Исследовательская база курсовой работы
№ | Название группы источников | Материал |
Работы по истории, теории и методологии дизайна | учебные пособия, монографии, статьи истории, теории и методологии дизайна, школам дизайна, творческим методам | |
Работы по массовой культуре | монографии, статьи, посвященные характеристике, формированию, нормативно-ценностному содержанию и социальным функциям ее объектов, потребительскому поведению, эстетике предметной среды. | |
Работы по эстетике, художественной культуре, истории искусств | издания о закономерностях развития художественной культуры, стилях, художественных методах и творческому процессу. | |
Конкретно-практические источники | издания носят иллюстративный характер, где текст выполняет функции пояснения, дополнения иллюстрации. Такие работы, как правило, посвящены конкретным объектам дизайна | |
издания, статьи о производственных технологиях, средствах полиграфии, возможностях производства полиграфических продуктов | ||
издания по смежным темам областям знаний (информационные технологии, педагогика, психология, реклама, издательское дело, фотодело и т.п.: условиям реализации и функционирования практических разработок | ||
Визуальные источники | каталоги, сборники и альбомы, т.е. полностью иллюстративные издания, без какого-то ни было описания (текста) или количество текста минимально | |
Источники коммуникационных исследований | издания, статьи, посвященные маркетинговым исследованиям различного рода: изучение убеждений, мотивации, мнений респондентов, сбор данных, изучение рыночной среды в условиях реального социально-экономического контекста и др. | |
Эмпирические источники | сведения, полученные в результате маркетинговых исследований, инструментов исследования рынка (личные интервью, Интернет-опросы, фокус-группы, метод «подставного клиента», сегментация) |
Каждый этап курсовой работы предполагает работу с определенной группой источников. В чём специфика каждой из групп источников и каково их предназначение?
Первая группа – работы по истории, теории и методологии дизайна (учебные пособия, монографии, статьи), которые определяют методологию выполнения курсовой работы.
Вторая группа источников затрагивает широкий круг проблем, посвященных массовой культуре (характеристике, формированию, нормативно-ценностному содержанию и социальным функциям ее объектов), потребительскому поведению, эстетике предметной среды. Такие источники необходимы, чтобы разобраться в условиях проектной ситуации, в потребительских типах и отношениях между потребителем и объектом.
Третья группа источников – это издания по эстетике, художественной культуре, истории искусств. Данные источники посвящены закономерностям развития художественной культуры, стилям, художественным методам и творческому процессу. Они могут понадобиться для актуализации стилевого понимания объектов, для развития эстетических представлений. Эти источники могут быть необходимы как при теоретической проработке темы, так и в практике: при поиске «творческого источника». «Творческий источник» это визуальный объект или его фрагмент, характеристики которого помогают задать качественные, формально-пластические ориентиры вашей разработке. Такими характеристиками может быть цветовая стратегия, графика, пластическое, тоновое или общее стилевое решение. Конечно, перечисление характеристик можно продолжать, но смысла в этом нет. В зависимости от того, какой визуальный стимул определит ваше внимание и эмоционально-чувственно воодушевит его, от этого будет зависеть решение проектной ситуации и выполнение дизайн – разработки.
Четвертая группа – конкретно-практические исследования графического дизайна отечественными и зарубежными авторами. Это работы, в которых иллюстративная составляющая преобладает над текстовой. Как правило, такие исследования касаются определенного направления дизайн-графики: публикаций, буклетов, годовых отчетов, сайтов и пр. Эти издания имеют особую значимость, поскольку могут дать представление о тенденциях в графическом дизайне, используемых приемах, технологиях, материалах и т.д.
К данной группе источников относятся практико-ориентированные издания, статьи о производственных технологиях, средствах полиграфии, возможностях производства полиграфических продуктов. Данные источники значимы при определении условий реализации дизайн-разработок.
Кроме того, к данной группе относятся издания о конкретных областях различных сфер жизни и деятельности человека в рамках современных условий функционирования объектов дизайна. Это могут быть издания в области информационных технологий, педагогики, психологии, рекламы, издательского дела, фотодела и т.п. Изучение их может оказаться необходимым при определении условий реализации и функционирования практических разработок. Например, вами разрабатывается объект, ориентированный на обучение и развитие ребенка. В этой ситуации в поле ваших интересов попадут источники из области педагогики, психологии восприятия детей.
Пятая группа источников – это визуальные источники (сборники, каталоги и альбомы), т.е. полностью иллюстративные издания, без какого-то ни было описания. В работе над темой они формируют уровень визуальных представлений об «идеальном» объекте в своей области, демонстрируя, что уже создано. К этой группе источников также можно отнести интернет-сайты дизайнеров, дизайн-студий и рекламных агентств, демонстрирующих свои работы.
Шестую группу представляют источники коммуникационных исследований – это издания, статьи, посвященные маркетинговым исследованиям различного рода: изучение убеждений, мотивации, мнений респондентов, сбор данных, изучение рыночной среды в условиях реального социально-экономического контекста и др. Издания данной группы очень важны, поскольку определяют насколько ваша графическая коммуникация будет эффективна. Поскольку построение графической коммуникации невозможно без построения коммуникативной стратегии.
Седьмая группа – эмпирические источники. К данной группе относятся сведения, полученные в результате эмпирических методов исследования. Представляется важным их указать в общей базе курсовой работы, поскольку в зависимости от темы, они могут приобретать ключевое значение для формирования идеи разработок.
Перечисленные группы представляют как печатный материал, так и Интернет-ресурсы с большим количеством статей, заметок отечественных и зарубежных авторов, представленные в блогах, Интернет-изданиях и т.д.
3.Итак, начинать выполнение курсовой работы следует именно с работы над источниками: осуществить подбор монографической и периодической литературы, а также визуальных источников по теме исследования. Они позволят вам сориентироваться в истории и современном состоянии проблемы, определить оптимальную методику выполнения работы.
Сбор материала старайтесь совмещать с работой над пояснительной запиской. Делайте выписки из книг и статей или копируйте отрывки, если это электронные издания. Эти выписки или выдержки в дальнейшем могут использоваться при написании текста пояснительной записки как цитаты, поэтому внимательное прочтение должно касаться любых источников: комментариев, описаний дизайн-объектов, интервью с ведущими дизайнерами и т.д.
4.При работе над текстом обращаться к цитатам из литературы нужно только тогда, когда они авторитетно подтверждают или дополняют ваше мнение. Работа с разными группами источников позволит вам отыскать интересные идеи и сформирует базу для теоретического анализа. Обязательное цитирование, ссылки на источники определяют курсовую работу как исследование.
При включении цитаты в текст должно быть ясно, кто является автором фразы, и на какой источник ссылается текст. Ссылка оформляется посредством указания источника и страницы в квадратных скобках. Например, ссылка [5, c. 7] означает, что цитата взята с седьмой страницы источника, расположенного под пунктом 5 библиографического списка. Также необходимо помнить, что цитаты не должны быть очень короткими или слишком длинными. Если какие-то слова в цитате опускаются, то ставится многоточие, если же опускаются предложения, то многоточие берется в квадратные скобки.
5.При сборе информации по конкретному вопросу всегда возникает проблема ее систематизации, взаимосвязи, определении основного и второстепенного. Это вопросы связаны со системностью мышления. В такой ситуации попробуйте обратиться к визуализации информации посредством схем или таблиц. Создание схем по некоему вопросу (параграфу, разделу пояснительной записки)преследует цель установить логику и проверить полноту раскрытия вопроса. Схемапозволяет найти взаимосвязи и отношения между объектами, четче представить условия проектной ситуации, установить иерархию в проектных требованиях и пр. Если по параграфу, сформированному в виде чернового текста, попытки создать схему ни к чему привели, то, возможно, материал требует содержательной доработки или установлению логических связей, или в его изложении допущена неточность. В этом случае необходимо поработать над схемой, закончить ее, а потом в соответствии с ней выстроить текст параграфа и содержательно раскрыть.
Особое значение визуализация информации посредством схем приобретает в осуществлении анализа аналогов. Если анализ аналогов представлен в качестве самостоятельных описаний по каждому объекту, без каких-либо сравнительных характеристик и выделения преимуществ и недостатков, то практическое значение такого исследования не представляется значимым. Иными словами, в описание объектов необходимо внести исследовательскую составляющую. Что это означает?
При анализе аналогов дизайн-объекты необходимо сравнивать, выделять положительные и отрицательные их стороны. Кроме того, необходимо выстроить определенную классификацию, объединив анализируемые объекты в группы по какому-либо признаку (важному для задачи исследования). Таким признаком может быть графический прием, подход к иллюстрированию, цветовая стратегия и т.д. В этом случае анализ будит носить исследовательский характер. Схема или таблица, выполненная по материалам анализа аналогов, позволит вам проверить логику, последовательность выводов, а также их полноту.
Заметим, что после завершения графической части курсовой работы еще раз необходимо обратиться к схеме-классификации аналогов, с целью нахождения в ней места своей практической разработки и оценки оптимальности дизайн-решения.
Итак, для визуализации информации может быть использована схема или таблица, которые при необходимости можно дополнить рисунками или фотографиями. Главное, чтобы такая форма подачи материала легко воспринималась и была понятной. Включение схем и таблиц в пояснительную записку являются показателями глубокого анализа, и могут быть некой гарантией высокого уровня проработки пояснительной записки, а, следовательно, и информационной базы для самих дизайн-разработок.
6. Концептуальная стадия выполнения курсовой работы заканчивается самостоятельным этапом: разработкой идеи (дизайн-концепции). Можно сказать, что это кульминация работы, поскольку весь сбор информации и работа с ней направлены на реализацию именно этого этапа.
Этап разработки дизайн-концепции – это реализация художественного мышления, а не практических навыков создания графических композиций. Здесь вы думаете, анализируете, но при этом творите.
Пришло время разработки идеи (дизайн-концепции): начните с ассоциаций. Генерируйте свободные ассоциаций, фиксируйте их в качестве списка. Художественное мышление активизируется через ассоциации, которые возникают при активном участии в творческом процессе зрительных образов и воображения.
Подумайте, что может привлечь целевую аудиторию, чтобы она откликнулась, после этого также запишите идеи. На стадии поиска идеи старайтесь работать плодотворнее, лучше больше идей и меньше критики к самому себе.
Как описывать дизайн-концепцию. Здесь можно представить несколько советов по вопросу, как переложить свои творческие идеи на бумагу, т.е. написать соответствующий параграф пояснительной записки. Полагаем, что в выполнении этой части работы могут возникать трудности.
Итак, еще раз, дизайн-концепции – это идея. Способность «мыслить образами» является отличительной чертой дизайнера. Ваши идеи – это образы. Ваша дизайн-концепция – тоже образ, можно сказать и «прообраз». Поскольку ваша работа должна продолжаться, и дизайн-концепция (прообраз) через ваши разработки приобретет разные формы визуализации (образного решения). Какими словами можно описать образ или, точнее, какие характеристики можно выделить у образа, и, как описать каждую характеристику (тогда описание будет полнее).
Ниже представлена попытка «разделить» образ на характеристики. Деление условно, понятно, что невозможно описать идею, жестко проводя границы между условными составляющими. Это все для простоты и ясности восприятия. Итак, как было отмечено, мы условно делим образ на следующие составляющие.
Образ: пластический – опишите его композиционно-выразительные и цветовые характеристики. Он «статичный»? «динамичный»? «геометрический»? «рукотворный»?... Он «монохромный»? «определенной цветовой гаммы»?… Хочется обратить внимание, что при описании цветового решения дизайн-концепции не надо писать о символике всех цветов, об их физическом влиянии на человека, символическом значении в разных странах. Необходимо определить общее цветовое решение в связи с чувственным восприятием целевой аудитории.
В параграфе по описанию дизайн-концепции не используйте иллюстрации. Сюда не должны «случайно попасть» ваши дизайн-разработки. Они должны быть в следующей главе. Здесь вы описываете только словами. Старайтесь описывать, следуя своим чувствам и ассоциациям, ссылаясь на них. По вашему описанию в сознании читателя должна возникнуть «картина» причем не своя, а ваша, поэтому ищите нужные определения, суждения, метафоры.
Образ: ассоциативный – обязательно опишите ассоциации. Можно включить иллюстрации только зрительных стимулов, восприятие которых обнаружило вашу идею. Если вы подобного рода иллюстрацию (ии) включите в данных параграф, обязательно поясните их роль и ассоциативную связь с вашей идеей.
Образ: чувственный – опишите чувства, эмоции, ассоциации целевой аудитории (зрителя), которые будут вызваны вашим образом. Уточните характер, силу, качество этого воздействия. Отметьте, какие эмоции возникают – положительные или отрицательные, чувство любви, доверия, страха и т.д.
Разработка и описание дизайн-концепции завершают теоретико-аналитический этап. Начинается проектный этап, где вы разрабатываете визуальное решение, осуществляете визуализацию своей идеи.
1.4. Стадия моделирования
1. Как решать творческую проблему
2. Какие могут быть подходы,
или «Поиск графического языка»
3. На чем строится обоснование дизайн-решения
4. Стиль изложения
1. Вторая часть выполнения курсовой работы полностью посвящена практическим разработкам по визуализации дизайн-концепции. В табл. 9. представлены составляющие этой стадии. На данной стадии вы полностью погружены в практику дизайна, в проблему создания оптимального графического решения.
Таблица 9 (фрагмент табл. 1).
Фаза / Часть | Стадия | Этап / Задачи курсовой работы |
Проектная | Моделирования | Визуализация идеи (дизайн-концепции) / поиск и разработка образа, определение и выбор композиционно-выразительных и художественных средств (типографика, фотографика, графика), техник дизайна, разработка и обоснование возможных графических решений, поиск и определение цветового решения, выполнение графического моделирования, макетирование, |
Анализ результатов / определение и применение методов и критериев оценки оптимальности проектного решения, определение и обоснование оптимального графического решения, прогнозирование и аргументация эффективности визуальной коммуникации |
2.Поиск графического языка объекта – это поиск его формы на основе различных формально-пластических решений. «Моделирование» начинается с набросков, эскизов идей. Ваша работа начинается с поиска вариантов визуализации идеи. Обязательно сохраняйте все черновые решения. Представлению вашего поиска посвящен первый параграф проектной части пояснительной записки и приложение.
На данном этапе вы отрабатываете навыки создания художественного образа, поскольку экспериментируете с различными подходами к визуализации идей. Подход – совокупность приемов и способов. Другими словами, поиск оптимального подхода предполагает использование различных графических материалов или их комбинацию. Пригодятся эксперименты со способами нанесения изображения, поиском техники, варианты применения композиционно-выразительных и художественных средств.
Завершая короткий разговор о ваших «экспериментах», хочется обратить внимание на то, как представить данный «рабочий» материал в пояснительной записке. Если в широком смысле отвечать на вопрос «как», то ответ – «системно». Все ваши поиски должны быть возведены в систему, четко представлять направления ваших экспериментов. Для этого вы результаты своих «поисков» объединяйте в группы. Это может быть группа, представляющая эксперименты с материалами и техниками, может быть, на основе композиции и цветовых решений. Варианты группировки могут быть различными, все определяется вашим творческим видением.
Группы эскизов необходимо представить через анализ-описание их преимуществ и недостатков, сложностей, особенностей данного визуального подхода, соответствия дизайн-концепции и возможностям по реализации коммуникативной стратегии. Вы также можете использовать принцип хронологии в представлении эскизного материала. В этом случае описание подходов и используемых технологий будет осуществлён на основе этапов ведения практической работы. В любом случае анализ-описание эскизных решений необходим. В качестве совета: таблица может быть хорошим вариантом организации данного материала.
Все ли эскизы включать в пояснительную записку? Да. В основной текст пояснительной записки (текст параграфа) вы размещаете и описываете те эскизы, которые демонстрируют некий подход, технологию, или, возможно, вы считаете его значимым для формирования дизайн-решения. «Общая масса» эскизов и набросков компонуется вами (масштаб может быть уменьшен) без какого-либо текста на формате (ах) А4 и включается в приложение.
3.В параграфе, посвященному дизайн-решению, необходимо представить свои разработки, которые были выполнены на основании одного из набросков. Этот набросок вы доработали, возможно, прорисовали. Необходимо представить все составляющие дизайн-решения, пояснить оптимальность: конструкции, композиции, цветовой стратегии, художественного средства (графика, фотографика, типографика). Могут быть представлены фотографии всех этапов выполнения оригинал-макета. Эта часть сопровождается эскизами, иллюстрациями, таблицами, схемами, которые размещаются как в основном тексте, так и могут выноситься в приложение.
Какие критерии и методов оценки оптимальности проектного решения можно использовать? Во-первых, это те требования, которые были определены в теоретико-аналитической части работы. Установленные проектные требования не только позволяют определить направление и ориентиры проектной деятельности, но также служат ее надежными критериями. Поясняя свое дизайн-решение, обратитесь к этим требования и установите соответствие, поясните степень их выполнения.
Итак, при объяснении и аргументации дизайн-решения объекта можно следовать следующей логике оценки его визуальной оптимальности:
– охарактеризовать, насколько идея (дизайн-концепция) объекта находит выражение в формально-пластическом решении. Здесь устанавливаете соответствие «идеи» и «формы»;
– охарактеризовать оригинальность, креативность дизайн-решения, его образное (художественное) решение (использование композиционных, художественных средств). При этом не забыть учесть в объяснении дизайн-решения графику конкурентов;
– определить выполнение принципов композиции. Уточнить соблюдение количественной меры в дизайн-решении: «минимум средств и максимум выразительности»;
– установить степень проработанности дизайн-решения и уровень художественной культуры.
Данные направления анализа представлены в обобщённой форме. Каждый из названных аспектов анализа можно содержательно уточнять.
В качестве метода оценки оптимальности дизайн-решения можно использовать метод составления контрольных перечней, когда оценка осуществляется по составленному перечню вопросов-требований, которые успешно применяются в аналогичной ситуации. Например, в оценке визуальных элементов можно обратиться к вопросам: привлекают ли внимание, удерживают ли интерес, создают ли атмосферу доверия, непонятны, раздражают и т.д. и т.п. При анализе цвета оценку можно осуществлять на основании таких вопросов. Выделяется ли этот цвет? Отличает ли от конкурентов цветовое решение, что вы хотите передать с помощью цвета? Какой смысл вы вкладываете в данный цвет? Вызовет ли цвет позитивные ассоциации? Как на цвет влияет изменение размера и масштаба? Есть ли какие-то технические трудности для правильного воспроизведения цвета? и т.д. Представляется, что нет необходимости генерировать максимально большой список вопросов. Они в любом случае будут продиктованы вашей проектной ситуацией, и зависеть от требований, которые были определены в начале работы, в период сбора информации.
Представление дизайн-решения с позиции его составных частей, особенностей, последовательности реализации с опорой на инженерное и художественное мышление способствует успешному представлению ваших дизайн-разработок.
4. Удачное изложение материала и грамотный язык являются достоинством работы, и способны подчеркнуть ее преимущества.
Стиль изложения в пояснительной записке должен быть прагматичным и лишенным эмоциональной окраски. В изложении необходимо обходить личные местоимения и использовать безличные конструкции: «было проанализировано», «представляется доказанным», «можно сделать вывод», «анализ этого графического решения дает...» и т.д.. Не допускаются восклицания. Слова должны употребляться с максимальной точностью без художественности, эпитетов и метафор и эмоциональных средств выражения. Кроме того, характер изложения материала письменной научной речи посредством рассуждений и доказательств, как авторитетно заметил У. Эко, предполагает использование следующих специальных языковых средств (слов, оборотов):
– последовательность развития мысли выражается словами «вначале», «прежде всего», «затем», «во-первых», «во-вторых», «значит», «итак» и др.;
– противоречивые отношения словами «однако», «между тем», «в то время как», «тем не менее»;
– причинно-следственные отношения – словами «следовательно», «поэтому», «благодаря этому», «сообразно с этим», «вследствие этого», «кроме того», «к тому же»;
– переход от одной мысли к другой – «прежде чем перейти к...», «обратимся к...», «рассмотрим», «остановимся на...», «рассмотрев, перейдем к...», «необходимо остановиться на...» и др.;
– итог выражается словами «итак», «таким образом», «значит», «в заключение отметим», «все сказанное позволяет сделать вывод», «подведя итог», «следует сказать» и др.
Для описания используйте терминологию, специальные термины, являющиеся ключевыми для исследуемой предметной области. При необходимости термины можно пояснить (базовые термины не поясняются). При этом текст должен отвечать требованию единства терминологии. Помимо слов-терминов в научном тексте необходимо использовать обороты, выступающие в роли терминов, например: «коммуникативная эффективность», «целевая аудитория», «маркетинговые коммуникации» и т.д.
Текст пояснительной записки является характеристикой логики и стиля вашего мышления, а также навыков работы с теоретическими источниками. Всё это определяет характер курсовой работы и позволяет её оценивать как исследовательскую или компилятивную.
1.5. Оформление пояснительной записки
1. Требования к верстке документа
2. Требования к рубрикации
3. Как оформляются заголовки
4. Требования к нумерации страниц
5. Требования к оформлению титульного листа
6. Как оформить задание на выполнение
курсовой работы
7. Требования к оформлению содержания
8. Требования к оформлению текста во введении
9. Как оформляются ссылки, цитаты, перечисления,
числовые обозначения
10. Как оформляются таблицы
11. Как оформляются иллюстрации: схемы, рисунки,
фотографии, чертежи
12. Как оформляются библиографический список
13. Как оформить приложение
1.
Оформление курсовой работы является заключительным этапом. Существуют требования, которые предъявляются к оформлению пояснительной записки и графической части курсовой работы.
Прежде всего, остановимся на требованиях, которым должна соответствовать пояснительная записка.
Пояснительная записка выполняется:
– на стандартных листах формата А4, книжной ориентации;
– текст размещается на одной стороне листа;
– шрифт: гарнитура Times New Roman;
– текст набирается кеглем в 14 пунктов;
– интервал полуторный;
– абзацный отступ – 1,25;
– поля: слева – 25 мм, справа – 15 мм, снизу и сверху – 20 мм;
– основной текст выравнивается по ширине, заголовки выравниваются по центру.
2.
Рубрикация. О требованиях к оформлению пояснительной записки необходимо помнить и в процессе работы по её написанию. Как уже отмечалось, текст необходимо разделять на главы и параграфы, которые должны быть озаглавлены. Деление на главы и параграфы должно соответствовать логике раскрытия темы и полностью ее исчерпывать. Не нужно вводить в план содержания параграфы, связанные с темой лишь косвенно или выходящие за ее рамки. При делении глав на параграфы нужно учитывать следующее:
– параграфы не должны повторять друг друга по смыслу, но в своей сумме они должны полностью раскрывать содержание главы;
– количество параграфов не должно быть слишком большим, три-четыре параграфа является достаточным для исчерпывающего раскрытия темы главы;
– параграфы, на которые делится глава, не должны соотноситься друг с другом как часть и целое.
Каждая глава должна начинаться с новой страницы. Это правило также относится к таким частям работы как содержание, введение, заключение, библиографический список, приложение. Параграфы с новой страницы не начинаются, когда заканчивается параграф, то делается два интервала перед началом следующего.
3.
Заголовки. Название глав и параграфов должно точно соответствовать их содержанию.
В заголовках не следует использовать узкоспециальные термины, сокращения, аббревиатуры. Заголовки не должны содержать лишних слов и быть лаконичными. Слишком длинные названия для глав или параграфов также использовать не следует.
Точка в конце заголовка не ставится. Если заголовок состоит из двух предложений, то они разделяются точкой.
Заголовки должны размещаться на одном листе с последующим текстом. Если заголовок располагается внизу страницы, то после его размещения должно помещаться не менее трех строк последующего текста.
Заголовки глав и параграфов выделяются полужирным шрифтом. Не допускается подчеркивание заголовков. Пишутся прописными буквами: содержание, ВВЕДЕНИЕ, ЗАГОЛОВКИ ГЛАВ, ЗАКЛЮЧЕНИЕ, БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК, ПРИЛОЖЕНИЕ. Все названия параграфов по тексту и в содержании пишутся строчными буквами, кроме первой прописной.
4.
Нумерация. Все страницы пояснительной части нумеруются арабскими цифрами по порядку от титульного листа до последней страницы.
Титульный лист, задание на выполнение курсовой работы, содержание включаются в общую нумерацию, но на них номер не ставится.
Не нумеруются страницы приложений.
Номера страниц проставляются внизу листа по центру.
5.
Титульный лист.Представленная к защите курсовая работа должна иметь титульный лист, подписанный заведующим кафедрой, руководителем и автором курсовой работы (Прил. 1).
При указании на титульном листе данных о руководителе курсовой работы отмечается наличие у него ученой степени (доктор наук, кандидат наук) и звания (профессор, доцент).
На титульном листе курсовой работы должен быть шифр:
КР – 02068999 – 43 – @@ – 00.00.000.ПЗ
где:КР – курсовая работа;
02068999 – шифр ОКПО ОмГТУ;
43 – шифр кафедры «Дизайн и технологии медиаиндустрии» ОмГТУ;
@@ – порядковый номер студента в списке группы;
00.00.000.ПЗ – пояснительная записка при отсутствии чертежей;
6.
Задание на выполнение курсовой работы (Прил. 2).
7.
Содержание.Включает наименование всех глав и параграфов с указанием номеров страниц. В содержание не включаются титульный лист, задание, аннотация. Названия пишутся строчными буквами, за исключением первой прописной. Только заголовок «Содержание» пишется прописными буквами и располагается в центре листа. Названия глав и параграфов в содержании должны быть точной копией названий, которые приводятся в тексте.
8.
Введение. Введение пишется сплошным текстом. Заголовки в нём не делаются. Во введении представляются разделы: актуальность выбранной темы, объект, предмет; цель, задачи и т.д. Все разделы начинаются с нового абзаца. Название раздела пишется с нового абзаца и выделяется полужирным шрифтом.
9.
Пояснительная записка курсовой работы содержит: ссылки, цитаты, перечисления, числовые обозначения.
Ссылки на литературуоформляются с помощью квадратных скобок, где сначала указывается номер источника в библиографическом списке, а потом номер страниц, например: [25, с. 233-235].
Ссылки на номер рисунка, таблицы, страницы, параграфа или приложения пишутся сокращенно в круглых скобках без значка «№», например: (рис. 7), (табл. 9), (п. 2.1.), (Прил. 6). Если в тексте слова «рисунок», «таблица», «страница», «параграф», «приложение» не сопровождаются номером, то они пишутся полностью без сокращений, например: «на основании данных таблицы можно сделать вывод...».
Цитаты. Цитатой может служить фрагмент текста какого-либо источника. В этом случае она оформляется как прямая речь и начинается с прописной буквы, например: Л. Салливен когда-то написал: «Как след орла в небе, как след рыбы в воде … так и форма следует за функцией. Таков закон!». Цитата может быть включена в предложение как часть излагаемого вами текста. В этом случае она начинается со строчной буквы, например: К.М. Кантор утверждает, что «именно проектирование человека, его облика, образа жизни является действительной (осознанной или неосознанной) целью дизайна».
Перечисления. Существует несколько рекомендаций по оформлению перечислений. Если в качестве перечислений используются отдельные слова или словосочетания, то они пишутся в строчку и отделяются друг от друга с помощью точки с запятой, например: «В большом англо-русском словаре приводится шесть значений английского существительного Design: замысел, план; намерение, цель; проект, чертеж, конструкция; рисунок, эскиз, узор; композиция; умысел».
Если перечисления пишутся в столбик, то оформляются с помощью знака тире в начале строки и точки с запятой в конце, например:
«Выделяют пять принципов деятельности дизайнера:
– социологический;
– инженерный;
– эргономический;
– экономической эффективности;
– эстетический».
Если перечисления представлены развернутыми фразами, то они могут быть написаны как в строчку, так и в столбик. Обязательной является точка с запятой, которая ставится в конце каждой фразы; например: «Школа Баухаус трижды меняла свое месторасположение: 1919-1925 гг. – г. Веймар; 1925-1932 гг. – г. Дессау; 1932-1933 гг. – г. Берлин».
Числа. Если в пояснительной записке используются количественные числительные, то необходимо помнить следующие правила:
– если числительное многозначное, то оно записывается цифрами;
– если оно однозначное, то словами;
– если рядом с числительным указываются единицы измерения, то оно всегда (даже однозначное) записывается цифрами;
– после сокращений измерения точка не ставится;
– если перечисляются однородные величины, то единица измерения ставится после последнего числительного.
Если порядковое числительное стоит после существительного, к которому оно относятся, например: на рис. 5, в табл. 2, то в этом случае после числа падежное окончание не пишется, если числительное стоит перед существительным, то пишется, например 3-й уровень.
Если идет перечисление чисел, то падежное окончание ставится только к последнему числу, например: ассоциации 1 и 2-го уровней. Числительные, представленные римскими цифрами, пишутся без падежных окончаний, например: XV век (не правильно: ХV-й век).
10.
Основной текст пояснительной записки обязательно должен включать иллюстративный материал: таблицы, иллюстрации, приложение. К их оформлению также предъявляются соответствующие требования.
Таблицы. Каждая таблица пояснительной записки должна иметь номер и название, которое определяет ее тему.
На каждую таблицу должна быть ссылка в тексте, которая оформляется в круглых скобках, например, (Табл. 6).
При оформлении таблицы сначала пишется курсивом слово«Таблица» с выравниванием по правому краю, потом через пробел также курсивом пишется ее порядковый номер арабскими цифрами. Знак«№» (номер) не ставится.
Строкой ниже дается название, которое выравнивается по центру. В конце названия точка не ставится.
Все таблицы имеют сквозную нумерацию по тексту. Если таблица полностью не помещается на лист, ее можно продолжить на следующей странице.
Название таблицы на новой странице второй раз не указывается. В этом случае после названий граф в таблице добавляется дополнительная строка, устанавливающая каждой графе порядковый номер, и такая же графа с установленными номерами добавляется в начале страницы.
Каждая графа таблицы должна быть заполнена, если по какой-либо причине данные отсутствуют, то в этом случае ставится тире.
В названии граф таблицы следует избегать тематических повторов. Заголовки (как подчиненные, так и главные) должны быть максимально короткими и простыми. Форматирование текстовой части таблицы осуществляется по следующим правилам:
– шрифт: гарнитура Times New Roman, кегль в 12 пунктов, интервал: одинарный.
– деловой стиль – цвет не должен мешать восприятию.
Пример оформления таблицы приведен ниже.
Таблица 10