Типология и структура урока
Урок – основная и ведущая форма обучения. Урок – ограниченная во времени, организованная система обучения, взаимодействие учителя и учащихся, в результате которого происходит усвоение детьми знаний, умений и навыков, развитие их способностей. Структура урока и его тип образуются из комбинации основных элементов процесса обучения. Наиболее распространённым типом урока является комбинированный урок. В его структуре в той или иной мере присутствуют все основные элементы обучения. Он включает: 1) организационную установку 2) проверку глубины понимания и прочности знаний учащихся, полученных на предыдущих уроках, путём опроса 3) сообщение-усвоение новых знаний 4) закрепление изученного материала, упражнения 5) выставление оценки за работу на уроке 6) инструктаж по выполнению домашнего задания.
Урок может быть построен как занятие по передаче-усвоению новых знаний, умений и навыков. Он необходим, когда предстоит изучить логически завершённый материал или сделать обстоятельное вступление в новую тему. Акцент на структурных элементах обучения, связанных с сообщением информации, демонстрацией новых явлений. Структура: 1) введение в урок 2) изложение новой информации учителем, организация самостоятельной работы учащихся с учебником, компьютером и т. д., на это используется наибольшая доля времени 3) закрепление – диагностика прочности знаний, например, путём проведения кратких контрольных бесед 4) инструктаж по дальнейшей работе над темой и самостоятельной работе дома.
Завершение изучения целой темы требует проведения особого типа урока, посвящённого закреплению знаний. Структура: 1) введение в урок 2) упражнения разных видов и степени сложности по пройденному материалу 3) обсуждение результатов проделанной работы, возможно выставление отметок 4) постановка перспектив путём общего введения в новую тему
Отдельные уроки посвящаются обобщающему повторению
. Структура: 1) введение 2) собственно повторение, здесь возможны устный опрос, выставление отметки, выполнение кратковременного письменного задания 3) подведение итогов и постановка перспектив.
Урок может быть посвящён контрольной работе. Структура: 1) инструктаж и психологическая подготовка детей, вселение в них уверенности 2) собственно контрольная работа.
Тип урока обусловлен возрастными особенностями детей. Младший школьный возраст требует частой смены видов деятельности, чему соответствует комбинированный урок. Старший школьник, достигший стабильности в своём развитии, способен к длительному трудовому усилию: сообщение-усвоение новых знаний. Другие формы учебного занятия: лекция, самостоятельная домашняя работа, семинар, экскурсия, лабораторное занятие, конференция.
Классно-урочная система
Урок – законченный отрезок пед. процесса в классно-урочной системе обучения. Урок – это систематически применяемая для решения задач обучения, воспитания и развития учащихся форма организации деятельности постоянного состава учителей и учащихся в определённый отрезок времени (Скаткин).
В уроке представлены все компоненты учебно-воспитательного процесса: цель, содержание, средства, методы, деят-ть по организации и управлению и все его дидактические элементы.
Сущность и назначение урока как целостной динамической системы – коллективно-индивидуальное взаимодействие учащихся и учителя, усвоение учащимися знаний, умений, навыков, развитие их способностей, опыта деят-ти, общения, отношений и пед-ого мастерства учителя. → Урок – и форма движения обучения в целом, и форма организации обучения.
Урок, по М.И. Махмутову, - это динамичная и вариативная форма организации процесса целенаправленного взаимодействия определённого состава учителей и учащихся, включающая содержание, формы, методы и средства обучения и систематически применяемая для решения задач образования, развития и воспитания в процессе обучения.
Функция урока – достижение завершённой, но частичной цели: #усвоение нового содержания – части обширного содержания или частичное усвоение на уровне восприятия и запоминания.
Особенности урока как организационной формы обучения обусловлены целью и местом каждого отдельно взятого урока в целостной системе учебного процесса.→ Урок многогранен и многопланов.
Урок должен иметь единую внутреннюю логику, определённую дидактическими целями, средствами, методами и приёмами обучения.
Урок – педагогическое произведение →должен отличаться целостностью, внутренней взаимосвязанностью частей, единой логикой развёртывания деят-ти учителя и учащихся. Это и обеспечивает управление познавательной деятельностью учащихся.
Рождение урока:
1. осознание и чёткое определение конечной цели (чего учитель хочет добиться);
2. установление средства (что поможет в достижении цели);
3.определение способа (действия для достижения цели).
Цель урока.
Цель – предполагаемый, заранее планируемый результат деятельности по преобразованию к.-л. объекта. Объект преобразования в пед. деят-ти – деят-ть обучающегося, а результат – уровень обученности, развитости и воспитанности учащегося. → цели урока соответствуют целям обучения и образования как системы более высокого порядка.
Цель урока – конкретна.
Для достижения цели урока нужно продуманно решить 3 основные дидактические задачи:
1. актуализировать прежние знания, непосредственно связанные с темой урока;
2. сформировать у учащихся новые понятия и способы действия;
3. организовать применение учащимися знаний и опыта деятельности для формирования новых учебных и познавательных умений и навыков, нового опыта познавательной деят-ти.
Из-за внимания к исследовательским задачам выделяется проблемный урок; + уроки-творчества, уроки-диалоги, пресс-конференции, аукционы, межпредметные уроки, уроки-конкурсы и др.
Цель: возбуждение и удержание интереса учащихся + импровизация учителя на уроке. Это нестандартные уроки со след. элементами: организация учеников, психологическая подготовка к активному включению в предстоящую работу – создание проблемной ситуации, формулировка проблемы, гипотез, вариантов решения, обсуждение результатов, обобщение учителя, задание на дом. Окончание урока - подведение итогов работы. Всё зависит от творчества учителя.
Введение нестандартных уроков снижает результативность обучения, уровень серьёзной познавательной работы.
Педагогические технологии
Профессиональная компетентность педагога – то, как он входит в деятельностьДалее идет уровень творчества \ новаторства. Создание инновации – процесс продвижения в рамках развития профессиональной компетентности.
Модернисты – педагоги новаторы в 80е – 85 гг. Эти люди шли от практики, вносили новые изменения в педагогический процесс.
В образовании технология – совокупность, набор методов и средств обработки представления и предъявления информации и набор способов взаимодействия преподавателя и учащегося.
Признаки образованной технологии:
1. Системность \ целостность. Технология способствует развитию системы, затрагивает все компоненты педагогического процесса → системное мышление.
2. Оптимальность. Оптимальность – способность достижения цели при наименьших затратах.
3. Результативность. Технология должна приводить к результатам, к овладению знаниями.
4. Возможность применения технологии в разных условиях, отдельно от создателя.
Став технологией, инновации становятся частью нормативного опыта, должны осваиваться всеми.
Образцом технологии, основанной на обобщении, является «теория технологии развивающего обучения» → освоения учащимися своей деятельности,они становятся субъектом своей деят-ти.
Теория учебной деятельности разработана для младших школьников в различных направлениях. Эта теория сейчас уже – технология, но имеет ограничения.
Мультимедийная обучающая система
Software состоит из:
1) - сведения о пользователе (учащийся);
- база данных о нём (его дневник, прошл.)
- база данных обучения – возможные пути обучения.
2) - планирование индивидуальной стратегии обучения;
- моделирование обучающих ситуаций и переходов между ними;
3) - иллюстрации;
- порции обучающего материала;
- получение справок;
- упражнения;
- контрольные тесты
Инновация «Смарт – доска» : дотрагиваешься до к.-л. части доски → появляется изображение.
Практика устной речи
Педагог задаёт учащемуся на дисплей ситуацию и даются указания → работа в индивидуальной ситуации.
Модульное обучение.
Технология, построенная на новой организации содержания обучения, диагностике и контроле.
Модуль – полн. логически завершенный блок основных единиц содержания, также имеющий информацию для контроля и самоконтроля.
Игровая деятельность.
Игра не имеет практической ориентации, но существуют определённые обучающие цели → игры с правилами. Они предполагают активность, дают возможность развить социальное взаимодействие, учитывать мнение другого.
- Игра – драматизация (ролевая игра) содержит сюжет (известн.) и предполагает разыгрывание ролей → решается обучающая задача.
- Учебно – деловая игра (метационно – моделированная игра).
Деловые игры появились в школах бизнеса, как один из основных видов обучения.
Деловая игра включает:
- план содержательный;
- план игровой.
- вводный этап ориентации;
- проведение игры (без участия учителя)
- Общее обсуждение дискуссии.
Социально – психологические тренинги.
Секты, общества и т.д. позволяют взрослым людям осваивать социальное взаимодействие.
38. Новые информационные технологии в педагогическом процессе:
чтобы ученик, студент действительно стали центральной фигурой учебного процесса, чтобы познавательная деятельность учащегося находилась в центре внимания педагогов-исследователей, разработчиков программ образования средств обучения административных работников, т.е. процесс познания а не преподавание, как это было до сих пор при традиционном обучении.
Отсюда современное информационное общество ставит перед всеми типами учебных заведений и прежде всего перед школой задачу подготовки выпускников, способных:
· гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно приобретая необходимые знания
· самостоятельно критически мыслить, уметь увидеть возникающие в реальной действительности проблемы и искать пути рационального их решения; быть способными генерировать новые идеи, творчески мыслить;
· грамотно работать с информацией (уметь собирать необходимые для решения определенной проблемы факты, анализировать их, , делать аргументированные выводы, применять их для выявления и решения новых проблем);
· быть коммуникабельными, контактными в различных социальных группах, уметь работать сообща в различных областях, самостоятельно работать над развитием собственной нравственности, интеллекта, культурного уровня.
Среди разнообразных направлений новых педагогических технологий наиболее адекватными поставленным целям, являются:
· "обучение в сотрудничестве" (cooperative learning);
· метод проектов;
· индивидуальный и дифференцированный подход к обучению.
Все три направления относятся к так называемому гуманистическому подходу в психологии и в образовании, главной отличительной чертой кот. является особое внимание к индивидуальности человека, его личности, Этот подход рассматривается как альтернативный традиционному подходу, основанному, главным образом, на усвоении готовых знаний и их воспроизведении. Если каждое из указанных направлений будет интегрировано в той или иной степени, удастся выработать наиболее оптимальный подход к организации учебного процесса в наших условиях с учетом специфики российской школы и нашей культурной среды.
Multimedia: Средства мультимедиа оказались черезвычайно
полезным подспорьем в процессе освоения самых
разных отраслей знания, в частности в педагогике. Благодаря им изучаемый
предмет становиться наглядным, «живым», а однажды
увиденное надолго останетя в памяти человека.
В английском языке, откуда в другие языки пришли компьютерные термины, появились два
новых слова: edutainment и infortainment. Они образованы из слов education (образование),
information (знание) и entertainment (развлечение). Новые термины подразумевают, что при обуче-
нии с использованием средств мультимедиа стирается грань между игрой и учебой. И дети, и
взрослые незаметно для себя узнают много нового, играя на компьютере.Еще одно достоинство такого обучения заключается в том, что с компьютером можно
"разговаривать": получить ответ на свой вопрос. Задает вопросы и компьютер, тем самым он, как
заправский гид, подводит вас к новой теме, показывает, где еще можно найти информацию по ин-
тересующей вас проблеме, или, как опытный учитель, проверяет достигнутые вами успехи.
Уже существуют экспериментальные программы — по химии, физике и биологии.
o Интернет = Internet - это не только мощное средство массовой информации, но и средство общения,
коммуникации.