Особенности формирования репертуара детского народно-певческого коллектива 4 страница

Человечество за свою историю наработало огромный пласт опыта - материальную и духовную культуру. Ребенок испытывает непреодолимую потребность в приобретении опыта предыдущих поколений. Вне культуры невозможно его выживание в человеческом обществе, становление как личности, полноценное вхождение в мир. Введение ребенка в культуру, то есть его воспитание, развитие осуществляется в процессе межличностного общения.

Музыка и речь осуществляют в звуковой форме интеллектуальный и эмоциональный обмен между людьми, способствуя взаимопониманию. Правильная трактовка отношения «свое-чужое» - это один из самых важных социальных навыков, которые человек приобретает в процессе общения. И музыка весьма способствует совершенствованию этого навыка. Музыка многообразна: нет такой социальной группы, такого исторического периода и такого народа, которые не создали бы свою музыку, отличную от музыки других социальных групп, других исторических периодов и других народов. Музыкант и человек, занимающийся музыкой, привыкает к многообразию воззрений, чувств, социальных манер и способов их звукового проявления. Музыкант живет среди насыщенных разными смыслами звуковых миров, воспринимая их многообразие как норму, поэтому отношение «свое чужое» для него менее драматично и чревато конфликтами, чем для других людей. Поэтому музыкально образованные люди тяготеют к плюрализму и в политике и в социальной жизни чаще придерживаются либеральных воззрений.

Психологи утверждают, что основой социальной адаптации являются два психологических свойства: умение находить альтернативные решения и видеть последствия своих действий. Люди, обладающие этими свойствами, становятся талантливыми руководителями и администраторами. Появлению этих социально ценных качеств способствуют музыкальные занятия.

Привычка слушать другого и понимать его, которую воспитывает музыка, делать музыкантов мягче и терпимее. При этом их волевые качества нисколько не страдают. С одной стороны, музыканты по сравнению с не музыкантами проявляют большую чувственность и проницательность; с другой стороны, они более эмоционально стабильные, чем не музыканты. Это редкое сочетание способствует их чрезвычайной социальной адаптивности - они многое видят и многое чувствуют, но их труднее вывести из себя, и они меньше подвержены паническим настроениям.

Итак, музыка и речь едины: они восходят к общим корням и имеют общее происхождение - текст словесный и текст музыкальный воспринимаются как осмысленное сообщение, обличенное в определенную форму. Музыка и речь состоят из звуков – фонем, объединенных в «слова-знаки», которые в свою очередь формируют законченные высказывания; их структура опирается на линейные последовательности элементов, организованных в соответствие с правилами. Пение - наиболее фундаментальное свидетельство речемузыкальной близости и ее средоточие, и поэтому пение до сих пор помогает развитию речи. Психологи постоянно подчеркивают благотворное влияние пения на детское развитие, прежде всего речевое. Особо отмечены успехи малышей, вовлеченных в певческую практику. Они быстрее учатся говорить, их речь сложнее, они сразу приступают к составлению предложений.

Связь музыки и слова на уровне интонирования объясняет близость музыкального и вербального талантов – композиторы пытаются писать стихи, сочиняя романсы на собственные тексты, а поэты и писатели музицируют и слушают музыку. Писатель и драматург Бомарше один из интереснейших исполнителей XVIII века, которого часто приглашали в королевский дворец поиграть на арфе; Лев Толстой был знатоком и любителем музыки, в доме у него всегда бывали музыканты. Труды о музыке и биографии выдающихся композиторов, написанные писателями Стендалем и Роменом Роланом, остаются непревзойденными до сих пор. Роман Томаса Манна «Доктор Фаустус» говорит о музыке и психологии ее творцов больше чем десятки научных трудов. Одним из первых романтиков был писатель Э.-Т. Гофман, автор оперы «Ундина»; у истоков французской комической оперы стоял философ, писатель и композитор-дилетант Жан-Жак Руссо, автор оперы «Деревенский колдун».

Таким образом, музыка облагораживает эмоционально; музыка обогащает умственно; музыка развивает способность к логическому мышлению и овладению языком и речью. Музыка способствует развитию социально ценных качеств человека, делая его толерантным. Огромное число выдающихся и просто успешных людей, которые не стали музыкантами, любят музыку и музицируют. Среди них короли и президенты, видные политики и бизнесмены, известные художники и артисты. Многие авторитетные фирмы и компании, среди которых Microsoft и крупные западные банки, предпочитают сотрудников с музыкальным образованием. Они правы: музыка расширяет и усиливает все духовные и интеллектуальные возможности человека. Музыка настолько многогранна и требовательна ко всем человеческим качествам, что не может быть музыканта, который бы не преуспел в любой сфере деятельности. Музыкант - лучший во всем и всегда: самый дисциплинированный, самый быстрый, самый четкий, самый мыслящий. Широкое внедрение музыкального образования - в детском саду, в школе, в вузе и на любом уровне - позволит каждому человеку максимально раскрыть и умножить все свои способности и добиться намеченных целей.

Литература:

1. Арановский, М. Музыкальный текст. Структура и свойства. - М.: Композитор. 1998.

2. Баринова М. Воспоминания о Гофмане и Бузони. - Л.: Музыка. 1961.

3. Кирнарская, Д. Музыкальное восприятие. - М.: Кимос-Ард.1997.

4. Кирнарская, Д. Музыкальные способности. - М.: Таланты-XXI век. 2004.

5. Мусин, И. Уроки жизни. - СПб.: Композитор. 1995.

6. Холопова, В. Музыка как вид искусства. - СПб.: Лань. 2000.

Шолохова Г.В.

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ НАВЫКОВ НА УРОКАХ ПОДБОРА ПО СЛУХУ И ИМПРОВИЗАЦИИ В ДЕТСКОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Обучение подбору по слуху и импровизации приобретает все большее значение в современной музыкальной педагогике. Приходит осознание того, что традиционные методы, направленные в основном на исполнительское обучение, не способствуют привлечению детей в музыкальную школу. Многие из учеников не имеют к моменту поступления хороших слуховых данных, и примерно к середине периода обучения некоторые из них отсеиваются. Это требует освоения новых путей музыкального воспитания, среди которых - развитие творческого потенциала учащихся.

Известно, что все музыканты эпохи барокко умели импровизировать, но позже это искусство было утеряно. В советское время импровизация не поощрялась, т.к. ассоциировалась со свободой мышления. Живы наши детские воспоминания о негативной реакции преподавателей на все, что уклонялось от «программы». Но времена изменились, и умение импровизировать снова становится нужным для музыканта-профессионала.

Не так давно предметы подбор по слуху и импровизация введены в средних и старших классах ДМШ при колледже культуры и искусств им. И.С.Палантая. Их появление способствует развитию творческих и исполнительских навыков учащихся, оживляет учебный процесс. Музицирование связано с положительными эмоциями и со временем превращается в потребность, которая у многих сохраняется на долгие годы.

Эти творческие предметы тесно взаимосвязаны. Не умея подбирать по слуху, очень сложно научиться импровизировать. Поэтому навыки исполнения по слуху мелодии и аккомпанемента можно рассматривать как подготовительный этап импровизации.

Подбор по слуху мы рассматриваем как процесс творческий. Это не просто буквальное воспроизведение музыкальной фактуры без нот, а индивидуальная трактовка известной темы и исполнение песни под собственный аккомпанемент на фортепиано.

Одной из главных задач при обучении навыкам игры по слуху является развитие внутреннего музыкального слуха. Для этого необходимо создавать условия, в которых ученик сможет использовать свои слуховые возможности, побуждать его к творчеству.

Остановимся на некоторых важных методических принципах работы по предмету подбор по слуху. Один из них - использование тщательно отобранного репертуара, доступного детям. Границы здесь могут быть довольно широки: от простейших народных песен, основанных на главных трезвучиях лада, до эстрадных и джазовых тем с солидным «арсеналом» гармонических средств. Если материал вызывает эмоциональный отклик и заинтересованность, эффективность работы значительно возрастает. При выборе его можно в полной мере учитывать вкусы и пристрастия ученика. Гармонизуя любимую тему, он проявляет большее усердие и заинтересованность, быстрее двигается дальше. Кроме того, привлекает возможность ярко проявить себя среди своих сверстников и друзей.

Опираясь на многолетний опыт преподавания этого предмета в музыкальной школе, могу отметить, что правильный выбор репертуара - одно из условий быстрого освоения новых теоретических и технических трудностей. Часто ученики сами приносят аудиозаписи понравившихся песен с тем, чтобы создать свои варианты с помощью преподавателя. Такое творческое отношение к делу нужно только приветствовать. Иногда, услышав эффектное исполнение песни своим товарищем, ученик просит дать ее на подбор. Такое желание также нужно поддерживать, настаивая при этом на собственной, оригинальной версии песни. Подобное «соревнование» подогревает интерес.

Другой важный методический принцип заключается в том, что теоретические сведения изучаются не на абстрактном музыкальном материале, а рассматриваются на примере специально выбранной песни. Такой практический подход помогает осознавать теорию более глубоко, заинтересованно.

Очень важна в преподавании четко и логично выстроенная последовательность тем учебного курса. Значительная часть времени посвящена подбору аккомпанемента к мелодии, интонируемой голосом. Это позволяет сосредоточиться на гармонизации, научиться плавно и логично соединять аккорды, не отвлекаясь на воспроизведение мелодической линии, осознавать их функциональную логику.

Изучение гармонических закономерностей следует дидактическому принципу «от простого к сложному». Каждый новый гармонический оборот рассматривается не изолированно, а во взаимосвязи с другими элементами музыкальной речи на примере одной из песен. Так, например, при изучении темы «золотая секвенция» можно параллельно работать над различными видами гармонической фигурации, что отлично сочетается во многих песнях.

Полезно также использовать пройденные музыкальные темы для перегармонизации (гармонического переосмысления). На их примере можно показать, насколько богаче и интереснее может быть гармоническое оформление того или иного фрагмента. Прежде всего это касается усложнения гармонических средств, в частности, использования отклонений.

Подбор на слух - это не только выбор подходящих для мелодии аккордов. Произведение включает, кроме гармонии, мелодию и определенную фактуру аккомпанемента, часто опирающуюся на конкретный жанр. Прежде всего - это фактуры вальса, польки, лирической песни на примере соответствующих песен. Освоение фактурных разновидностей аккомпанемента идет параллельно усложнению гармонических средств.

Более сложный этап - замена вокального исполнения с аккомпанементом инструментальной версией. Переход к такому сложному фактурному изложению иногда бывает довольно болезненным. Поэтому вначале лучше для его освоения обратиться к более простым песням, пройденным ранее. Они должны быть помещены в новые фактурные условия. Не всегда просто для ученика ритмически организовать все три слоя фактуры (бас, аккорд, мелодия). Уровень сложности такой версии находится в прямой зависимости от его технических возможностей.

Для придания форме песни стройности и завершенности необходимы вступление и заключение. Их сочинение - первый шаг к импровизации. Эти разделы в учебных работах бывают краткими и элементарными по фактуре, но обязательно должны быть связаны с тематизмом песни. Первые работы обычно «досочиняются» учеником, позже можно ожидать и собственных вариантов.

Из других элементов импровизации мы применяем варьированное изменение темы. Прежде всего, это видоизменение ритмики в сторону ее активизации (синкопы, паузы), что вносит в музыку остроту и особый «драйв». Важно раскрепостить ученика, научить его не бояться синкопировать. Небольшие изменения могут затрагивать и звуковысотную сторону.

Как сделать процесс обучения импровизации эффективным и в то же время психологически комфортным для ребенка?

«Существующая в обыденном сознании мысль, что импровизация есть удел особо одаренных детей, лишена основания и отражает инерционно-пассивные взгляды на музыкальную педагогику. В каждом ребенке изначально заложена способность к устному звукотворчеству.»[3] В моей практике технически слабые ученики часто обладали хорошим творческим «зарядом» и многого добивались.

Задача педагога - добиться свободы высказывания, раскованности, вызвать любовь к музицированию. Существуют авторские разработки по преподаванию импровизации, но дело это настолько тонкое и творческое, что единая методика преподавания, думается, невозможна. Каждый преподаватель предпочитает пользоваться своей разработкой, или наиболее близкой ему. С благодарностью вспоминаются курсы по методике обучения импровизации, проводившиеся профессором Казанской консерватории А.Л.Маклыгиным. Многие его методические положения используются нами в преподавании.

Условия успешного обучения подбору по слуху и импровизации во многом схожи: интересный исходный материал, тесный творческий и психологический контакт преподавателя и ученика.

Какие трудности ожидают обучающегося импровизации и его преподавателя?

Импровизация немыслима без ясной гармонической схемы, поэтому желательны первоначальные навыки подбора по слуху. Если они к началу обучения отсутствуют, мы начинаем именно с этой части работы. Ведь в процессе импровизации нужно эффектно изложить тему, а затем импровизировать на нее, сохраняя гармоническую основу. Гармонизация мелодии аккордами сложнее трезвучия поначалу довольно затруднительна для детей, поэтому в процессе обучения стоит обращаться к типовым схемам, вырабатывая опыт стандартных построений. Прежде всего это касается блюзовой гармонической сетки, различных стандартных каденций. Далее нужно добиваться красивой и изысканной гармонизации с привлечением сложной аккордики и гармонических замен, т.к. более всего удручает примитивная гармония.

Особо хотелось бы подчеркнуть значение внутреннего чувства метра - способности, которую можно со временем выработать. В моей практике была ученица, которая в размере 4/4 могла время от времени играть такты на 3 или 5 четвертей, плохо чувствовала наступление каденций. Это нужно было искоренить, что и было сделано после работы в фортепианном ансамбле. Правда, это случилось далеко не сразу.

Недопустимо для импровизатора «вылететь» из гармонической сетки квадрата, тем более остановиться. Для этого нужно научить представлять ее как целое, хорошо выучив наизусть. Только на такой основе возможно создавать свою импровизационную линию. Кроме того, хорошее чувство метра и гармонии поможет сохранить форму, если даже во время исполнения временно потеряна мелодическая линия.

Другой ученик, обладавший хорошим творческим потенциалом, буквально «фонтанировавший» идеями, не всегда выглядел эффектно на выступлении именно потому, что иногда терял гармонию, и, как следствие, страдал метроритм. Большое значение для воспитания чувства формы имеет работа над техникой каденционных оборотов, которая может быть доведена у ученика до автоматизма.

Музицирование в ансамбле всегда вызывает особенный интерес у учащихся и у слушателей. Ансамбль предполагает разделение партий на солирующую и аккомпанирующую, звучит эффектнее, ярче, чем сольное исполнение. Работа над ансамблевым произведением начинается с построения общего плана композиции, фактурного изложения партий. Педагог и ученики обмениваются идеями, лучшие из которых ложатся в его основу. Именно работа в ансамбле помогает быстрее выработать хорошее метроритмическое чувство, не останавливаться во время сбоев. В ансамблевой импровизации солист более раскрепощен, т.к. гармония им только намечается.

Игра в ансамбле - любимая форма музицирования учащихся. Ансамблевые номера всегда с успехом звучат на концертах.

Большое значение для импровизатора приобретает изучение национального фольклора.В свой репертуар мы обязательно включаем марийские темы - как народные, так и композиторские. Важно, чтобы их современная трансформация была корректной и оригинальной. Близость блюзового лада к марийской пентатонике позволяет некоторым народным песням заиграть новыми красками.

Учебный курс импровизации имеет свои этапы. Момент, когда ученик начинает самостоятельно импровизировать, наступает не сразу, а через определенное время (у каждого этот временной период разный). Он напоминает начало самостоятельного плавания. Вспоминается знаменательная фраза одной из учениц, с изумлением смотрящей на свои руки: «Ой! А ведь я импровизирую!» У преподавателя вызывает радость рождение индивидуального стиля или хотя бы какие-то его проявления. Еще раз хочется подчеркнуть, что попытки импровизировать ограничены субъективными творческими возможностями студентов, и с этим нужно считаться.

Не секрет, что даже выпускники музыкальных колледжей и консерваторий, сталкиваясь в своей профессии с подбором мелодии и аккомпанемента по слуху, часто беспомощны в воспроизведении музыки без нот. Это снижает их профессиональный «рейтинг» в глазах учеников, делает их контакт недостаточно тесным.

Совсем недавно подбор по слуху как предмет введен на дирижерско-хоровом отделении нашего колледжа. Курс индивидуальных занятий рассчитан на 1 год (III-IV семестр). Помимо владения обширным комплексом знаний и умений в области хорового дирижирования и вокала, преподаватель хора, учитель музыки должен уметь свободно ориентироваться в любом музыкальном материале, иметь навыки в области творческого музицирования.

Импровизации обучаются студенты теоретического и фортепианного отделений (2 года и 1 год соответственно). Сейчас для всех становится очевидным, что эти виды творческой музыкальной деятельности необходимы в практической работе каждого педагога-музыканта.

Творчество становится равноправным компонентом учебной деятельности, способствующим процессу подготовки учащихся ДМШ и будущих преподавателей.

Литература:

1. Сиротина, Т.Л. Подбираем аккомпанемент. Вып. 1. Для I-IV классов ДМШ/ Т.Л.Сиротина. - М: Музыка, 2010. - 80 с.

2. Маклыгин, А.Л. Импровизируем на фортепиано. Вып.1/ А.Л.Маклыгин. - М: Престо, 1997. - 32 с.

3. Шатковский, Г.И. Развитие музыкального слуха и навыков творческого музицирования: Методическая разработкадля преподавателей ДМШ и ДШИ. / Г.И.Шатковский. - М.: Изд-во НМК по учеб. заведениям культуры и искусств, 1986. - 196с.

Эльтерова Р. Н.

СОВРЕМЕННЫЕ АСПЕКТЫ МУЗЫКАЛЬНО - ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В УСЛОВИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

Дошкольное образовательное учреждение решает различные образовательные, развивающие и воспитательные задачи. Музыкально- эстетическое воспитание является одним из задач в работе дошкольного учреждения, которое осуществляется главным образом на музыкальных занятиях, в самостоятельной музыкальной деятельности детей, праздниках, развлечениях. Так же, закреплять и расширять полученные в рамках непосредственно образовательной деятельности знания, умения и навыки дети могут в условиях дополнительного образования, а главное - развивать свой творческий потенциал, навыки адаптации к современному миру. Организация в детском саду дополнительных образовательных услуг способствует выявлению и развитию талантов и способностей детей в различных сферах деятельности. Мы, педагоги детского сада, из опыта своей работы можем отметить, что все дети талантливы, что различные способности, таланты детей проявляются уже в раннем детстве в стремлении, тяготении к определенной деятельности. У одного ребенка проявляются таланты, способности в интеллектуальной сфере, другой проявляет себя в сфере академических достижений, у него ярко выражены способности к гуманитарным наукам. Кто-то имеет способности к естественным наукам, кто-то имеет склонности к творчеству. Одни проявляют себя в сфере художественной деятельности, другие - в сфере общения и лидерства. У кого-то таланты проявляются в двигательной сфере. И наша задача, не только закреплять и расширять полученные в рамках непосредственно образовательной деятельности знания, умения и навыки детей, но создать благоприятную атмосферу для раскрытия и развития его собственных талантов и способностей. Дополнительное образование - гибкая система, способная быстро реагировать и удовлетворить интересы детей и запросы родителей.

Учитывая интересы дошкольников и запросы родителей по дополнительным услугам, наш детский сад выбирает следующие направления: художественно-эстетическое развитие (кружки по изодеятельности, театральный, «Бумажная мозаика», «Веселые штампики», «Веселые нотки»), физическое воспитание («Топтыжки»), интеллектуальное развитие (АБВГДейка, «Читалочка», «Хочу все знать»), социально-нравственное («Забавный английский», «Логоритмика», «Марийский»).

Совместная работа педагогов и родителей, выявление родителями способностей, талантов детей в процессе воспитания в условиях семьи, педагогов - в процессе обучения в условиях детского сада, определение единой цели для развития способностей, организация в детском саду дополнительных образовательных услуг способствуют как музыкально-эстетическому воспитанию, так и развитию способностей детей в различных сферах деятельности. В сфере дополнительного образования ребенок реализует свое личностное право на свободный выбор цели. Свободный выбор ребенка есть существенный признак дополнительного образования. Таким образом, система дополнительного образования строится на реализации принципа добровольности, заранее программируя ребенка на успешность освоения избранной деятельности.

Одним из богатейших и действенных средств музыкально-эстетического воспитания детей является хоровое пение. Вокальное искусство в последнее время достаточно востребовано и актуально, особенно в условиях засилья современной низкопробной массовой культуры, «попсы», которая, безусловно, не способствует развитию и воспитанию художественного вкуса.

В нашем детском саду организован детский вокальный ансамбль «Веселые нотки» в целях:

- развития певческих способностей детей, вокальных навыков и умений;

- всестороннего удовлетворения образовательных потребностей, интересов детей, развитие их талантов, запросов родителей;

- расширения спектра дополнительных услуг.

Вокальный кружок «Веселые нотки» создан на основании распоряжения заведующего детским садом. Состав вокального кружка сформирован с учетом запроса родителей, интереса детей и результатов диагностики их вокальных навыков. Возраст детей, посещающих вокальный кружок составляет 5-7 лет. Наполняемость группы – 10-12 человек.

Основные задачи деятельности вокального кружка:

- формирование и развитие в процессе музыкального творчества в комплексе ладового чувства, чувства ритма, чувства классической формы;

- включение дошкольников в активную творческую деятельность с последующим оцениванием «продукта» своего труда;

- реализация личностной доминанты у ребенка - стремления к самовыражению:

- формирование у детей интереса к музыке, накопление музыкально-творческого опыта;

- развитие вокально-слуховых способностей;

- формирование устойчивых певческих умений и навыков.

Непременным условием для формирования и развития певческих способностей детей является музыкальная развивающая среда ДОУ:

- современно оборудованный музыкальный зал;

- качественные музыкальные инструменты (фотепиано, аккордеон, баян, синтезатор, скрипка);

- разнообразные технические средства (музыкальный центр, радио микрофоны, компьютер, DVD, проектор);

- разнообразие музыкально-дидактических игр, пособий, предметной среды, литературы.

Формирование и развитие певческих способностей детей происходит так же при условии:

- мотивации детской деятельности;

- учета возрастных и индивидуальных особенностей детей;

- отбора музыкального материала, адекватного возрасту ребенка;

- целенаправленного процесса работы над вокальными импровизациями;

- включения упражнений, активирующих певческий аппарат, развивающих голос, слух, дыхание;

- разнообразие используемых методов и приемов (инсценирование, обыгрывание, оркестровка песен, пение хором, небольшими ансамблями, цепочкой, с дирижером и т.д).

Работа вокального кружка строится на единых принципах и обеспечивает целостность педагогического процесса. Занятия вокального кружка проводятся в соответствии с рекомендуемыми:

- продолжительностью режимных моментов дня для возрастных групп детского сада;

- объемом учебной нагрузки с учетом требований по Сан ПиН.

Кружковая работа с детьми проводятся в музыкальном зале один раз в неделю, продолжительностью 30 мин.

Программно - методическое обеспечение содержание деятельности вокального кружка определяется основной образовательной программой детского сада (Программа воспитания и обучения в детском саду под редакцией В.А.Васильевой, 2011г.).

В условиях перехода на новые образовательные стандарты в соответствии с ФГТ, основные задачи деятельности вокального кружка решаются в процессе совместной деятельности ребенка со взрослым, где приоритетной формой работы с детьми является игровая деятельность, хотя форма занятий тоже не исключается. Совместная деятельность строится на основе интеграции и тематического планирования.

В организации деятельности вокального кружка участвуют:

- педагог-психолог, который оказывает помощь в построении взаимоотношений с детьми;

- старший воспитатель, обеспечивающий:

- организацию педагогической деятельности в рамках единого образовательного процесса;

- оказание помощи в профессиональном росте музыкального руководителя;

- методический контроль качества оказываемой образовательной услуги;

- контроль за содержанием документации работы вокального кружка;

- контроль нагрузки детей в рамках допустимых норм при проведении кружковой работы.

Я, как руководитель кружка несу ответственность, в первую очередь, за качество оказываемой мною образовательной услуги, далее, за наличие, содержательность и культуру ведения следующей документации:

- тетрадь учета посещаемости вокального кружка детьми;

- перспективно-календарный план кружковой работы;

- результат выявления уровней развития вокальных навыков детей кружка на начало и конец учебного года.

По результатам диагностики уровня развития певческих способностей детей за последние три года наблюдается положительная динамика.

Наши дети с удовольствием посещают занятия вокального кружка. Дети не испытывают трудностей в процессе выступлений, ведут себя уверенно и раскованно. Воспитанники детского сада принимают активное участие в районном, республиканском конкурсе «Пеледше тукым», занимают призовые места, различных мероприятиях, проводимых районным отделом Культуры, в мероприятиях детского сада. Результаты работы вокального кружка, достижения своих детей родители видят на проводимом в конце каждого учебного года концерте «Наши таланты», на праздниках и развлечениях, на встречах в «Семейной гостиной», на ежегодном «Фестивале театров» в различных театральных постановках: музыкальные сказки, оперы. Делилась опытом своей работы на районном методическом объединении музыкальных руководителей: показала занятие «Приглашение феи Музыки», на республиканском семинаре «Развитие самоценных форм активности детей дошкольного возраста» (гости остались довольными выступлениями детей на концерте «Музыкальный калейдоскоп» (2010), на республиканском семинаре на тему: «Мастер-класс как одна из форм развития самоценной активности детей дошкольного возраста» показала мастер-класс на тему «Постановка и развитие певческого голоса детей старшего дошкольного возраста» (2011).

По моей инициативе и поддержке администрации и педагогов в детском саду организован женский вокальный ансамбль «Мелодия». Успехи ансамбля нельзя не заметить. Коллектив ансамбля не раз отмечен районной администрацией, районным отделом Культуры грамотами, дипломами, благодарственными письмами за участие и победу в различных в смотрах- конкурсах (смотр-конкурс патриотической песни, концерт к 65- летию победы в ВОВ, республиканский конкурс «Хоровая весна», концерты, посвященные различным торжественным датам и т.д.).

Выпускники детского сада продолжают развивать свои вокальные способности в школе, занимаясь в различных кружках, участвуют в районных, республиканских конкурсах и занимают призовые места.

Практика музыкального воспитания в детском саду показывает, что дети, имеющие задатки музыкальности не просто готовы к дополнительной работе, но скорей нуждаются в этом. Они испытывают потребность в реализации своего творческого потенциала. Дополнительные занятия воспринимаются ими, как награда. Таким образом, проблема организации работы с музыкально одаренными детьми стала актуальной и значимой для музыкального руководителя.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ

Аверкиева Анжелла Алексеевна – музыкальный руководитель первой квалификационной категории МБДОУ (комбинированного вида) №38 «Рябинушка» (Йошкар-Ола)

Агапитова Людмила Николаевна -педагог-психолог высшей квалификационной категории ГКУ «Социальный приют для детей «Теплый дом» (Йошкар-Ола)

Наши рекомендации