Сетевой метод в работе с семьями.
Инновационные практики социальной работы с разными группами населения
Сетевой метод в работе с семьями.
Вопыте зарубежных социальных служб сетевой метод работы с различными группами населения представлен достаточно широко. Внаучных публикациях и профессиональных журналах даются описания его различных модификаций. Достоинства данного метода состоят в том, что он предлагает некую новую «пограничную» область для выстраивания взаимоотношений клиента (малой группы) с социальным окружением. Задача социального работника — помочь клиенту активизировать имеющиеся у него ресурсы для развития различных социальных контактов с целью решения имеющихся проблем.
Рассмотрим данный метод более подробно на примере опыта работы с семьями социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних «Согласие» (г. Клин).
При проведении социального обследования семей с проблемными детьми для основания профилактической работы с данной семьей изучение сети социальных контактов стало нововведением.
Традиционно социальные работники осуществляли взаимодействие с ребенком, находящимся в трудной жизненной ситуации и его семьей. Однако для обеспечения эффективной социальной терапии необходимо было расширить работу так, чтобы в процесс была вовлечена вся сеть контактов ребенка — его семья, родственники, школа, руководители и специалисты различных служб, его друзья, знакомые и другие, значимые для ребенка люди. На этом основании был разработан следующий алгоритм работы с ребенком.
Алгоритм работы с ребенком включает в себя следующие этапы. 1. Предварительная работа. Предварительная работа начинается с момента поступления ребенка в учреждение, может занимать разное время (в зависимости от ситуации и личности ребенка) и быть достаточно незаметной, так как главная ее задача — установление контакта и доверительных отношений ребенка со специалистом (специалистом по социальной работе, социальным педагогом, психологом). 2. Составление карты социальных связей. Составление карты социальных связей происходит совместно с ребенком при условии, что есть мотивация на эту работу. Ребенок получает подробную инструкцию по созданию этой карты. Очень важно, чтобы речь специалиста была адаптирована к возрастным и личностным особенностям ребенка, была проста и понятна. 3. Анализ социальной сети. Анализ социальной сети производится также совместно с ребенком. Он указывает на имеющиеся возможности и ограничения при разрешении кризисной ситуации. Далее специалист исследует баланс секторов карты. Путем анализа межличностных связей и отношений специалист определяет важных и значимых для ребенка лиц. 4. Организация встречи в рамках социальной сети. На основе анализа специалист совместно с ребенком исследует возможность организации встречи в рамках социальной сети, на которую могут прийти люди, указанные в этой карте. 5. Проведение сетевой встречи. Работа с социальной сетью подразумевает, что специалисты Центра предоставляют свои профессиональные знания в распоряжение людей, обратившихся за помощью. Сетевая встреча строится по определенной схеме в несколько этапов, возможно возвращение к исходным позициям, повторение этапа на новом уровне развития отношений. В целом встреча развивается как живой саморегулирующийся организм. 6. Работа после сетевой встречи. После сетевой встречи реализуются позитивные и конструктивные решения, найденные в процессе встречи. В эту работу включаются не только по долгу службы специалисты и чиновники, но и лично заинтересованные «участники» социальной сети: родственники, друзья, соседи.
На рис. 28
Данный метод особенно актуален для работы с семьями, находящимися в системном перманентном кризисе.
П рим енение сетевого метода позволяет значительно р асш и рить единое реабилитационное пространство в рамках муниципального о б р а зо в а н и я , сн ять им ею щ и еся м еж ведом ственны е барьеры . П р ак ти к а работы позволила установить п ози ти вн ы е конструктивные отношения с комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав, отделом опеки и попечительства, органами внутренних дел и другими государственными учреждениями, а также вовлечь в реабилитационный процесс жителей района [82].
Рассмотрим примеры применения инноваций.
Инновационный опыт работы с семьями группы риска по социальному сиротству.В социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних «Надежда» (Московская область, Наро-Фоминск) было создано отделение участковой социальной службы (структурное нововведение). Специалисты данного отделения поставили задачу не только восстановления единства проблемной семьи, но и внесения корректив в семейную жизнедеятельность. Одной из форм работы с семьями стала сетевая встреча (локальное нововведение), которая позволяет значительно расширить реабилитационное пространство, снять межведомственные барьеры при решении проблем конкретной семьи. Для более результативного выявления семей, попавших в тяжелое положение, территория, к которой принадлежит данная социальная служба, была поделена на участки по экзотерриториальному принципу (учет границ муниципальных образований), что обеспечило возможность муниципальной власти организовывать взаимодействие различных социальных служб для оказания помощи проблемным семьям.
Системным нововведением данной социальной службы стала разработка и внедрение целевой программы профилактики безнадзорности и беспризорности «Забота», информационно-аналитической программы «Семья», автоматизированной системы учета неблагополучных семей.
С целью систематизации, быстрого поиска, хранения информации была разработана и внедрена комплексная информационная программа «Семь Я», которая состоит из нескольких блоков. Все блоки и разделы связаны между собой, что позволяет оперативно находить необходимую информацию. Единая локальная сеть позволяет любому специалисту использовать возможности данной программы (рис. 29).
Данная программа обеспечивает: - регистрацию неблагополучных семей в автоматизированной системе; - систематизацию сведений о неблагополучных семьях; - учет и хранение собранных сведений о неблагополучных семьях и обновление справочников в соответствии с этими изменениями; - формирование информационно-аналитических документов; - печать отчетов.
семьей и детьми. Целью и конечным результатом данного исследования стало создание банка данных инновационных технологий, применяемых в работе с семьей и детьми.
Для проведения исследования специалистами отдела была разработана карта инноваций и составлен краткий словарь терминов и понятий, используемых в инновационной деятельности. В содержание карты инноваций были включены следующие разделы: - название инновационной технологии, методики; - разработчик инновации; - целевая группа, на которую направлена инновация; - цель инновации; - сущность инновации; сроки реализации; - прогнозируемый результат; - специалисты, применяющие инновацию; - причины, обусловившие внедрение инновации в деятельность учреждений социального обслуживания; - стадии, которые прошла инновация; - осуществление экспертного контроля; - оценка инновации; - уровень применения инновационных технологий.
В исследовании приняли участие 43 учреждения социального обслуживания 18 территорий автономного округа. При анализе было произведено условное разделение инновационных технологий, используемых в вышеперечисленных учреждениях.