Особенности организации образовательного процесса
1. Культурно-исторические особенности
При разработке и реализации Программы учитываются следующие особенности региона, где находится Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «№ 12» Камышловского городского округа.
Урал рубежа XX-XXI веков–уникальный этнический социокультурный регион, в котором проживают представители более 100 национальностей.
Свердловская область образована 17 января 1934 года, административный центр - город Екатеринбург.
Территория: 194,3 тыс. квадратных километров.
Национальный состав населения Свердловской области:
Русские-85,74%,татары-3,35%, башкиры-0,73%, марийцы-0,55%, удмурты-0,32%, чуваши-0,19%, мордва-0,15%, украинцы-0,83%, немцы-0,35%,азербайджацы-0,33%, беларусы-0,27%, армяне-0,27%, таджики-0,26%, узбеки-0,22%, киргизы-0,15%,казахи-0,10% и другие народы.
На территории Свердловской области расположены 47 городов, 26 рабочих посёлков и посёлков городского типа, 1841 сельский населенный пункт. Местное самоуправление осуществляется на территории 94 муниципальных образований.
Свердловская область находится в 2000 километрах к востоку от Москвы, на границе Европы и Азии, на пересечении трансконтинентальных потоков сырья, товаров, финансовых, трудовых и информационных ресурсов.
Свердловская область сегодня - это крупная, экономически развитая территория России с высоким уровнем деловой, культурной и общественной активности, один из наиболее перспективных субъектов Российской Федерации.
По большинству основных социально-экономических показателей развития Свердловская область входит в первую десятку регионов Российской Федерации.
Город Камышлов – один из старейших городов Урала. Город был основан в 1668 году приказчиком Пышминской слободы Семеном Будаковым и до 1687 года носил название Камышевская слобода. В 1687 году Камышевскую слободу переименовали в Камышловскую. В 1781 году Камышлов получил статус города Пермской губернии. Прошедший во второй половине 18 века через город Сибирский тракт способствовал оживлению хозяйственной деятельности, превращению города в один из центров ярмарочной торговли Урала и Западной Сибири. Определенное влияние на становление Камышлова, как центра торговли, в то время оказал расположенный в ста километрах город Ирбит с его известной Ирбитской торговой ярмаркой.
Второе рождение город получил со строительством в 1885 году железной дороги Екатеринбург-Тюмень. Камышлов становится купеческим городом. Заработавшие свои капиталы на торговле хлебом камышловские купцы строят в центре города каменные магазины и лавки, жилые дома. Эта застройка практически без изменений сохранилась до наших дней, и придает городу особый колорит провинциального российского города. В это же время начинает зарождаться промышленность: кожевенная, мукомольная, винокуренная.
Подавляющее большинство населения – русские. Селения расположены по берегам рек. Наиболее высокая плотность поселений по долинам рек Пышмы и Ниццы.
Сельское хозяйство определяет профиль района, здесь сосредоточено треть всех сельскохозяйственных угодий Свердловской области.
Камышлов обладает широкой сетью учреждений культуры. Городская муниципальная библиотека, отметившая свой 100-летний юбилей, располагает большим книжным фондом. История города отражена в экспонатах городского историко-краеведческого музея. Работа центра культуры и досуга направлена на работу с молодежью, а для детей существуют Дом творчества, две школы искусств, художественная школа, детская спортивная школа.
В промышленном отношении район развит значительно слабее. Ведущее место занимает пищевая промышленность.
Традиционная русская культура: песенно-танцевальный фольклор, резьба по дереву, домовая по роспись.
В городе Камышлове расположены 12 памятников истории и архитектуры, 5 из них находятся под охраной государства. Среди них особо выделяется Покровский собор – памятник архитектуры 19-го века. В 1990 году собор был возвращен верующим, в настоящее время заканчивается его реставрация.
В 10-ти километрах от города расположен санаторий «Обуховский» известный далеко за пределами области благодаря обуховским минеральным водам, по своему составу лечебными качествами не уступающим минеральным водам Кавказа. Современную жизнь города освещают газета «Камышловские известия», отметившая в 2008 году 100-летний юбилей, и городская студия телевидения КАМ-ТВ.
2. Климатические
Природно-климатические условия сложны и многообразны. Достаточно длинный весенний и осенний периоды. График образовательного процесса составляется в соответствии с двумя периодами:
1) Холодный период – образовательный: (сентябрь-май).
2) Летний период - оздоровительный (июнь-август).
Учитывая климатические и природные условия максимальная продолжительность непрерывного бодрствования детей составляет 5,5-6 часов.
Рекомендуемая продолжительность ежедневных прогулок составляет 3-4 часа. Продолжительность прогулки определяется дошкольной образовательной организацией в зависимости от климатических условий. При температуре воздуха ниже минус 15С и скорости ветра более 7 м/с продолжительность прогулки рекомендуется сокращать.
Рекомендуется организовывать прогулки 2 раза в день: в первую половину дня и во вторую половину дня - после дневного сна или перед уходом детей домой.
В условиях холодной уральской зимы, когда световой день уменьшается до 7 часов, количество прогулок и совместной деятельности детей и взрослого, осуществляемого на улице во вторую половину дня, сводится к минимуму.
Прогулки не рекомендуется проводить при t воздуха ниже -15С и скорости ветра более 15 м/с для детей до 4-х лет; для детей 5-7 лет при t воздуха ниже - 20С и скорости ветра более 15м/с.
Особое внимание уделяется одежде детей, которая должна соответствовать погодным условиям. На прогулках детям удобнее в утеплённых куртках и штанах (комбинезонах) спортивного фасона, чем в тяжёлых шубах для занятий по физическому развитию и игре в подвижные народные игры на прогулке.
3.Демографические особенности
В последние годы в городе наблюдается неблагоприятная демографическая ситуация, что способствует поиску путей решения проблемы охвата детей услугами дошкольного образования, в том числе детей с 2-ух месяцев. Это привело к открытию в ДОУ консультационного пункта для детей, не посещающих ДОО, и рассмотрению возможности создания и функционирования иных организационных форм образования дошкольников (в МАДОУ «Детский сад № 12» КГО организована работа логопункта и консультационного пункта).
4.Национально-кукультурные и этнокультурные особенности
Население г. Камышлова многонациональное. В результате миграционных процессов в городе значительно выросло количество этнически русских, бывших граждан государств СНГ. Но при этом в детском саду этнический состав семей воспитанников основном имеет однородный характер, основной контингент - дети из русскоязычных семей.
В содержании Программы учитывается многонациональность, многоконфессиональность Уральского региона. С учётом национально-культурных традиций народов Среднего Урала осуществлён отбор произведений национальных (местных) писателей, поэтов, композиторов, художников национального (местного) фольклора, народных художественных промыслов при ознакомлении детей с искусством, народных игр, средств оздоровления. В предметно-развивающей среде групп, предусмотрено создание тематических музеев. Особое внимание к формированию у детей понимания принадлежности к определенной социальной группе, где в качестве идентификации с этносом выступают родной язык, традиционные ценности и культура; формированию толерантного и уважительного отношения к людям другой национальности. И в то же время необходимо обеспечить возможность почувствовать гордость своей национальной принадлежности.
5.Социально-исторические потребности
Камышлов отличается очень высоким удельным весом населения, занятого на транспорте и в непроизводственных отраслях (свыше 40% работающего в общественном производстве населения). Камышлов притягивает на свои предприятия и учреждения значительное количество трудящихся из многих окружающих сельских поселений. В отборе содержания образования особо выделено, что характерно для г. Камышлова, что есть только здесь, где дети живут дети, а родители работают на предприятиях:
-ОАО «Полевской молочный комбинат»-Молочные продукты производство, оптовая продажа
-ОАО «Камышловский завод «Лесхозмаш»-Производство лесохозяйственной техники.
-ООО «Уральская диатомитовая компания»-Производство строительных материалов. Кирпич. Карьерный песок. Сурбент. Пеноблок
-ООО «Камышловский завод мозаичных плит»-Производство строительных материалов. Производство мозаичных плит
-ГУ СО "Камышловское лесничество"-Контроль за лесным хозяйством. Оказание транспортных услуг
-Филиал «Свердловская железная дорога» Структурная-Деятельность магистрального железнодорожного транспорта
-СП «Камышловская дистанция пути»-Железнодорожный транспорт магистральный
-Станция Камышлов-Железнодорожные перевозки
-Камышловское РКЭС ГУП СО «Облкоммунэнерго»-Передача и производство электроэнергии
-Камышловский цех комплексно-технического обслуживания-услуги станционной, сотовой связи. Интернет. Услуги станционной, сотовой связи. Интернет
-Приволжско – Уральский ВО, Вч 75485-Воинская часть
-Межрайонная инспекция ФНС России № 19 по Свердловской области.
-1-е отделение Сухоложского МРО УФСКН РФ по Свердловской области-
Контроль за наркопреступлениями, расследование дел, связанных со сбытом и транспортировкой наркотических средств.
-Камышловская межрайонная прокуратура-Прокуратура, следственный комитет
-Отдел военного комиссариата Свердловской области-Учет военнослужащих и призывников.
-МУЗ «Камышловская ЦРБ»-Здравоохранение и предоставление медицинских услуг.
-Управление социальной защиты населения по г. Камышлову Социальное обслуживание и помощь
Специфика экономических условий г. Камышлова учтена в проектно-тематическом планировании.
При разработке программы введены темы, направленные на ознакомление воспитанников с профессиональной деятельностью взрослых (родителей), а также темы, предполагающие ознакомление воспитанников с историей края, знаменитыми земляками.
Для создания качественных условий воспитания, обучения и развития детей на договорной основе осуществляется сотрудничество с Детской библиотекой и Муниципальное учреждение культуры «Историко-краеведческий музей». Кружки и студии предусмотрены только на платной основе. Самораскрытие личности и самореализация творческих способностей воспитанников обеспечивается социальными партнёрами, что может повысить удовлетворённость родителей результатом образования ребёнка.
В связи с одним из приоритетных направлений в образовании Камышловского городского округа и области - раннее приобщение детей к LEGO-конструированию в группе раннего возраста будет реализовываться инновационная и многофункциональная технология LEGO.
LEGO-конструирование – это вид моделирующей творческо-продуктивной деятельности. С его помощью образовательные и воспитательные задачи можно решить посредством увлекательной созидательной игры, в которой не будет проигравших, так как каждый ребёнок может с ними справиться.
Конструирование интенсивно развивается в дошкольном возрасте благодаря потребности ребенка в этом виде деятельности.
Конструктивная деятельность занимает значимое место в дошкольном воспитании и является сложным познавательным процессом, в результате которого происходит интеллектуальное развитие детей: ребенок овладевает практическими знаниями, учится выделять существенные признаки, устанавливать отношения и связи между деталями и предметами.
Особенности развития детей возрастной категории 6-го года жизни (старшая группа):
В разработке РП учитывается характеристика возрастных особенностей развития детей 6-го года жизни необходимая для правильной организации образовательного процесса как в условиях семьи, так и в условиях дошкольного образовательного учреждения данная авторами комплексной «Примерной основной общеобразовательной программы «Успех» (далее – программа «Успех»); образовательной программы с учетом специфики национальных, социокультурных и иных условий, в которых осуществляется образовательная деятельность с детьми дошкольного возраста «Мы живем на Урале».
Индивидуальная характеристика контингента воспитанников возрастной категории детей 6-го года жизни (старшая группа)
Количественный состав воспитанников - 22 ребёнка
Из них: мальчиков – 10, девочек – 12.
В связи с превышением количества детей – девочек, особое внимание будет уделено реализации принципа половозрастного воспитания детей в образовательном процессе.
Состояние здоровья воспитанников(чел)
Группа здоровья | |||
I | II | III | IV |
70% | 30% | - | - |
ОТКЛОНЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ | |
нет | нет |
ИНТЕРЕСЫ И ПОТРЕБНОСТИ ДЕТЕЙ | |||
Направленность активности | Потребности детей | Количество | % |
Творческая активность | Испытывают потребность в творческой деятельности | 71% | |
Включенность в продуктивную деятельность | Испытывают потребность в продуктивной деятельности | 83% | |
Коммуникативная активность | Испытывают потребность во включенность во взаимодействие со сверстниками | 62% | |
Познавательная инициатива | Испытывают потребность в познавательной-исследовательской деятельности | 54% | |
Физическая активность | Испытывают потребность в физической активности | 54% |
Дети «группы риска» | |||
Семья, находящаяся в социально-опасном положении | Микро социально запущенные | Дети – сироты | Дети-инвалиды |
Семья Овчинниковых | - | - | - |
По результатам мониторинга в планировании и организации образовательного процесса учитываются особенности освоения детьми 6-го года жизни основной общеобразовательной программы – образовательной программы дошкольного образования:
В физическом развитии обратить внимание:
на силу руки, жизненную емкость легких, гибкость, координацию движений быстроту;
В речевом развитии:
-на моторные зоны (артикуляционная, общая, мелкая моторика), звукопроизношение, речевой слух, грамматический строй речи, связная речь, словотворчество;
В познавательном развитии:
-на развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации, умение проводить эксперементы;
В социально-коммуникативном развитии:
-на становление эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками;
В художественно-эстетическом развитии:
-на самостоятельную творческую деятельность детей.