Адаптация программного материала
Перед тем как начать составлять планирование по каждому
предмету, необходимо определить нижнюю границу программ_
ных требований. Так как при составлении планирования мы опи&
раемся на программу массовой школы, то требуется учитывать ос&
новные знания, умения и навыки, предполагаемые базовым уров&
нем программы по данному предмету. Для этого необходимо опре&
делить, какие из заложенных в программе учебных компетенций
являются наиболее важными и повлияют на усвоение программы в
будущем. При этом важно уделить особое внимание формированию
универсальных учебных действий, поскольку, их сформирован&
ность поможет преодолевать ту или иную дефицитарность при ус&
воении программы.
В том случае, когда диагностический период был организован соот&
ветствующим образом, учителю не составит труда определение пропус_
ков в программном материале за начальную школу. Темы, недоста&
точно проработанные в начальной школе, необходимо включить в пла&
нирование, для того что бы пробелы в формировании знаний, умений и
навыков за начальную школу не отражались на дальнейшем усвоении
программного материала.
Как только будет понятен базовый (минимальный) уровень освое&
ния программы, будут определены навыки и умения, которые необходи&
мо сформировать за учебный период можно приступать к написанию
тематического планирования. На наш взгляд необходимо писать пла&
нирование поэтапно, не более чем на 1 четверть вперед. Разберем по по&
подробнее структуру планирования.
Тема
Определив нижнюю границу программных требований, а так же ма&
териал, пройденный в начальной школе, но требующий дополнитель&
ной проработки, не сложно будет определить основные темы на учеб&
ный период.
Элементы содержания
В этой графе необходимо описать конкретные навыки и понятия
внутри темы, которые будут даваться на уроке. Для этого необходимо
четко определить: с какими понятиями необходимо познакомить ребен&
ка, какие знания и умения вы хотите, что бы ребенок усвоил. Учитель
должен четко представлять «чему он хочет научить». Важно помнить,
что мы учим только тому, что необходимо для усвоения программы в
будущем.
Виды работы (приемы обучения)
После того, как вы определили «чему вы будете учить», необходимо
понять «как вы будете этому учить». Для этого под каждый элемент со&
держания темы должен быть подобран способ преподнесения материа&
ла. При заполнении данной графы очень важно помнить несколько
принципов, о которые мы подробнее разберем далее:
— мы не начинаем спрашивать, пока не объяснили, не научили, не
дали образец;
— то, что не подкреплено наглядностью или практическим действи&
ем не запоминается ребенком;
— все абстрактные понятия будут усвоены только через образец или
алгоритм.
Индивдуальные требования к уровню подготовки учащихся
Вся программа обучения в классе должна строиться с учетом инди&
видуальных особенностей, определенных в индивидуальной программе
обучения. Поэтому в этой графе необходимо отразить ожидаемый ин&
дивидуальный уровень сформированности выбранных навыков. В этой
графе могут быть описаны условия, при которых данный навык счита&
ется сформированным (например: решает задачи на нахождение части
Индивидуальные
Требования к Индивидуальный Индивидуальное
Уровню вид контроля домашнее
подготовки задание
Учащихся
№ п/п
Тема
Кол&во
часов
Элементы
содержания
Приемы
обучения
от целого, с использованием калькулятора). Наибольший упор должен
быть сделан на требования к сформированности универсальных учеб&
ных действий. Важно определить «что должен уметь конкретный ребе&
нок» и «при каких условиях он должен это умение проявить».