Понятие «образовательная система». система образования в российской федерации. принципы государственной политики в области образования
В педагогике образовательной является всякая система, цели которой связаны с обучением, развитием и воспитанием. Образовательные системы должны быть ориентированы на создание совокупностей условий, способствующих развитию человека. Это составляет суть образовательных услуг, предоставляемых обучающемуся образовательной системой. Оказание этих услуг является предметом профессиональной педагогической деятельности учителей и других педагогических работников, а также руководителей образования.
В качестве примеров образовательных систем можно назвать:
- системы образования (система образования Российской Федерации; система образования региона - субъекта РФ; муниципальная система образования);
- образовательное учреждение;
-образовательную программу, учебно-воспитательный процесс (например, реализуемый на уроке) и т.д.
Согласно ст. 10 Закона РФ «Об образовании в РФ» компонентами образовательной системы Российской Федерации являются взаимодействующие:
1) федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные государственные требования, образовательные стандарты, образовательные программы различных вида, уровня и (или) направленности;
2) организации, осуществляющие образовательную деятельность, педагогических работников, обучающихся и родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся;
3) федеральные государственные органы и органы государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования, и органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования, созданные ими консультативные, совещательные и иные органы;
4) организации, осуществляющие обеспечение образовательной деятельности, оценку качества образования;
5) объединения юридических лиц, работодателей и их объединений, общественные объединения, осуществляющие деятельность в сфере образования.
Образовательная программа определяет содержание образования определенного уровня и направленности. В Российской Федерации реализуются образовательные программы, которые разделяются на общеобразовательные (основные и дополнительные) и профессиональные (основные и дополнительные).
Общеобразовательные программы решают задачи формирования общей культуры личности, адаптации индивида к жизни в обществе, создания основы для осознанного выбора и освоения профессиональных образовательных программ.
К общеобразовательным относятся следующие типы программ:
- программы дошкольного образования;
-программы начального общего образования;
- программы основного общего образования;
- программы среднего (полного) общего образования.
К профессиональным относятся следующие типы программ:
- среднее профессиональное образование;
- высшее образование - бакалавриат;
- высшее образование - специалитет, магистратура;
- высшее образование - подготовка кадров высшей квалификации.
В России существует три основные формы получения образования: очная (дневная); очно-заочная (вечерняя); заочная. Также возможно получение образования в форме самообразования и семейного образования с правом прохождения промежуточной и государственной итоговой аттестации в образовательных организациях. Также допускается сочетание перечисленных учебных форм.
В современной педагогической литературе государственные образовательные стандарты гарантируют определенный уровень образования и рассматриваются как совокупность обязательных требований к образованию определенного уровня и (или) к профессии, специальности и направлению подготовки.
Государственные образовательные стандарты в современном образовании нормативно представлены в виде федерального и национально-регионального компонентов. В настоящее время федеральный компонент государственных образовательных стандартов определяет в обязательном порядке обязательный минимум содержания основных образовательных программ, максимальный объем учебной нагрузки и требования к уровню подготовки выпускников.
Сеть образовательных учреждений представляет собой совокупность образовательных учреждений различных типов, видов и организационно-правовых форм. По своей организационно-правовой форме учреждения образования бывают государственными - регионального и федерального устройства; муниципальными; негосударственными, то есть частными.
Сеть образовательных учреждений:
- первое звено – дошкольное обучение (детские садики, ясли-садики, центры раннего детского развития, прогимназии);
- второе звено – общеобразовательные заведения (школы, лицеи, гимназии), предлагающие начальное, основное и среднее образование;
- третье звено –профессиональное образование (училища, техникумы, лицеи, колледжи);
- четвертое звено – высшее образование (университеты, институты, академии);
- пятое звено – послевузовское образование (аспирантуры, докторантуры, ординатуры).
Органы управления образованием включают в себя:
- федеральные (центральные) органы управления образованием - Министерство образования и науки РФ, Федеральная служба по надзору в сфере образования;
- государственные органы управления образованием субъекта РФ: Администрации (Правительства) республик, краев, областей; Министерства и Комитеты по образованию и науке, департаменты (республиканские, краевые, областные), управления, отделы;
- местные (муниципальные) органы управления образованием, создаваемые по решению соответствующих органов местного самоуправления: Управления образованием городского округа, городского или сельского поселения, муниципального района;
- администрация образовательного учреждения и общественные структуры управления, созданные в нем.
Рассмотрим принципы государственной политики в области образования.
Государственная политика в сфере образования понимается как совокупность различных мероприятий, действий, решений и т.д. государственных органов, объединенных общей целью – поступательным развитием российского образования. Механизмом реализации государственной политики в сфере образования является Федеральная программа развития образования, утверждаемая федеральным законом. Например, на сегодняшний день в нашей стране реализуется Федеральная целевая программа развития образования на 2016 - 2020 годы, утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2015 г. № 497
Принципы государственной политики в сфере образования прописаны в ст. 3 Закона РФ «Об образовании». Это: (перечислите 5-6 принципов)
1) признание приоритетности образования;
2) обеспечение права каждого человека на образование, недопустимость дискриминации в сфере образования;
3) гуманистический характер образования, приоритет жизни и здоровья человека, прав и свобод личности, свободного развития личности, воспитание взаимоуважения, трудолюбия, гражданственности, патриотизма, ответственности, правовой культуры, бережного отношения к природе и окружающей среде, рационального природопользования;
4) единство образовательного пространства на территории Российской Федерации, защита и развитие этнокультурных особенностей и традиций народов Российской Федерации в условиях многонационального государства;
5) создание благоприятных условий для интеграции системы образования Российской Федерации с системами образования других государств на равноправной и взаимовыгодной основе;
6) светский характер образования в государственных, муниципальных организациях, осуществляющих образовательную деятельность;
7) свобода выбора получения образования согласно склонностям и потребностям человека, создание условий для самореализации каждого человека, свободное развитие его способностей, включая предоставление права выбора форм получения образования, форм обучения, организации, осуществляющей образовательную деятельность, направленности образования в пределах, предоставленных системой образования, а также предоставление педагогическим работникам свободы в выборе форм обучения, методов обучения и воспитания;
8) обеспечение права на образование в течение всей жизни в соответствии с потребностями личности, адаптивность системы образования к уровню подготовки, особенностям развития, способностям и интересам человека;
9) автономия образовательных организаций, академические права и свободы педагогических работников и обучающихся, предусмотренные настоящим Федеральным законом, информационная открытость и публичная отчетность образовательных организаций;
10) демократический характер управления образованием, обеспечение прав педагогических работников, обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся на участие в управлении образовательными организациями;
11) недопустимость ограничения или устранения конкуренции в сфере образования;
12) сочетание государственного и договорного регулирования отношений в сфере образования.