Раздел IV. Методика социального воспитания и обучения
Тема 11. «Общие основания построения методики социального воспитания и обучения»
Основные понятия: социальная компетентность несовершеннолетних; социальные потребности несовершеннолетних; образование как компонент социального воспитания; организация социального опыта; индивидуальная помощь в воспитательной организации; личностный, дифференцированный, индивидуальный, возрастной, гендерный подходы в социальном воспитании; обучение взаимодействию.
Социальное воспитание и социальное обучение как обеспечение эффективной социализации.
Социальное воспитание как создание условий для удовлетворения ведущих социальных потребностей и формирования социальной компетентности личности.
Социальное воспитание как совокупность организации социального опыта, образования и индивидуальной помощи в воспитательных организациях. Организация взаимодействия, быта и жизнедеятельности в воспитательных организациях.
Социальное научение и социальное обучение как овладение способами самореализации в социуме, как формирование социальных навыков конструктивного взаимодействия.
Уровни организации социального воспитания и социального обучения: массовый (социализация в норме), групповой (социализация «проблемных» групп), индивидуальный.
Современные подходы в социальном воспитании (личностный, дифференцированный, индивидуальный, возрастной, гендерный).
Анализ воспитательных систем образовательных учреждений.
Анализ программ обучения структурированным социальным навыкам. Методика их конструирования и реализации.
Тема 12. «Методика организации социального воспитания
в различных воспитательных организациях системы образования»
Школа как фактор социализации и субъект социального воспитания.
Приобретение социального опыта в школе как воспитательной организации.
Решение задач социального воспитания в образовательном процессе школы.
Организация индивидуальной помощи учащимся в школе. Методика организации школьного социума.
Детские общественные организации и объединения как фактор социализации и субъект социального воспитания. Приобретение социального опыта в детских общественных организациях и объединениях. Особенности процесса образования в детских общественных организациях и объединениях. Роль и место взрослого в детском общественном объединении. Организация индивидуальной помощи в детских общественных организациях и объединениях.
Организация социального воспитания в учреждениях дополнительного образования. Разнообразие и особенности учреждений ДО как воспитательных организаций. Направления деятельности учреждений дополнительного образования. Содержание социального воспитания в учреждениях дополнительного образования. Приобретение социального опыта в учреждениях дополнительного образования. Особенности процесса образования в учреждениях дополнительного образования. Организация индивидуальной помощи в учреждениях дополнительного образования.
Особенности интернатных учреждений как воспитательных организаций.
Содержание социального воспитания в интернатных учреждениях. Приобретение социального опыта в интернатных учреждениях. Особенности процесса образования в интернатных учреждениях. Организация индивидуальной помощи в интернатных учреждениях.
Разнообразие и особенности детских загородных лагерей как воспитательных организаций. Содержание социального воспитания в детском загородном лагере. Приобретение социального опыта в детском загородном лагере. Особенности процесса образования в детском загородном лагере. Организация индивидуальной помощи в детском загородном лагере.
Тема 14. «Социальные службы для несовершеннолетних»
Основные понятия: социальная служба для несовершеннолетних; функции социальных служб.
Понятие социальной службы для несовершеннолетних, ее задачи, функции, виды (службы Комитета по делам молодежи, Министерства труда и социального развития, специальные учебно-воспитательные учреждения Министерства образования).
Содержание социального обслуживания несовершеннолетних: цели, формы, система учреждений. Учреждения социальной адаптации для несовершеннолетних. Учреждения социальной реабилитации для несовершеннолетних.
Тема 14. «Модели социально-педагогической деятельности
в образовательных учреждениях»
Основные понятия: модель социально-педагогической деятельности; компоненты модели.
Понятие модели профессиональной деятельности. Компоненты модели: целевой, содержательный, организационно-деятельностный, оценочно-результативный.
Модели социально-педагогической деятельности в учебно-воспитательных учреждениях: модель работы социального педагога в образовательном учреждении; модель работы социального педагога в роли освобожденного классного руководителя; модель работы социального педагога в структуре районных учреждений управления образования; модель деятельности социального педагога в условиях детского дома. Модель деятельности социального педагога в системе реабилитационной службы для несовершеннолетних.
5.2. Содержание семинарских и практических занятий