциплины в школе, условия и эффективность общественно полезного и учебного труда, материальная база и оформление школы, шефская работа. Директор, как и все педагоги школы, принимает участие в учебе актива ученического самоуправления, контролирует процесс его обновления и смены, использует органы ученического самоуправления как для решения практических вопросов организации жизни, так и для развитияиндивидуально-личностных свойств, социальной активности, организаторских, общественных навыков у всех детей.
Таково главное содержание воспитательной функции директора школы, которой подчинены все остальные функции и в свете которой эти остальные приобретают педагогический смысл.
Первым помощником директора школы в организации жизни воспитательного коллектива, заместителем по положению, является организатор внеклассной и внешкольной воспитательной работы. В его деятельности вычленяются три функции. Первая —диагностическая. Организатор анализирует и обобщает ход воспитательной работы в школе. Особое внимание уделяется диагностике общего состояния системы деятельности детского коллектива и качества воспитательного влияния на детей. Собирается информация о выполнении планов воспитательной работы, о степени вовлеченности в активную жизнь всех школьников, о настроениях ребят, их особенностях, интересах и увлечениях. Организатор внимательно изучает состояние общественного мнения в коллективе, насколько правдиво и искренне проявляют себя ребята в школьных делах и отношениях, как у них складываются взаимоотношения между собой, с учителями и родителями. Эта информация о реальном ходе целостного воспитательного процесса необходима организатору для повышения эффективности своей методической работы с учителями, классными руководителями, воспитателями групп продленного дня. В рамках диагностической функции организатор изучает работу всех воспитателей, обсуждает качество организуемых дел и их воспитательную результативность. Учет и контроль за ходом воспитательной работы осуществляется в содержательно-методическом плане.
Центральная функция —организаторская. В нее входит планирование всей внеурочной воспитательной работы школы. Ор-
ганизатор планирует исходя из направлений, связанных с учебой, познавательной деятельностью школьников, с общественно полезным трудом, техническим и художественным творчеством, физкультурно-спортивной работой. В соответствии с направлениями, возможностями учителей и воспитателей организатор расставляет кадры, обеспечивает материальную базу, определяет режим работы кружков, секций, студий, время и место осуществления крупных мероприятий. Он взаимодействует с детскими общественными организациями, ученическим самоуправлением, одновременно обучая их и стимулируя активную самодеятельность. Перед детьми организатор выступает как старший товарищ, советчик, авторитетный педагог, справедливый, увлеченный и требовательный, творческий человек, ведущий детей дорогами содержательной и интересной жизни.
Координирующая функция организатора заключается в налаживании связей и взаимодействия между учителями, классными руководителя, воспитателями. Он оказывает и методическую помощь, знакомит с литературой и передовым опытом, .добивается единства взглядов и действий всех педагогов, включая весь технический персонал школы, руководителей производительного труда старшеклассников. Большое значение имеет координация действий воспитателей школы с родителями как в плане просвещения родителей, так и привлечения их к воспитательной работе в школе.
Объектом координирующей деятельности организатора является налаживание взаимодействия между детскими организациями, классными коллективами, кружками и студиями, производственными бригадами, спортивными и самодеятельными объединениями. Он устраивает встречи, совместные собрания, мероприятия, позволяющие обмениваться опытом, духовно обогащаться, укреплять дружбу. В зону координации организатора входит и налаживание взаимодействия с внешкольными учреждениями: Домами и Дворцами школьников, школами системы Министерства культуры, объединениями по месту жительства, трудовыми коллективами, комиссиями Советов народных депутатов, детскими комнатами милиции. В результате организационно оформляется и закрепляется целостность учебно-воспитательного процесса. Директор школы и организатор внеклассной и внешкольной работы, взаимодействуя и дополняя друг друга, решают стратегические и тактические задачи организации и жизнедеятельности детского воспитательного коллектива.
СУЩНОСТЬ, ФУНКЦИИ, ФОРМЫ, ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ
Классный руководитель лишь частично непосредственно организует детскую жизнь и деятельность. Значительно большую роль в этом смысле играют родители, учителя-предметники, наставники, мастера, руководители кружков, секций, студий, организующие быт, учебный и общественно полезный труд, общественную дея-
тельность, туризм, краеведение, техническое и художественное творчество школьников. Классный руководитель отвечает за содержание воспитательного процесса, его соответствие целям гуманистического демократического воспитания и активность участия в нем детей. Для этого необходима диагностика, достаточно полная осведомленность воспитателя об участии ребенка в различных видах деятельности, 'его отношениях в группах, характере и содержании общения, формирующихся потребностях и интересах, стимулах и мотивах поведения. На основе этой информации, получаемой от самих детей, от непосредственных организаторов их жизни, классный руководитель контролирует состояние воспитательных отношений, дает советы, вносит педагогические коррективы в течение жизни.
Важной задачей классного руководителя по обеспечению целостности учебно-воспитательного процесса является координация деятельности, и налаживания взаимоотношений четырех ведущих коллективов: детского воспитательного, учителей, работающих с классом, родителей и трудового (базового предприятия). В детском коллективе классный руководитель способствует организации ученического самоуправления, установлению деловых отношений ответственной зависимости, развитию отношений по интересам. Он взаимодействует с детьми на основе уважения, взаимной требовательности, внимательности, сочувствия, взаимопомощи и справедливости. С коллективом учителей, работающих в классе, классный руководитель обменивается информацией, договаривается о единых действиях, требованиях и совместных формах работы. Взаимодействия с родительским коллективом строятся на обмене информацией, единстве требований, осуществлении родительского педагогического всеобуча, участии родителей в отдельных формах педагогической работы с детьми. Отношения с трудовым коллективом организуются как шефские, деловые и свободного общения.
Непосредственное общение с детьми, идейное, духовно-ценностное влияние на них требует от классного руководителя повышенного внимания к психическим переживаниям и состояниям детей, формированию их идеалов, взглядов, убеждений, личностных качеств и индивидуальных способностей. Ребенок формируется как личность и индивидуальность тогда, когда педагоги стремятся перевести внешние социально-ценные стимулы во внутренние мотивы его поведения, когда он сам добивается общественно ценных результатов, проявляя при этом целеустремленность, волю и мужество. Воспитательный эффект велик, когда воспитание, на каждом этапе возрастного развития, перерастает в самовоспитание, а ребенок из объекта воспитания превращается в его субъект. Механизмом такого превращения являетсяосмысление детьми процесса собственной жизнедеятельности;осознание ее целей, требований, перспектив;познание в ее процессе своих сил и возможностей;
преодоление (самопреодоление) своих слабостей и осуществление самовоспитания. Классный руководитель, анализирующий вместе
с учащимися общественную жизнь, процесс их становления как личностей, формирования их мировоззрения, творческих способностей, предстает перед ними в качестве мыслителя, помогающего активно участвовать в становлении собственной личности, развитии и организации поведения.
Сущность педагогической деятельности классного руководителя определяет основные функции его воспитательной работы.Организаторская функция состоит в активном содействии классному самоуправлению, развитию детской самодеятельности.Идейно-воспитательная функция проявляется каканалитико-обобщающая.Необходимость налаживать взаимодействие четырех коллективов (учащихся, учителей, родителей, общественности) подчеркивает значение функциикоординационно-информационной. Важность непосредственного доверительного контакта с детьми в целях своевременного снятия психических напряжений делает актуальной психологическую функцию. Стимулирующе-тормозящая функциядает возможность активизировать общественно ценную деятельность детей и приостанавливать негативную.Импровизационно-творческая функция обеспечивает классному руководителю повышенную контактность, эффективность общения, целенаправленного взаимодействия с детьми.
К выбору форм работы классный руководитель подходит творчески, с учетом условий жизни школы, возможностей и особенностей детей, содержания детской жизни, которую предстоит вместе с детьми осмысливать, анализировать, обобщать и корректировать. Планируемые им формы, различного содержания «классные часы», призваны охватить анализом весь целостный учебно-воспитательный процесс, кристаллизовать его ведущие идеи в сознании детей, помочь дать оценку формирующимся идеалам, ценностным ориентациям, вкусам, выразить принципиальное отношение к наносному, чуждому, вредному.
Рассмотрим в общих чертах сущность и структуру наиболее актуальных форм работы классного руководителя.
«Час знаний и убеждений» посвящается анализу складывающихся у учащихся мировоззренческих представлений, политических, нравственных, эстетических идеалов, ценностных ориентаций. С учетом освоенного школьниками учебного материала, знания текущих общественно-политических событий, новых явлений в науке и искусстве классный руководитель с ребятами определяет тему собеседования, обсуждения, диспута. По избранной теме готовятся сам воспитатель и все учащиеся. Школьники выступают с сообщениями, задают вопросы, высказывают суждения и убеждения. В ходе обсуждения классный руководитель делится своими соображениями. В заключительной части «Часа» он высказывает свои суждения, оценки знаний, соображений, взглядов, убеждений ребят, дает им четкое представление о том, что ими хорошо усвоено, над чем надо работать, какие нравственные, эстетические взгляды необходимо переосмыслить. Сегодня, когда в политике, экономике, общественных науках, искусстве происходит переоцен-
ка многих ценностей, вся эта аналитическая и оценочная работа воспитателя приобретает особый смысл и значение.
Во время«Часа труда» дети активно обсуждают доступные их пониманию вопросы перестройки экономической жизни страны, а также практику собственных трудовых отношений в коллективе. «Час труда» может превращаться в своеобразное производственное совещание, на котором обсуждаются вопросы организации труда старшеклассников, качества продукции, отношения ребят к делу, распределению заработанных средств. Если «Час труда» по общим экономическим вопросам может быть организован как семинар, то по трудовым отношениям в коллективе — как собрание или совещание, посвященное назревшим актуальным вопросам, противоречиям и конфликтам.
«Час коллектива» представляет собой своеобразную форму собрания коллектива класса. На нем ставятся и осмысливаются актуальные проблемы жизни общешкольного и классного коллективов, состояния самоуправления, выполнения общественных поручений, коллективных отношений, поведения отдельных ребят. Вместе с активом класса воспитатель выявляет назревшую тему, изучает положение дел. Все ребята специально готовятся к выступлениям: изучают положительный опыт и недостатки. В течение «часа» проводится свободная дискуссия, формируются основные выводы и решения, выдвигаются темы и вопросы для очередного «Часа коллектива». Когда «Час коллектива» проходит как отчетное общее собрание, с ответами выступают уполномоченные и ответственные по видам деятельности: староста, культорг, хозорг, физорг, редактор стенгазеты, турорг. Обсуждаются и результаты соревнования, дежурства по школе, организации самообслуживания, проведения вечеров, походов, физкультурных и спортивных мероприятий. Во время всех дискуссий классный руководитель выражает свое мнение в тактичной, ненавязчивой форме. Заключительным моментом «Часа коллектива» является выражение общественного мнения: принятие согласованного решения, обращения, рекомендаций, пожеланий.
«Час творчества» организуется как подведение итогов работы учащихся класса в кружках, хореографических, изобразительных, музыкальных студиях, школах искусств, на станциях техников и юннатов, в клубах, а также дома. Он предоставляет возможность каждому ребенку или группе детей проявить себя, показать, на что способны, услышать мнение о результатах своего творчества, узнать о себе что-то новое и самоутвердиться. Это позволяет классному руководителю активно влиять на духовный мир детей, на формирование их художественно-эстетических представлений, мировоззренческих убеждений. «Час творчества» лучше всего организовывать тематически: целиком посвящать либо научно-техническому творчеству; либо отчету классного вокально-инструментального ансамбля; либо поэзии; либо выставке рисунков, изделий прикладного характера, коллекций; либо творческим играм. Заблаговременно классный руководитель и дети договариваются о
теме «часа», ведут к нему подготовку. В общей его структуре обязательными элементами являются: а) показ умений, поделок, моделей, рисунков — всего самостоятельно сотворенного; б) обсуждение результатов творчества, высказывание оценок, советов, суждений, рекомендаций по дальнейшему совершенствованию навыков, умений, мастерства.
«Час семьи» по содержанию направлен на осмысление опыта семейной жизни. Школьники осуждают примеры жизни семей, в которых росли выдающиеся личности. Перед ними выступают интересные люди, их собственные родители, а сами дети рассказывают о своем отношении к папам и мамам, другим членам семьи, к бытовому труду, к духовному общению в семье. Классному руководителю важно разобраться в том, какие представления о жизни черпают дети в семье, как соотносят их с теми, которые приобретают в школе, в общественных организациях, из источников массовой информации. Классный час может быть посвящен и проблемам улицы. Детям надо предоставить возможность активно обсуждать свою жизнь во дворе, в неформальной группе. Сколько времени у ребят занимает улица, с кем они дружат, во что играют, какова атмосфера, содержание отношений и общения.
Таким образом, классный руководитель, посредством основных форм своей работы с детьми, превращается в мозговой политико-синтетический центр системы воспитания. Он оказывает ребенку решающую педагогическую помощь в осознании им процесса собственной жизни и деятельности, что превращает его в активного и сознательного субъекта воспитания.
План работы классного руководителя является оперативным конкретным документом, способствующим организации целостного воспитательного процесса.
Структура плана определяется основными видами его идейно-организаторской деятельности. В плане находят отражение общешкольные мероприятия, в которых участвует классный воспитательный коллектив, работа с самим классным и взаимодействующими коллективами. Основными разделами плана могут быть: общешкольные мероприятия; работа с коллективом учащихся; работа с коллективом учителей; работа с коллективом родителей; работа с коллективом трудящихся базового предприятия. План составляется на четверть.
В разделе общешкольных мероприятий фиксируется время их проведения, степень и формы участия в них учащихся класса, намечаются ответственные. Раздел: «Работа с первичным воспитательным коллективом» составляет центральное звено плана. В нем планируются классные часы, участие воспитателя в делах детского коллектива: общественно полезном труде, дежурстве, дискотеке, экскурсиях, праздничных вечерах и походах. Раздел: «Работа с учителями, преподающими в классе» включает мероприятия по обмену взаимной информацией, совместной выработке рекомендаций относительно совершенствования знаний, умений и навыков школьников, осуществления индивидуального подхода к ним
в процессе обучения. Раздел: «Работа с коллективом родителей» планируется на основе устоявшихся апробированных форм взаимодействия. Среди них родительские собрания, индивидуальные доверительные беседы классного руководителя с родителями, встречи родителей с учителями-предметниками. Раздел: «Работа с коллективом базового предприятия» включает встречи классного руководителя с трудящимися, посвященные реформе школы, ее роли в стратегии ускорения, воспитательным возможностям трудовых коллективов; совместные мероприятия трудящихся и школьников, посвященные особенностям технологии современного производства, экономической реформе, трудовым традициям коллектива, новым формам организации труда, производственной и бытовой дисциплине.
Таким образом, эффективное выполнение классным руководителем своих функций, активное использование форм работы и четкое планирование дает возможность включения всех школьников в целостный учебно-воспитательный процесс.