Разработка фрагмента урока по теме «I love my family!» в 3 классе с использованием интерактивного плаката-глога
Проанализировав несколько плакатов-глогов, созданных разными учителями (С.А. Ткаченко; В. А. Козлова; Исаева С.Ю. и другие) можно сделать вывод [13,14,15]:
1) на одном глоге можно разместить неограниченное количество учебного материала, потому что за каждым символом скрывается либо упражнение, либо видео, либо аудиозапись, либо целая веб-страница, либо другой глог;
2) с помощью глогов на уроке можно использовать различные формы работы: это и брейн-ринги, дебаты, игры, индивидуальная работа, фронтальная работа, групповая форма работы;
3) использование большого количества наглядных материалов помогает
непроизвольно активизировать память, мышление и воображение учеников и значительно сократить долю родной речи на уроке иностранного языка;
4) глоги могут быть большими и маленькими, рассчитанными на один урок, несколько минут на уроке или на целый модуль уроков, связанных тематически и грамматически;
5) глог может стать конечным продуктом проектной деятельности учеников. Организация работы над проектом может быть выстроена по цепочке создания отдельных элементов или этапов итоговой работы, которые на заключительном этапе собираются в отдельный глог.
В настоящее время на территории города Шуи наиболее распространённым учебным пособием для школьников третьего класса является УМК «English 3», автором которого является Кузовлев В.П. Именно поэтому было решено разработать фрагмент урока по этому учебнику, направленный на развитие монологической речи.
Для того, чтобы повысить мотивацию учащихся и настроить на качественную работу, нами был создан глог «I love my family». В данном глоге представлены как видео, так и аудиоматериалы, учащиеся смогут познакомиться с мальчиком по имени Michael Green и его семьей, выполнить лексико-грамматические упражнения, которые помогут ученикам самим составить рассказ о себе и о своей семье.
Целью нашего урока заключается в том, чтобы развить умения строить монологическое высказывание о себе и своей семье.
Для достижения цели необходимо выполнить следующие задачи:
1) образовательная: совершенствовать речевые навыки (монологическая форма общения). Развить умения аудировать/читать с целью полного понимания;
2) развивающая: развить способности к установлению последовательности, к логическому изложению. Развить умение использовать речевой образец в качестве опоры для высказывания;
3) воспитательная: воспитать любовь к семье.
Проанализируем важные фрагменты урока:
1) для обучения монологической речи мы взяли метод «путь сверху», т.е. на основе готового текста-образца. Ученикам предлагается прочитать текст, предварительно прослушав его на аудиозаписи, которая также расположена на плакате;
2) далее следуют такие упражнения как «True or False» и «Answer the questions». Эти задания направленны на выяснение понимания текста детьми и на формирование навыка монологической речи по теме урока «Я люблю свою семью»;
3) следующий этап – это смена учебной деятельности на уроке, проведение физкульминутки; Учащимся необходимо посмотреть видеозапись, спеть песенку и сделать двигательный перерыв;
4) далее дети делятся на 3 группы. Каждая группа получает часть текста, который также предварительно разделен на 3 части. Детям необходимо проиллюстрировать текст, а потом пересказать его, используя нарисованные картинки и предложенные клише. Учащиеся учатся работать в группе, а рисование активизирует воображение и творчество детей, вызывает определенный эмоциональный настрой;
5) затем учитель спрашивает у учеников об их семье (фронтальный опрос), тем самым осуществляется актуализация полученных знаний и формируется умение слушать и вести диалог;
6) В качестве домашнего задания учитель задает рассказать детям об своих семьях.
Выводы по второй главе
В ходе практического исследования были выявлены основные этапы работы с сервисом Глогстер. При создании интерактивного плаката-глога необходимо учитывать разные особенности, и плакат должен удовлетворять различным педагогическим и программным критериям.
Мы проанализировали работы учителей, которые создавали свои плакаты-глоги по различным темам, и сделали соответствующие выводы.
Кроме этого, был разработан фрагмент урока с использованием сервиса Глогстер.
Заключение
Сегодня существует огромное разнообразие мультимедийных продуктов в сети. Каждый из них не только обладает своими определенными преимуществами, но и предъявляет к пользователю свои немаловажные требования: определенный уровень владения иностранным языком, оптимальная для работы скорость Интернета, желание педагога использовать новые методы обучения в своей работе и т.д.
В условиях использования возможностей Интернет для преподавания иностранного языка меняется роль преподавателя: он становится направляющим в навигации по интернет-материалам, к которым учитель обращается с целью разнообразить подачу информации учащимся и сделать ее лучше воспринимаемой, учитывая возможности Интернет по изменению части текстовой информации в визуальную или аудиовизуальную.
В ходе исследовательской работы мы изучили литературу по заданной проблеме, рассмотрели содержание ключевых понятий таких как глог и интерактивный плакат. Глог - это мульмедийная веб-страница или мультимедийный постер, являющийся своеобразной презентацией определённой темы и обладающий возможностью разместить на таком плакате не только текстовую и графическую информацию, но и аудио и видео материалы, рисунки и анимацию. Их можно отправлять на другие ресурсы, которые принимают html-коды.
А интерактивный плакат – это электронный учебный плакат, имеющий интерактивную навигацию, которая позволяет отобразить необходимую информацию: графику, текст, звук.
Кроме этого, мы проанализировали опыт применения интерактивных плакатов на уроках иностранного языка в начальной школе. И на основе этого опыта мы разработали фрагмент урока английского языка по теме «I love my family!», автор учебника – В. П. Кузовлев. В будущем мы планируем апробировать этот плакат-глог на занятии.
На основании проведённого исследования можно утверждать, что глог может использоваться как в качестве конспекта одного урока, так и в качестве обобщающей карты-схемы целой темы. Возможности глога не ограничены каким-то одним видом речевой деятельности или языковым аспектом. Он с успехом может использоваться, как для предъявления лексического материала, так и грамматического, работы с текстовым или аудио материалом.
В любом из выше перечисленных примеров глог тоже является своеобразным итогом интеллектуально-преобразовательной деятельности учеников. Но всё же выделить использование глогов как результат представления творческой деятельности нужно отдельно.
Представление материала, изученного на уроке в краткой форме, сопровождающееся домашним заданием может быть ещё одним вариантом использования глогов. Доступность и открытость изучаемого материала помогут учащимся в нужном им режиме пользоваться материалами и при необходимости использовать их в качестве опоры при выполнении домашнего задания.
Возможности платформы позволяют использовать глоги, чтобы создать виртуальную экскурсию по родным местам учащихся или по знаковым местам стран изучаемого языка.
Таким образом можно сделать вывод, что глоги могут стать важным компонентом иноязычной информационно-образовательной среды за счёт таких важных характеристик, как мультимедийность, интерактивность, возможности для продуктивного использования иностранного языка. И цель нашей курсовой работы - выявление эффективности использования сервера «Глогстер» на уроках иностранного языка в начальной школе – достигнута.
Библиография
1) Агибайлова Л. Н. Использование интерактивных приёмов на уроках английского языка/ Примерные программы по учебным предметам. Иностранный язык. — М.: Изд-во «Просвещение», 2010. — с. 50-54
2) Босенко И.В. Использование Интернет ресурсов на уроках английского языка / А.В. Чеботарева// Актуальные проблемы обучения английскому языку в современной школе: сборник статей. — С-П, 2013. — с. 56-50.
3) Брыксина О.Ф. Дидактика XXI века: инновационные аспекты использования ИКТ в образовании: Материалы международной научно-практической заочной конференции 19 мая 2014 года. — Ч.2./ Е.Н. Тараканова, М.А. Воронина. – Самара: ПГСГА, 2014. – 278 с.
4) Воротина Л.А. Использование разнообразных онлайн ресурсов на уроках английского языка / А.В. Чеботарева// Актуальные проблемы обучения английскому языку в современной школе: сборник статей. — С-П, 2013. — с. 52-54.
5) Гальскова Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам: Пособие для учителя. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: АРКТИ, 2003. — 192 с.
6) Емельянова А.Н. Образовательные Интернет ресурсы – своими руками / А.В. Чеботарева// Современный учитель английского языка: сборник статей. — С-П, 2012. — с. 52-54.
7) Зубов А.В. Методика применения информационных технология в обучении иностранным языкам: учеб. Пособие для студ. высш. учеб. заведений/ А.В.Зубов, И.И.Зубова. – М.: Изд-во «Академия», 2009. – 144 с.
8) Калашник М.В. Использование современных цифровых в обучении / А.В. Чеботарева// Актуальные проблемы обучения английскому языку в современной школе: сборник статей. — С-П, 2013. — с. 50-52.
9) Козлова В. А. Использование интерактивных плакатов (глогов) на уроках английского языка: Методическое пособие для учителя. — Кострома, п. Островское 2013. — 10с.
10) Панфилова Н.В. Инновационные технологии в обучении английскому языку/ А.В. Чеботарева// Современный учитель английского языка: сборник статей — С-П, 2012. — с.44-46.
11) Штохова Е.В. Методические рекомендации и инструкции по использованию программы «Glogster edu» — С-П, 2014. —50 c.
12) Создание интерактивных плакатов в системе Glogster Edu – Режим доступа: http://ru.calameo.com/read/002012888cd85461d344e – (Дата обращения: 24.05.2015).
13) Кауфман М.Ю. Глог «Мой первый рассказ» – Режим доступа: http://uchilas.edu.glogster.com/glog-8065/ – (Дата обращения: 28.05.2015).
14) Козлова В. А. Глог «A walk around London» – Режим доступа: http://kozlova610.edu.glogster.com/the-sights-of-london-7438/ – (Дата обращения: 28.05.2015).
15) Булхараускене М. П. Глог «Numerals» – Режим доступа: http://englishmylife.ucoz.ru/board/master_klassy/flesh_igry_dlja_urokov_anglijskogo/3-3-2 – (Дата обращения: 28.05.2015).