Общая хар-ка экспериментальных методов
Характеристика экспериментальных методов, используемых в педагогической психологии:
1. Эксперимент (Лабораторный, естественный. Они могут быть: констатирующими - ничего не изменяют; формирующими - строят новый элементы или их улучшают, изменяют. В педагогической психологии - формирующий эксперимент - ведущий, так как учение связано с построением новых деятельностей, понятий.)
2. Наблюдения (целенаправленное и планомерное восприятие явлений, результаты которого фиксируются наблюдателем.)
3. Анализ результатов или продуктов деятельности (позволяет выявить: интересы, склонности, способности; особенности навыков и умений; объем знаний; отношение к деятельности; особенности различных сторон психики: восприятия, мышления, воображения и др.)
4. Беседа (метод сбора фактов о психических явлениях в процессе личного общения по специально составленной программе.)
5. Интервью (разновидность беседы с целью сбора материала для изучения и обобщения)
6. Анкетирование (метод сбора первичного материала в виде письменного опроса большого количества респондентов с целью сбора информации с помощью анкеты о состоянии тех или иных сторон воспитательного процесса, отношения к тем или другим явлениям)
7. Метод теоретико-экспериментального моделирования (ученый берет не из жизни, а думает, как найти другой, более продуктивный вариант. Психолог пытается смоделировать деятельность в теории. Построить модель и проверить экспериментом.).
8. Методы мат статистики
Виды соц-пед эксперимента
Классификация соц-педагогического эксперимента возможна по следующим признакам: по длительности во времени, по структуре, по целям, по организации проведения, по степени гласности и др.
По времени выделяют длительные и кратковременные эксперименты. Определение необходимой длительности эксперимента проводится в соответствии с поставленной целью. По структуревыделяют простые и сложные эксперименты. Практически в любом эксперименте используется комплекс методов: наблюдение, опросы, изучение продуктов творческой деятельности, организация определенных видов групповой и индивидуальной работы. По целямразличают формирующие и констатирующие эксперименты. Формирующий эксперимент - метод запланированного осуществления и регистрации изменений, происходящих в педагогическом процессе. По организации проведения выделяют лабораторные, естественные и комплексные эксперименты. В лабораторных условиях эксперимент проводится тогда, когда необходимо использовать специальную аппаратуру. Считается, что эксперимент проводится в естественных условиях в тех случаях, когда испытуемые чувствуют себя в привычной обстановке. Комплексный эксперимент соответственно предполагает исследование как в специально оборудованной лаборатории, так и в повседневной обстановке. По степени гласности различают открытые и закрытые эксперименты. Под открытыми понимаются такие, когда испытуемым объявляются задачи эксперимента. Закрытым эксперимент бывает тогда, когда испытуемые ни о чем не догадываются. По функциивыделяют разведочный, основной и контрольный эксперименты. Разведочный эксперимент может организовываться лишь в случае необходимости. Он предшествует основному, уточняет задачи. За основным опять в случае необходимости может быть проведен контрольный, дополнительный эксперимент. Контрольный эксперимент осуществляется с целью дополнительной проверки каких-либо зависимостей. Пилотажный эксперимент (пилотажное исследование) выделяется в том случае, когда изучаемая область относительно неизвестна и система гипотез отсутствует. Результаты пилотажного эксперимента могут помочь уточнить направление дальнейшего анализа. Традиционный(классический) и многофакторныйэксперименты. В традиционном эксперименте меняется лишь одна часть - независимая переменная, а при многофакторном –
несколько переменных. По логической структуре доказательства гипотезы различают линейный и параллельный эксперимент. Линейный эксперимент отличается тем, что анализу подвергается одна и та же группа, являющаяся и контрольной, и экспериментальной. В параллельном эксперименте участвуют две группы: контрольная и экспериментальная.