Примерная тематика занятий по курсам
Первый курс.
Методики эффективных и экономичных способов овладения жизненно важными умениями и навыками (ходьба, передвижение на лыжах, плавание).
Простейшие методики самооценки работоспособности, усталости, утомления и применения средств физической культуры для их направленной коррекции.
Методика составления индивидуальных программ физического самовоспитания и занятий с оздоровительной, рекреационной и восстановительной направленностью (медленный бег, плавание, прогулка на лыжах и т.д.).
Основы методики самомассажа.
Методика коррегирующей гимнастики для глаз.
Методика составления и проведения простейших самостоятельных занятий физическими упражнениями гигиенической или тренировочной направленности.
Второй курс.
Методы оценки и коррекции осанки и телосложения.
Методы самоконтроля состояния здоровья и физического развития (стандарты, индексы, программы, формулы и др.).
Методы самоконтроля за функциональным состоянием организма (функциональные пробы).
Методика проведения учебно-тренировочного занятия.
Методы самооценки специальной физической и спортивной подготовленности по избранному виду спорта (тесты, контрольные занятия).
Методика индивидуального подхода в применении средств для направленного развития отдельных физических качеств.
Основы методики организации судейства по избранному виду спорта.
Третий - Четвертый курс.
Методы регулирования психоэмоционального состояния, применяемые при занятиях физической культурой и спортом.
Средства и методы мышечной релаксации в спорте.
Методика самостоятельного освоения отдельных элементов профессионально-прикладной физической подготовки.
Методика проведения производственной гимнастики с учетом заданных условий и характера труда.
Обязательными видами физических упражнений являются: отдельные виды легкой атлетики, плавание, спортивные игры, лыжные гонки, упражнения по развитию качеств выносливости, ловкости, силы, быстроты, гибкости, а также упражнений профессионально-прикладной физической подготовки.
В процессе профессионально-прикладного использования физической культуры решаются в основном следующие задачи:
· укрепление здоровья;
· профилактика профессиональных заболеваний;
· предупреждение травматизма;
· улучшение общего физического и эмоционального состояния человека;
· повышение работоспособности.
Современные условия производства, характеризующиеся высоким уровнем механизации, автоматизации, компьютеризации, предъявляют особые требования к физическим, психическим и интеллектуальным возможностям человека. Чем совершеннее производство, тем совершеннее должен быть и человек, управляющий этим производством. Отсюда общая задача - как можно более эффективно подготовить человека к овладению профессиональными умениями и навыками - является сегодня одной из самых актуальных.
Как же определить, какие именно средства и методы физической культуры необходимо использовать для подготовки к конкретной трудовой деятельности (профессии, специальности)?
Конкретное содержание профессионально - прикладной подготовки определяется с помощью специальных профессиограмм.
Что отражает профессиограмма?
Прежде всего - общие сведения о профессии, затем данные об особенностях трудовой деятельности и ее условиях (рабочая поза, состав рабочих операций, темп, производственный шум, вибрация, степень физических усилий и психической напряженности); специфические профессиональные заболевания, специфические отклонения в физическом развитии, вызываемые данной специальностью.
Особенно необходима информация о приоритетных физических и психических качествах, которыми должен обладать представитель данной профессии для организации профессионально-прикладной подготовки.
Сведения, получаемые при анализе профессиограмм, дают возможность достаточно направленно выбрать те или иные физические упражнения, определить их дозировку, условия применения.
Целенаправленное использование средств физической культуры для решения профессионально-прикладной физической подготовки может осуществляться в различных формах не только на занятиях по физкультуре, но и секционных занятиях, играх, соревнованиях.