Принципы государственной политики в области образования.

Система образования —это совокупность взаимодействую­щих преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности; сети реализующих их образовательных учреждений независимо от их организационно-правовых форм, типов и видов; органов управле­ния образованием и подведомственных им учреждений и организаций. Характер системы образования определяется социально-экономическим уровнем развития страны, политическим строем, культурно-историческими и национальными особенностями. Образовательная программа определяет содержание образования определенных уровня и направленности. В Российской Федерации существуют следующие образовательные программы: — общеобразовательные (основные и дополнительные); — профессиональные (основные и дополнительные). К общеобразовательным относятся программы: — дошкольного образования; — начального общего образования; — основного общего образования; — среднего (полного) общего образования. Эти программы призваны решать задачи формирования общей культуры личности, ее адаптации к жизни в обществе, создания ус­ловий для осознанного выбора и освоения профессиональных обра­зовательных программ. К профессиональным относятся программы: — начального профессионального образования; — среднего профессионального образования; — высшего профессионального образования; — послевузовского профессионального образования. Цели этих программ — последовательное повышение професси­онального и общеобразовательного уровней, подготовка специалис­тов соответствующей квалификации. Государственная политика в области образованияосновывается на следующих принципах: 1) гуманистический характер образования, приоритет общечеловече­ских ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития лично­сти; воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, родине, семье; 2) единство федерального культурного и образовательного прост­ранства. Защита и развитие системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в усло­виях многонационального государства; 3) общедоступность образования, адаптивность системы образо­вания к уровням и особенностям развития и подготовки обучающих­ся, воспитанников; 4) светский (нерелигиозный) характер образования в государст­венных и муниципальных образовательных учреждениях; 5) свобода и плюрализм в образовании; 6) демократический, государственно-общественный характер уп­равления образованием; автономность образовательных учреждений.

Содержание образования. Государственный образовательный стандарт.

Содержание образования – это совокупность знаний, умений, форм поведения, духовных ценностей, мировоззренческих установок, которую передает учебное заведение учащимся. Структура содержания образования определена дидактом И.Я. Лернером. В содержание образования он включает четыре компонента: 1) система знаний о мире; 2) стереотипный опыт осуществления способов деятельности; 3) опыт творческой деятельности; 4) опыт эмоционально-ценностного отношения к окружающей действительности. Конечный минимум базового содержания образования состоит в следующем: развить в ребенке искусство мыслить; искусство обучаться; искусство практики («умные руки»); стремление к осмыслению и преобразованию действительности; способность нравственно поступать; способность к эстетическому восприятию действительности. Конституция Российской Федерации, признавая высшую цен­ность человека, его прав и свобод, провозглашает как одно из не­отъемлемых право каждого на образование и гарантирует «обще­доступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях». Согласно ст. 43 Конституции России «Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования». По своему общественному статусу федеральный государ­ственный образовательный стандарт общего образования является важнейшим механизмом реализации основной Миссии обра­зования — формирования российской идентичности как важнейшего условия развития гражданского общества, укреп­ления российской государственности, социокультурной мо­дернизации страны. Впервые федеральный государственный об­разовательный стандарт представлен в виде конвенциональной нормы, легитимизирующей общественный договор между семьей, обществом и государством в области образования. Основой данного договора, обеспеченного необходимыми юриди­ческими, социальными, финансовыми и материально-техническими условиями, является согласованный общественный заказ на воспитание поколения граждан страны, владеющих знаниями, навыками и компетенциями, позволяющими активно и эффектив­но действовать в условиях инновационной экономики, на воспи­тание их в духе идеалов демократии, правового государства и в соответствии с общечеловеческими и традиционными националь­ными ценностными установками. По своему юридическому статусу федеральный государ­ственный образовательный стандарт общего образования пред­ставляет собой систему требований к результатам общего обра­зования, его содержанию и условиям его осуществления на всей территории Российской Федерации, являясь, таким образом, ме­ханизмом реализации как конституционного права каждого ре­бенка на получение общего образования, так и ответственности всех субъектов национальной образовательной системы за соблю­дение этого права. В соответствии со структурой общего образования федераль­ный государственный образовательный стандарт реализуется на практике как совокупность отдельных согласованных между собой по целям, содержанию и промежуточным результатам регламента­ции, представляющих собой систему требований (стандартов) осу­ществления образовательного процесса на начальной, основной и средней (полной) ступенях школы. В основе построения содержания федерального государствен­ного образовательного стандарта общего образования лежит системно-деятельностный (компетентностный) подход, который предполагает: ¾ формирование и развитие в ходе образовательного процесса качеств личности, отвечающих потребностям «знаниевого» общества, инновационной экономики, демократического строя и многонационального, поликультурного и поликонфессионального российского общества; ¾ постоянную внутреннюю мотивацию к учению, умение общаться, социальную мобильность, чувство ответственности и лич­ностной перспективы, эмоциональную; развитость, стремление к познанию, диалогичность с другими культурами, лояльность по отношению к государству, рефлексивность, критическое мышле­ние, социальный оптимизм; ¾ обучение учащихся самостоятельному конструированию своего знания, необходимого для решения возникающих перед ними задач, способности объединять различные элементы знаний в нужные знаниевые комбинации, а затем и новое знание; ¾ общекультурное и личностное развитие учащихся, в том числе за счет реализации программы формирования универсальных учебных действий, не только обеспечивающих успешное усвоение содержания общего образования, но и создающих функциональный базис для непрерывного самообразования и профес­сиональной деятельности; — понимание актуального для современного российского об­щества ценностно-нравственного значения образования. Функции федерального государственного образовательного стандарта общего образования. К числу основных функций стандарта следует отнести: формирование российской (гражданской) идентичности как основу развития гражданского общества; обеспечение права на полноценное образование, права; обучения на родном языке, которые заключаются в реализации посредством стандарта гарантированных Конституцией Россий­ской Федерации для каждого гражданина «равных возможностей» «получения качественного образования», т. е. уровня образования, формирующего необходимую основу для полноценного развития личности и продолжения образования на протяжении всей жизни; обеспечение единства образовательного пространства страны, которое в условиях многообразия образовательных систем требует наличия единого механизма регулирования, призванного стабилизировать систему образования в стране; обеспечение сочетаемости, сопоставимости российской и передовых зарубежных систем общего образования; гуманизация образования и всей школьной деятельности, в том числе через развитие культуры образовательной среды школы, широкую академическую автономию учителей и школ, имеющих право на формирование своего дополнительного пред­ложения объема и качества услуг, опирающихся на их творческий потенциал, особенности национальной культуры, потребности и ожидания субъектов образовательной деятельности; обеспечение преемственности основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования; критериально-оценочную функцию, которая проистекает из сущности стандарта как рамочных условий для развития системы образования. Отдельные компоненты системы документов, обеспечивающих функционирование стандарта, несут в себе требования к содержанию образования, объему учебной нагрузки, процедурам оценки образовательных результатов выпускников, являются составной частью оценки образовательной деятельности педагогов, образовательных учреждений, системы образования в целом. Требования федерального государственного образователь­ного стандарта общего образования являются основой для разра­ботки государственной системы оценки качества образования.

Наши рекомендации