Сущность дидактогении и скулофобии.
Тема 7. Проявление девиантного поведения
План
1.Проявление эмпатии в работе с «трудными» подростками.
2.Сущность дидактогении и скулофобии.
3.Девиантное поведение.
4.Виды девиантного поведения:
1).Алкоголизм.
2).Наркомания.
Проявление эмпатии в работе с «трудными» подростками.
Проблема познания педагогом личности учащегося актуальна в практическом отношении. Ещё К.Д.Ушинский, уделявший значительное внимание психологическому аспекту в решении проблем педагогики, подчёркивал, что если педагогика хочет воспитать человека во всех отношениях, то она должна прежде всего узнать его во всех отношениях.
Поскольку объект педагогической деятельности – личность, то она строится по законам общения.
В структуре общения выделяют 3 составляющих:
1.Когнитивный (познавательный).
2.Аффективный (эмоциональный).
3.Поведенческий.
Существуют и другие модели, однако в любой классификации выделяется прежде всего когнитивный аспект общения. В педагогическом общении он приобретает особое значение.
Результативность педагогической деятельности зависит от глубины изучения педагогом личности ученика, от адекватности и полноты познания.
Практика показывает, что чаще всего педагоги просят психолога «поработать» с «неуправляемыми» детьми, считая их склонными к асоциальному поведению. К «неблагополучным» они относят «ершистых», беспокойных учеников, тех, кто не может усидеть на занятиях, молча и пассивно реагировать на замечания.
Особая роль в процессе познания педагогом личности учащихся и общения с ним принадлежит эмпатии. Способность к сопереживанию не только повышает адекватность восприятия «другого», но и ведёт к установлению эффективных, положительных взаимоотношений с учащимися.
С одной стороны, более глубокое и адекватное отражение личности учащихся позволяет педагогу принимать свои решения более обоснованно, а значит, повышает продуктивность воспитательного процесса. С другой стороны. проявление эмпатии находит эмоциональный отклик у учащегося, и между ним и педагогом устанавливаются положительные отношения. А это, в свою очередь, также повышает продуктивность педагогического общения.
В работе с «трудными» подростками проявление эмпатии имеет особое значение, так как многие из них испытывают настоящую нехватку сочуствия, сопереживания.
Исследования показывают, что 92,2% подростков, состоящих на учёте в инспекции по делам несовершеннолетних, чувствовали недостаток положительных эмоциональных контактов, находились в состоянии психологической изоляции в своих учебных коллективах. По данным исследований 35% подростков- правонарушителей проживают в семьях, для которых характерны нездоровые отношения между родителями и детьми.
Исследования позволили установить, что развитие склонности к насилию и её закрепление в виде жизненного стиля личности обычно напрямую связано с недостатком эмпатии как у самой личности, так и у её окружения. Причины такого поведения уходят корнями в раннее детство: большинство подростков, отличающихся делинквентным поведением, испытывали в той или иной мере эмоциональную изоляцию (недостаток любви и родительской заботы).
Сущность дидактогении и скулофобии.
Современные подростки испытывают дефицит сопереживания со стороны педагогов и подвергаются ещё большему давлению, нежели в семье.
Неспособность к проявлению эмпатии в сочетании с низким педагогическим профессионализмом существенно усугубляет процесс негативного развития личности подростка и это приводит к дидактогениям.
Дидактогения – болезненное психическое состояние учащихся, вызванное нарушением учителем педагогической этики. (Запугивание.)
Непринятие детьми личности учителя оборачивается потерями в предметной деятельности, а также наносится серьёзный урон личностному развитию учащихся. Прямым следствием деформации межличностных взаимоотношений является скулофобия.
Скулофобия – боязнь школы.
Ранимая детская психика оказывается не в состоянии выдержать груз негативных эмоций и реагирует нежеланием учиться и ходить в школу.
В процессе познания педагогом личности учащегося важную роль играют механизмы децентрации и идентификации. Адекватность, полнота и глубина познания личности учащегося зависит от способности педагога побороть эгоцентризм, взглянуть на ситуацию глазами ученика. Понять и принять точку зрения учащегося, стать на его место и рассуждать с его позиции.
Девиантное поведение.
Отклоняющееся от установленных норм и стандартов поведение принято называть девиантным.
Его можно определить как отдельные поступки или их совокупность, входящие в противоречие с принятыми в обществе юридическими, моральными и социальными нормами.
К наиболее выраженным проявлениям девиации можно отнести делинквентное поведение, т.е. противоправное.
Разновидностями такого аморального поведения можно считать алкоголизм, наркоманию, токсикоманию. Трагическими проявлениями девиации следует считать также такие отклонения от нормы, как суициды, сексуальные извращения, акцентуации характера, психопатии и др.
Девиации могут проявляться как на уровне малых групп (семья, коллектив), так и в индивидуальном порядке.
Девиантное поведение сложно определить потому, что девиантность является относительной характеристикой и определяется в соответствии со стандартами, которые сами по себе являются неопределёнными.
Одним из ярких примеров девиации может служить убийство человека. В любом обществе такой поступок осуждается и юридически наказывается. Однако на войне убийство не только разрешается, но и вознаграждается. Также не будет девиантным убийство в целях самозащиты.
Понятие «девиантное поведение» тесно связано с категорией «норма».
Психологи выделяют признаки нормальной здоровой личности: интерес к внешнему миру; смысл жизни; иерархия ценностей; способность юмористически окрашивать действительность; сбалансированность основных нервных процессов; умение устанавливать душевные контакты; соответствие поведения человека нормам и традициям; выбор законных средств для достижения личных целей.
Большинство психологов сходится во мнении, что в рамки критериев абсолютно здоровой, гармоничной личности вписываются немногие. Поэтому классификация типов девиантного поведения связана со значительными трудностями, так как любое отклоняющееся поведение, будь то убийство или драка, пристрастие к спиртным напиткам или курение, можно считать как девиантным, так и не девиантным.
В данном случае всё зависит от стандартов, по которым оно оценивается, и тех социальных ожиданий, которые сформировались в обществе.
Поэтому дать точную характеристику и однозначную классификацию типов абсолютно девиантного поведения, видимо, невозможно.