Глава I. Анализ литературы по проблеме исследования.
Развитие навыков пересказа у детей с ОНР
Оглавление
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава I. Анализ литературы по проблеме исследования
1.1. Развитие связной устной речи нормально развивающихся детей………......7
1.2. Клинико-психолого-педагогическая характеристика детей с ОНР………..16
1.3. Особенности развития связной устной речи у детей с ОНР………………..21
1.4. Обзор методик логопедической работы, направленных на развитие навыков пересказа у учащихся младших классов с ОНР III уровня………………………25
Глава II. Констатирующий эксперимент и его анализ
2.1. Организация и методика констатирующего эксперимента…………………31
2.2. Результаты экспериментального исследования……………………………..35
Глава III. Методические приемы по организации логопедической работы по развитию навыков пересказа у учащихся 1-2 классов с ОНР III уровня
3.1 Основные направления логопедической работы……………………………..38
3.2 Содержание логопедической работы…………………………………………39
3.3. Результаты повторного констатирующего эксперимента…………………..48
Заключение………………………………………………………………………..52
Список литературы……………………………………………………………….55
Приложение……………………………………………………………………….60
Введение
Актуальностьпроблемы связана с постоянно возрастающей ролью коммуникативного и творческого потенциала человека в современном обществе.
Практика подтверждает, что для развития связной речи недостаточно одних способностей. Единственный путь, который ведет школьника к дальнейшим целям - это систематические занятия, продуманные от начала и до конца, основанные на передовых данных психолого-педагогической науки [21]. Особенно актуальным все это является при обучении детей с нарушениями речи.
Появление проблем с речью в младшем школьном возрасте неизбежно приводит к тому, что ребенок начинает испытывать трудности в последующей жизни.
Сегодня множество детей страдает общим недоразвитием речи (ОНР). С диагнозом ОНР полноценное развитие речи становится актуальной проблемой. С детьми с ОНР обязательно должна проводиться логопедическая работа [3].
Одна из главных задач при осуществлении логопедической работы с ребенком – это помощь в формировании у него связной монологической речи. Развитие монологических способностей помогает преодолеть системное речевое недоразвитие и облегчает обучение детей в школе.
У детей с общим недоразвитием речи на фоне системных речевых нарушений задерживается развитие психических процессов и не формируются коммуникативные навыки. Их несовершенство не обеспечивает процесс общения, а значит и не способствует развитию речемыслительной и познавательной деятельности, препятствует овладению знаниями.
В связи с вышесказанным, рабочей гипотезой нашего исследования является предположение о том, что поэтапная работа с детьми по развитию навыков пересказа повысит эффективность логопедической коррекционной работы по развитию навыков пересказа у младших школьников с ОНР III уровня.
Степень научности и разработанности исследования.В современных психологических и педагогических исследованиях отмечается, что умения и навыки связной речи при спонтанном их развитии в дошкольном возрасте у детей с общим недоразвитием речи не достигают уровня, необходимого для полноценного обучения ребёнка в школе. Р.Е. Левина отмечает сложную организацию связной речи и указывает на необходимость специального речевого обучения. Однако, пути такого обучения недостаточно ясны, так как научно обоснованная теория развития связной речи в школьной логопедии, по оценке Т. А. Ладыженской, ещё недостаточно сформирована. Это вынуждает учителей-логопедов обращаться к общедидактическим рекомендациям, опираться на приёмы, рассчитанные на нормально развивающихся детей.
Объект исследования –связная речь детей младшего школьного возраста с ОНР III уровня.
Предмет исследования –развитие навыков пересказа у младших школьников с общим недоразвитием речи III уровня.
Цель исследования –теоретически обосновать и опытно-экспериментальным путем выявить оптимальные условия развития навыков пересказа у младших школьников с общим недоразвитием речи III уровня.
Задачи:
1) Проанализировать педагогическую, логопедическую, психологическую литературу по развитию связной речи младших школьников;
2) Выявить особенности развития навыков пересказа у младших школьников с ОНР III уровня;
3) Разработать методические приемы по развитию навыков пересказа у младших школьников с ОНР III уровня и проверить их эффективность в экспериментальной работе.
Методологической основой исследования является:
- концепция о возрастных этапах, закономерностях и условиях речевого развития в онтогенезе и его значении для развития связной монологической речи А.Н. Гвоздева, Н.И. Жинкина, А.А. Леонтьева, Д.Б. Эльконина;
- теоретические положения о развитии нормального и аномального ребенка Л.С. Выготского, Р.Е. Левиной, В.И. Лубовского, Е.А. Стребелевой;
- системно-комплексный подход к обучению детей с различными формами дизонтогенеза П.К. Анохина, А.Г. Асманова;
- учение о зоне ближайшего развития Л.С. Выготского.
Методы исследования:
1) Теоретические: анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования; формулирование выводов;
2) Эмпирические: педагогический эксперимент; методика выявления особенностей речевого развития А.А. Павловой и Л.А. Шустовой, тестовая методика Т.А. Фотековой, интерпретация результатов исследования.
Новизна исследованиязаключается в том, что в работе нами применена комплексная логопедическая работа по развитию навыков пересказа младших школьников с ОНР III уровня.
Теоретическая значимость исследования: исследование расширяет научные представления о развитии связной речи детей младшего школьного возраста с ОНР III уровня на основе применения комплексной логопедической работы.
Практическая значимость исследования:состоит в том, что комплекс логопедических занятий, направленных на развитие навыков пересказа у детей младшего школьного возраста с ОНР III уровня, использованный нами в работе, оказался эффективным. Это было доказано при помощи анализа влияния использованных методических приемов на развитие навыков пересказа у детей с ОНР, что позволяет использовать их учителям и логопедам в работе с детьми с ОНР III уровня.
Этапы исследования:
I этап:теоретический анализ литературы по проблеме исследования.
IIэтап:констатирующий этап исследования.
III этап:формирующий этап исследования.
IV этап:контрольный этап исследования.
Структура работы:работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложения.
Глава I. Анализ литературы по проблеме исследования.