Коллективная творческая работа: «Портрет школы» или «Воспитательная система школы» (Выполняется студентами, проходящими практику в одной школе)

СОДЕРЖАНИЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ

Этап: практика студентов 4 курса.

Характер практики – учебный. Формирование умений организовывать познавательную деятельность учащихся, овладение методиками учебно-воспитательной работы.

Задачи:

1. Ознакомление:

· с типом учебного заведения и основными направлениями учебно-воспитательной работы в нем;

· с деятельностью психологической службы;

· с педагогической деятельностью классного руководителя по организации учебно-воспитательной работы с учащимися класса;

· с учащимися класса;

· с опытом организации школьного кабинета, с каталогом типового оборудования, методическим комплексом, техническими средствами и дидактическим материалом кабинета;

· с функциями работников образовательного учреждения.

2. Изучение:

· комплекса психолого-педагогических диагностических и коррекционных методик, применяемых для изучения личности учащегося;

· опыта работы учителя-предметника и классного руководителя по постановке и решению воспитательных задач;

· опыта подготовки и проведения воспитательных мероприятий;

· документации образовательного учреждения.

3. Участие в учебно-воспитательной работе:

· классного руководителя по реализации плана воспитательной работы;

· учителя-предметника и классного руководителя по подготовке и проведению уроков и внеклассных мероприятий;

· учителя-предметника и классного руководителя по оформлению документации.

4. Освоение:

· самостоятельного планирования, проведения, контроля, корректировки отдельных фрагментов урочной и внеурочной деятельности;

· различных видов анализа урока и внеклассного мероприятия (психологического, педагогического, методического);

· методов исследования индивидуально-психологических особенностей личности учащихся.

На 1 этапе практики предполагается организация деятельности студентов по следующим направлениям: «Школа как воспитательная система», «Учебная деятельность», «Воспитательный процесс», «Изучение личности ученика», «Общение с коллегами», «Работа с родителями», «Я как учитель».

1. «Школа как воспитательная система». Знакомство с образовательным учреждением: администрацией, педагогическим коллективом, уставом и концепцией образовательного учреждения, основными направлениями учебно-воспитательной работы педагогического коллектива, материальной базой, правилами внутреннего распорядка, традициями образовательного учреждения.

2. «Воспитательный процесс». Знакомство с классным руководителем. Изучение его деятельности. Знакомство с учащимися класса: личными делами, медицинскими картами, дневниками, классным журналом. Посещение внеклассных мероприятий и их анализ. Участие в планировании, подготовке, проведении и анализе внеклассных мероприятий с классом. Оформление учебно-воспитательной документации. Оформление сценариев детских праздников.

3. «Учебная деятельность». Знакомство с учителем-предметником.Посещение учебных занятий. Планирование, подготовка, проведение и анализ уроков. Применение педагогических и методических знаний в практической деятельности: организации начала и конца урока, перехода от одного вида деятельности к другому, различных форм опроса учащихся, создания эмоционального климата на уроке, организации индивидуальной и дифференцированной работы, работы с отстающими учениками. Изучение познавательной деятельности учащихся на уроке: сформированности учебных умений и навыков, навыков самостоятельной работы, успеваемости и дисциплины, наличия познавательного интереса к предмету.

4. «Изучение личности ученика». Применение на практике методов наблюдения, беседы, анализа школьной документации при изучении личности школьника. Наблюдение за лидерами и изгоями в классе. Оценка эффективности применяемых на практике методов поощрения и наказания. Педагогический комментарий и рекомендации по работе с ребенком.

5. «Работа с родителями». Ознакомление с планом работы с родителями школьников, с разнообразием организационных форм работы с родителями учащихся.

6. «Общение с коллегами». Ознакомлениес планом работы и посещение заседания методических объединений учителей русского языка и литературы, классных руководителей. Знакомство с работой Педагогического совета школы: содержанием работы и разнообразными формами проведения.

7. «Я как учитель». Осуществление анализа и оценки своего первого педагогического опыта. Рефлексия своих профессиональных успехов и неудач, осознание «недостаточного знания» в своей подготовке, выдвижение целей своего профессионального развития.

Текущая и отчетная документация:

Коллективная творческая работа: «Портрет школы» или «Воспитательная система школы» (Выполняется студентами, проходящими практику в одной школе).

2. Сценарий воспитательного мероприятия (дела, игры) и его анализ (тема определяется в соответствии с планом воспитательной работы с классом).

3. Творческая работа (на выбор):

А) «Как на уроке организован переход от одного вида деятельности к другому», «Как организовано начало, конец урока», «Приемы создания эмоционального климата на уроке», «Формы работы с отстающими учениками», «Формы опроса учащихся», «Трудности молодого учителя», «Фотография урока», «Современные образовательные технологии» («Учебная деятельность»);

Б) «Лидер в классе», «Изгой в классе», «О чем рассказал классный журнал?», «Недопустимое наказание», «Допустимое наказание», «Современные воспитательные технологии» («Воспитательный процесс»);

В) «Стиль семейного воспитания, социально-психологический тип личности и коррекционная работа с ребенком», «Работа с родителями учащихся» («Работа с родителями»);

Г) «Из опыта работы педагогического совета (методического объединения) коллектива школы № …» («Общение с коллегами»);

Д) «Самопознание» («Я как учитель»).

Наши рекомендации