Глава 1. теоретико-методологические основы реализации взаимосвязи дошкольного учреждения и семьи в формировании творческих способностей дошкольников

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

«БАРАНОВИЧСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Факультет педагогики и психологии

Кафедра дошкольного образования и технологий

Дата регистрации работы в деканате ________________________________

Дата регистрации работы на кафедре ________________________________

Отметка о допуске к защите ________________________________

Оценка за защиту ________________________________

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине «Теория и методика руководства изобразительной деятельностью детей дошкольного возраста»

Тема: «Взаимосвязь дошкольного учреждения и семьи в формировании творческих способностей дошкольников»

Исполнитель:

студент (ка) 4 курса, ДОз- 41 группы

Башко Анастасия Олеговна

Руководитель:

старший преподаватель кафедры

дошкольного образования и технологий

Захарченя Наталья Фёдоровна

Барановичи, 2017 г

РЕФЕРАТ

Курсовая работа: 39 с., 31 источник, 8 прил., 4 рисунка, 2 таблицы.

Объектом исследования является формирование у детей дошкольного возраста творческих способностей.

Предметом исследования выступает взаимосвязь дошкольного учреждения с семьей для формирования у детей дошкольного возраста творческих способностей.

Цель работы — теоретически изучить и практически апробировать комплекс условий взаимодействия с родителями, эффективных для успешного формирования у детей творческих способностей.

При выполнении работы использованы ме­тоды теоретического анализа, обобщение, прогнозирование, эмпирическое исследование, педагогический эксперимент.

Результаты работы: теоретически изучена и практически апробирована эффективность комплекса условий взаимодействия с родителями, эффективных для успешного формирования у детей творческих способностей.

Область возможного практического применения: полученные результаты могут быть использованы в практической деятельности педагогов дошкольного образования, а также в деятельности родителей, направленной на развитие творчества детей дошкольного возраста.

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ. 5

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РЕАЛИЗАЦИИ ВЗАИМОСВЯЗИ ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ И СЕМЬИ В ФОРМИРОВАНИИ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ.. 8

1.1 Особенности развития творческих способностей дошкольников. 8

1.2 Содержание и методика работы по развитию творческих способностей дошкольников. 13

1.3 Технология реализации взаимосвязи дошкольного учреждения и семьи в формировании творческих способностей дошкольников. 19

ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИГР И ИГРОВЫХ УПРАЖНЕНИЙ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ МНОЖЕСТВЕ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.. 22

2.1 Описание базы и методики проведения педагогического эксперимента по изучению проблемы курсовой работы.. 22

2.2 Формирование у детей экспериментальной группы навыков выразительного чтения стихотворений. 26

2.3 Анализ и интерпретация полученных результатов. 30

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.. 36

ВВЕДЕНИЕ

Семья и детский сад – два воспитательных феномена, каждый из которых по своему дает ребенку социальный опыт, но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир.

Организация взаимодействия с семьей – работа, не имеющая готовых технологий и рецептов. Её успех определяется интуицией, инициативой и терпением педагога, его умением стать профессиональным помощником в семье.

Очевидно, что пока семья по-прежнему будет рассматриваться как субъект сотрудничества и/или как объект воздействия со стороны дошкольного образовательного учреждения, то уровень партнёрских взаимоотношений остаётся недостижимым. В настоящее время в сложившихся социально-культурных и экономических условиях сотрудникам детских садов к взаимодействию с семьёй важно относиться как к стратегическому направлению деятельности дошкольного образовательного учреждения, способствующему повышению качества образования. Взаимодействие родителей и педагогов в воспитании детей должно рассматриваться как взаимная деятельность, обеспечивающая развитие личности ребёнка. Именно при взаимодействии дошкольных образовательных учреждений с семьёй можно наиболее успешно обеспечить комплексность мер по модернизации дошкольного образования за счёт максимальной консолидации ресурсов. В связи с этим актуальна разработка моделей педагогических и организационных условий взаимодействия дошкольных образовательных учреждений с родителями как с партнёрами.

Современные психолого-педагогические исследования исходят из необходимости изучать личностное развитие ребенка в его тесном взаимодействии с взрослым. Поэтому интересными все чаще оказываются отношения воспитателей и детей, как участников повседневного учебно-воспитательного процесса. Особое место при изучении этих отношений отводится игре, поскольку игровое творчество понимается как обязательная составляющая личностного становления. Этим определяется актуальность исследования тех обстоятельств взаимной координации взрослого и ребенка, благодаря которым игра приобретает социализирующее значение.

Проблемы взаимодействия педагогов и родителей изучались педагогами прошлого – Я. Каменским, Г. Песталоцци, Р. Оуэном, психологами – А. Н. Леонтьевым, Т. А. Марковой. И педагогами - современниками - А. Г. Харчевым, И.В.Гребенниковым, Ю.Ц.Азаровым.

Но способы взаимодействия чаще всего предоставляются в виде рекомендаций. Для целенаправленного взаимодействия семьи и дошкольного учреждения не разработано комплекса методов, занятий или иных педагогических условий.

Исходя из этого, актуальность данного исследования заключается в том, будет ли эффективным целенаправленное взаимодействие с родителями для развития творческих способностей детей дошкольного возраста.

Объект исследования: формирование у детей дошкольного возраста творческих способностей.

Предмет исследования: взаимосвязь дошкольного учреждения с семьей для формирования у детей дошкольного возраста творческих способностей.

Цель исследования: теоретически изучить и практически апробировать комплекс условий взаимодействия с родителями, эффективных для успешного формирования у детей творческих способностей.

Актуальность обозначила задачи исследования:

1. Изучить особенности развития творческих способностей дошкольников.

2. Выявить методики работы по развитию творческих способностей дошкольника.

3. Охарактеризовать технологии реализации взаимосвязи дошкольного учреждения и семьи в формировании творческих способностей дошкольников.

4. Разработать систему работы по реализации взаимосвязи дошкольного учреждения и родителей в формировании творческих способностей дошкольника.

5. Проанализировать и интерпретировать полученные результаты.

Гипотеза исследования: Развитие у детей творческих способностей будет эффективным, при наличии систематической работы по взаимодействию дошкольного учреждения и семьи в разных формах.

Методы исследования: изучение, анализ и обобщение литературных источников, наблюдение, обобщение, прогнозирование, педагогический эксперимент.

Структура исследовательской работы: Работа состоит из введения, в котором раскрывается актуальность темы, ее цели, задачи, практическая значимость, двух глав, заключения, в котором изложены основные положения по проделанной работе, списка используемой литературы.

В первой главе рассматривается теоретические вопросы развития творчества детей дошкольного возраста

Во второй главе проводится экспериментальное исследование взаимодействия педагога и родителя, направленное на развитие творчества детей.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РЕАЛИЗАЦИИ ВЗАИМОСВЯЗИ ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ И СЕМЬИ В ФОРМИРОВАНИИ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ

Наши рекомендации