Можно ли помочь этим детям в условиях массовой школы? как организовать комплексную помощь, выбрать наиболее эффективную форму организации этой работы?
Ответить на первый вопрос можно, основываясь на положи- тельном опыте зарубежных исследователей и педагогов. Этот опыт убедительно показывает, что эффективная помощь детям со школь- ными трудностями при соответствующей организации этой работы и своевременном выявлении трудностей дает хорошие результаты. Подчеркнем – речь идет о возможности организации такой помощи в условиях массовой школы.
Ответить на второй вопрос достаточно сложно. Выбор наиболее эффективного способа коррекции школьных трудностей зависит от многих условий.
ПеРВОе УСЛОВие– наличие современных методов психофи- зиологической и психологической диагностики трудностей, их при- чин, выделения их особенностей.
ВТОРОе УСЛОВие– знание педагогами причин и механизмов школьных трудностей, умение выделить эти причины, владение ме- тодиками и технологиями организации помощи.
ТРеТье УСЛОВие– возможность получения необходимой кон- сультативной помощи специалистов – психолога, логопеда, врача – и разработки комплексной программы помощи.
чеТВеРТОе УСЛОВие– совместная работа и единая тактика работы и семьи при организации помощи ребенку, имеющему школь- ные проблемы.
ПяТОе УСЛОВие– наличие специалистов, помещений, ма- териальных средств и т.п. для организации комплексной системной помощи учащимся.
Отсутствие любого из этих условий не просто затрудняет оказание помощи детям, но делает ее формальной и малоэффективной. к со- жалению, приходится констатировать, что в настоящее время незначи- тельное число школ имеет все условия для эффективной организации такой работы. значит ли это, что помощь невозможна? Мы считаем, что возможна, но формы организации могут быть различными.
Мы предлагаем несколько вариантов организации такой работы, ис- ключающих выделение детей со школьными проблемами в коррекци- онные классы. С нашей точки зрения, создание специальных классов (вне зависимости от их названия) нецелесообразно и неэффективно с педагогической точки зрения и имеет негативные психологические и социальные последствия. Многолетний опыт создания таких клас- сов в начальной школе не только не снимает проблемы к моменту ее окончания, но и создает новые.
Неэффективность создания специальных классов объясняется следующим:
• многофакторностью причин, приводящих к возникновению и
развитию школьных трудностей? – невозможно выделить однотипные и одинаковые трудности у разных детей;
• многовариантностью трудностей, их различной динамикой в те-
чение года, что не позволяет использовать единые методы коррекции и единый подход при обучении – возможны только индивидуальные программы помощи при трудностях обучения;
• отрицательными социальными последствиями деления детей
на «хороших» и «плохих», негативным отношением родителей к по-
добному разделению.
Практика такого разделения, как показывает и наш, и зарубежный опыт, чревата тяжелыми социальными последствиями, нарушением социальной адаптации тех, кто отделен в «резервацию».
Опыт работы коррекционных классов в россии свидетельствует и о том, что эффективность коррекционной работы в таких классах очень низка, а адаптация детей из коррекционных классов в обычных классах практически невозможна. Сторонники подобного разделе- ния часто ссылаются на зарубежный опыт, однако отрицательное
отношение к группированию детей «по способностям» свойственно и нашим, и зарубежным коллегам. Так, Адам М. Дреер считает, что такое группирование имеет больше отрицательных моментов, чем положительных, так как класс, состоящий из исключительно слабых учащихся, с трудом подается мотивации, поддерживать дисциплину в нем значительно сложнее: все учащиеся такого класса сознают, что они причислены к категории школьников с низким уровнем способ- ностей, и это порождает у них безразличие к учебе.
какие же формы организации работы по коррекции трудно-