ПРЕДЛОЖИТЬ ГРУППЕ НАЧАТЬ РАБОТУ И "ОТКЛЮ­ЧИТЬСЯ".

На вопросы удивления и возмущения не отвечать.

Паузу держать до 10-15 минут. Эта операция мобилизует и концентрирует внимание группы, выделяет организацион­ных лидеров, ведет к групповой самоорганизации.

ДЕЛЕНИЕ НА МИКРОГРУППЫ.Группа делится на подгруп­пы, в подгруппе обсуждают проблему, находят ее решение, а на совещании всей группы докладывают о результатах. Груп­па анализирует полученные результаты, обсуждает их и нахо­дит причины возникновения проблем.

КОНФЛИКТ В ГРУППЕ. Для урегулирования конфликтных ситуаций можно рекомендовать некоторые приемы. Напри­мер, поменять членов группы, поставить перед находящими­ся в конфликте единую цель, достичь которую можно лишь совместными усилиями, расширить групповое общение и пр. При появлении недоразумений группа может пригласить представителей других групп или использовать так называе­мые советы третьих лиц (эксперты, консультант, преподава­тель).

ТЕХНИКА АРГУМЕНТАЦИИ И КОНТРАРГУМЕНТАЦИИ. Для аргументации, опровержения или противопоставления доводов, можно использовать:

* Фундаментальный подход. Выступающий знакомит оп­понента с фактами, сведениями, которые являются основой доказательства.

* Метод поиска противоречий. Выявляются противоречия в доводах, в аргументах оппонента.

* Метод достижения последовательности выводов. Посте­пенно, шаг за шагом, посредством частичных выводов высту­пающий приводит оппонента к желаемому выводу.

* Метод образного сравнения (наглядности). Доводам придается яркость, образность, наглядность. Можно исполь­зовать рисунки, схемы, графики, символы и др.

* Метод <да..., но>. Выступающий, признавая доводы, со­глашается с одной их стороной, но указывает и на другую. Пример: Вы совершенно правы. Но учли ли Вы то, что...?

* Метод деления. Все имеющиеся аргументы неточны, противоречивы, ошибочны. Начинать обсуждение лучше с ошибочных аргументов.

* Метод игнорирования. Временно откладывать, не об­суждать какой-либо аргумент, довод, если он не может быть ни опровергнут, ни принят.

* Метод акцентирования. Акценты делаются на те выво­ды, доводы, которые интересуют одного из оппонентов.

* Метод видимой поддержки. Выслушав доводы оппонен­та, приводятся новые доказательства в пользу его решения, а потом следуют решения и доводы в свою пользу, которые оп­ровергают все доводы оппонента.

* Постепенное перелицевание. Благодаря доводам суть де­ла для оппонента изменяется вплоть до противоположной.

* Обращение к формальной структуре. Для опровержения или поддержки какого-либо решения выступающий обраща­ется к предписаниям, формальным обязанностям, норматив­ным документам, закону и пр.

* Сравнение. Выступающий (или преподаватель) нейтра­лизует замечание с помощью аналогий вместо того, чтобы прямо отвечать на него. Сравнения могут приводиться из той области, которую оппоненты знают или же могут провести параллель из собственного опыта.

ОБЩИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ФОРМУЛИРОВКЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ АРГУМЕНТОВ. Необходимо оперировать простыми, ясными, точными и убедительными понятиями. Употреблять понятную терминологию. Избегать неделовых выражений и формулировок, затрудняющих понимание.

* Способ и темы аргументации должны соответствовать особенностям темперамента, характера членов группы.

* Аргументирование не должно быть ни декларативным монологом. Точно расставленные паузы оказывают большое воздействие.

* Необходимо избегать пустых, ничего не значащих фраз, суждений и оценок.

* Следует избегать простого перечисления фактов. Вначале лучше излагать преимущества или последствия, вытекающие из них, а затем недостатки.

* Избегать обострения отношений — для этого целесообразно принять вину на себя <По-видимому, я недостаточно четко изложил свою мысль>; попытаться повторить сказанное <Позвольте я повторю свою мысль еще раз...>; уточнить содержание претензий: <Правильно ли я Вас понял?...>; проявить уважение к мнению оппонента, признавая его правоту в той или иной степени <В какой-то степени я могу с Вами согласиться..., однако...>, или <Это интересный подход к проблеме, который я, честно говоря, упустил из виду, вместе с тем...>.

И, наконец, не следует парировать каждое возражение. Важно показать, что и Вам не чужды человеческие слабости; любое несогласие с замечанием нужно исчерпывающе объяснить оппоненту, так как корректное опровержение, замечание в дискуссии часто могут поднять шансы на успех. Соблюдайте правила хорошего тона.

Групповая консультация

При обучении в дистанционной форме очень велика роль групповых консультаций— особой формы проведения занятий, основным содержанием которых является разъяснен слушателям отдельных, часто наиболее сложных или практически значимых вопросов изучаемой программы. Их проведение позволяет обеспечить максимальное приближение обучения к практическим интересам и запросам каждого слушателя с учетом имеющегося у него опыта и степени индивидуального восприятия изучаемого материала. Вместе с тем, обеспечивая активизацию познавательной деятельности слушателей, групповые консультации являются одним из наиболее результативных методов закрепления полученных знаний.

Групповые консультации проводятся, как правило:

* при необходимости подробно рассмотреть практические вопросы, которые были недостаточно или совсем не освещены в учебно-методических материалах;

* с целью оказания слушателям помощи в самостоятельной работе, в подготовке их к выполнению практических заданий, к написанию рефератов или выпускных работ, к еда экзаменов и зачетов;

* при самостоятельном изучении слушателями тех или иных нормативных документов, инструкций, положение постановлений или методик, имеющих отраслевое и межотраслевое значение.

ПРОГРАММИРОВАННАЯ ГРУППОВАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ является специфической формой проведения групповых кон­сультаций, сочетающей в себе элементы проблемного обуче­ния и программированного контроля знаний. Практика по­казывает, что занятия в такой форме проходят тем эффектив­ней, чем больше вопросов задают слушатели, чем шире и предметней их содержание. Количество вопросов зависит иногда от неправильно выбранной темы (тогда их мало).

В случае же, когда тема подобрана правильно, а вопросов все равно мало, ситуация объясняется по меньшей мере дву­мя причинами: 1) тема настолько нова, что слушатели просто не представляют себе всех трудностей, с которыми им придет­ся встретиться на практике; 2) у слушателей сложилось оши­бочное мнение о простоте рассматриваемой проблемы, при­чиной которого может быть неправильная оценка ее глубины, незнание всех ее нюансов или просто излишняя самоуверен­ность, переоценка своего прошлого опыта.

При таком положении преподаватель должен сам предло­жить вопросы слушателям, то есть запрограммировать кон­сультацию. Важно, чтобы эти вопросы были составлены на основе изучения ошибок и трудностей, с которыми слушате­лям приходится встречаться на практике в ходе научных реко­мендаций или применения нормативных актов, являющихся предметом изучения.

На подготовленные вопросы преподаватель сначала про­сит ответить слушателей, а затем проводит анализ и организу­ет обсуждение неправильных ответов. Преподаватель дает разъяснение по возникающим у слушателей дополнительным вопросам в связи с их ошибочными ответами.

Наши рекомендации