Примерное распределение программного материала на год

ФОРМИРОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ

Пояснительная записка

Большое значение в умственном воспитании детей имеет развитие элементарных математи­ческих представлений. Цель программы по элементарной математике - формирование приемов умственной деятельности, творческого и вариативного мышления на основе привлечения вни­мания детей к количественным отношениям предметов и явлений окружающего мира.

Условием успешной реализации программы по элементарной математике является органи­зация особой предметно-развивающей среды в группах на участке детского сада для прямого действия детей со специально подобранными группами предметов и материалами в процессе усвоения математического содержания.

На шестом году жизни уровень умственного развития ребенка характеризуется значитель­ным накоплением наглядно-чувственных представлений и простейших понятий. У ребенка ак­тивно развиваются наглядно-образное мышление, произвольное внимание, память, способность управлять своим поведением. Ему свойственно стремление выполнять более обобщенные и сложные по своему содержанию задания и получать за это положительную оценку взрослого.

Обучение проводится с опорой на наглядность, приобретенные ранее знания и опыт реше­ния некоторых математических проблем. Каждое новое представление (понятие) формируется на основе включения его в систему ранее усвоенных.

В старшей группе проводится одно занятие в неделю (примерно 36 занятий в год) продол­жительностью от 20 до 25 минут. Целесообразно организовывать их в первой половине недели, сочетая с физкультурными или музыкальными занятиями.

К концу года ребенок может

• Выделять составные части группы предметов, их признаки, различия и сходства, сравни­вать части на основе счета предметов и составления пар; понимать, что целая группа предметов больше каждой своей части (часть меньше целого).

• Считать (отсчитывать) в пределах 10.

• Правильно пользоваться количественными и порядковыми числительными (в пределах 10), отвечать на вопросы: «Сколько?», «Который по счету?».

• Сравнивать рядом стоящие числа в пределах 10 (опираясь на наглядность), устанавливать, какое число больше (меньше) другого; уравнивать неравные группы предметов двумя способа­ми (удаление и добавление единицы).

• Сравнивать предметы по длине (ширине, высоте, толщине) с помощью наложения, прило­жения, на глаз. Размещать предметы различной величины (до 7-10) в порядке возрастания, убывания их длины (ширины, высоты), толщины; понимать относительность признака величины предметов.

• Определять свое местонахождение среди предметов и людей, а также положение одного предмета по отношению к другому.

• Знать некоторые характерные особенности знакомых геометрических фигур (количество углов, сторон, равенство, неравенство сторон).

• Различать форму предметов: круглую, треугольную, четырехугольную.

• Знать, что утро, день, вечер, ночь составляют сутки; последовательность частей суток.

• Называть текущий день недели

Примерное распределение программного материала на год

№п/п Программное содержание Количество занятий, где данная тема является основной
I
Составление множества из разных по качеству элементов, вы­деление различных частей из множества и объединение их в целое множество, поэлементное сравнение количества пред­метов в группах и отдельных частей множеств. Установление зависимости между целым множеством и его частью
"Упражнения в счете (отсчитывании, пересчитывании, присчи­тывании, воспроизведении, нахождении указанного количест­ва предметов) в пределах 5
Обучение счету предметов до 10 на основе сравнения равных и неравных по численности групп предметов, выраженных числами 5 и 5, 5 и 6, 6 и 6, 6 и 7, 7 и 7 и т. д. Показ образова­ния каждого числа натурального ряда от 6 до 10
Формирование умений и навыков отсчитывания предметов в пределах 10 по образцу и заданному числу
Упражнение в счете по осязанию (на ощупь), на слух, движений
Развитие представлений о равенстве: умения делать числовые обобщения на основе счета (5 зайчиков, 5 морковок, 5 елочек, 5 собачек; всех игрушек по 5)
Уточнение представлений о независимости числа от про­странственно-качественных признаков: от величины и формы предметов, расстояния между ними, расположения и направ­ления счета (слева направо, справа налево)
Ознакомление с составом числа из единиц в пределах 5 (5 -это 1, 1, 1, 1 и еще 1) на конкретном материале
Обучение порядковому счету в пределах 10. Развитие понима­ния значения порядковых числительных и вопросов: «Сколько всего?», «Какой?», «Который (по счету)?»
Обучение сравнению рядом стоящих чисел в пределах 10 с опорой на сравнение конкретных групп предметов. Уточне­ние способов получения равенства из неравенства и неравен­ства из равенства (путем добавления или удаления одного предмета из группы)
Ознакомление с делением целого предмета на две и четыре равные части. Развитие понимания отношения целого и части
Упражнение в установлении размерных отношений между предметами путем раскладывания пяти-десяти предметов в порядке возрастания (убывания) длины, ширины, высоты; обозначение в речи отношений между предметами по величи­не. Определение на глаз величины предметов в сравнении с заданным образцом
Ознакомление с овалом, четырехугольником. Развитие пред­ставления: квадрат и прямоугольник являются разновидно­стями четырехугольника. Распознавание геометрических фи­гур (шара, куба, цилиндра, круга, овала, квадрата, прямо­угольника, треугольника) в предметах окружающего мира
Определение взаимного расположения предметов в простран­стве (вверху - внизу, над - под, слева - справа, в центре, по краям, в середине, в углу, между, рядом); развитие навыков пространственной ориентировки во время движения и на плос­кости (лист бумаги, стол, доска и др.)
Установление временной последовательности (вчера, сегодня, завтра), дней недели


Перспективное планирование

Время прове­дения Тема и цели занятий 1-й недели Тема и цели занятий 2-й недели Тема и цели занятий 3-й недели Тема и цели занятий 4-й недели
б
Сентябрь Тема Занятие 1 Занятие 2 Занятие 3 Занятие 4
Цели Выявить умения: - считать предметы (отсчитывать из большего количества) предметы в пределах 5; - сравнивать группы и числа на основе составленных пар; - уравнивать группы, убирая из большей или добавляя к меньшей один предмет. Закреплять знание гео­метрических фигур. Учить: - ориентироваться на плоскости и обозначать в речи ос­новные пространственные на­ правления Познакомить с понятием «множество». Учить составлять множество из разных по качеству элемен­тов. Выяснить, имеют ли дети представление о частях суток, их последовательность; устанавли­вать отношение между целым множеством и его частью. Продолжить формировать представление о величине (дли­не, ширине, высоте) предметов. Формировать пространст­венно-временные представле­ния: сначала, потом, до, после Продолжить работу по ознакомлению с количест­венным составом чисел из единиц (в пределах 5). Формировать представле­ние о том, что число не зави­сит от формы расположения предметов. Учить анализировать форму реальных предметов, находить предметы одинаковой и раз­ной формы, называть их Учить: - использовать знание о пред­ метах; - дифференцировать их и объединять в группы по общему признаку. Развивать умение видеть общее количество и называть его, фиксировать единицы чи­сел, объединять их, называя общим числом
Октябрь Тема Занятие 1 Занятие 2 Занятие 3 Занятие 4
Цели Учить считать до 6 на осно­ве сравнения равных и нерав­ных по численности групп предметов, выраженных чис­лами 5 и 5, 5 и 6, 6 и 6. Уточнять представления о независимости чисел от про­странственно-количественных признаков: величины, формы; расположения и направления счета (слева направо, справа Учить считать до 7 на основе сравнения равных и неравных по численности групп предме­тов, выраженных числами 6 и 6, 6 и 7, 7 и 7. Уточнять представления о независимости чисел от про­странственно-количественных признаков: величины, формы; расположения и направления счета (слева направо, справа Учить считать до 8 на осно­ве сравнения равных и нерав­ных по численности групп предметов, выраженных чис­лами 7 и 7, 7 и 8, 8 и 8. Уточнять представления о независимости чисел от про­странственно-количественных признаков: величины, формы; расположения и направления счета (слева направо, справа Учить считать до 9 на основе сравнения равных и неравных по численности групп предме­тов, выраженных числами 8 и 8, 8 и 9,9 и 9. Уточнять представления о независимости чисел от про­странственно-количественных признаков: величины, формы; расположения и направления счета (слева направо, справа

Продолжение табл.

    налево). Знакомить с составом числа 6 налево). Знакомить с составом числа 7. Формировать умение отсчи­тывать предметы в пределах 7 налево). Знакомить с составом числа 8. Формировать умение отсчи­тывать предметы в пределах 8 налево). Знакомить с составом числа 9. Формировать умение отсчи­тывать предметы в пределах 9
Ноябрь Тема Занятие 1 Занятие 2 Занятие 3 Занятие 4
Цели Учить считать до 10 на ос­нове сравнения равных и не­равных по численности групп предметов, выраженных чис­лами 9 и 9,9 и 10, 10 и 10. Уточнять представления о независимости чисел от про­странственно-количественных признаков: величины, формы; расположения и направления счета (слева направо, справа налево). Знакомить с составом чис­ла 10. Формировать умение отсчи­тывать предметы в пределах 10 Формировать умениям навыки отсчитывания предме­тов в пределах 10 по образцу и заданному числу. Упражнять в счете по ося­занию, на слух. Учить отвечать на вопрос «Сколько?» Закреплять: - представления о том, что группы предметов могут быть равными и тогда, когда один занимает больше места, а дру­ гой меньше; - умение отвечать на вопросы: «Сколько было?», «Сколько добавили?», «Сколько убра­ ли?», «Сколько стало (оста­ лось)?» Формировать представле­ние о том, что некоторые предметы можно разделить на несколько равных частей: на две, на четыре
Декабрь Тема Занятие 1 Занятие 2 Занятие 3 Занятие 4
Цели Познакомить спорядко-вым счетом до 6. Учить определять порядко­вое место того или иного пред­мета. Упражнять в делении цветной полоски бумаги на две равные части Познакомить с порядко­вым счетом до 7. Учить: - определять порядковое место того или иного предмета; — делить круг и квадрат путем сгибания на четыре равные части, сравнивать их ---------------------- _ » Познакомить с порядко­вым счетом до 8. Учить: - анализировать, на сколько равных частей разделили предмет; - определять порядковое ме­ сто того или иного предмета. Формировать умение: - проверить равенство путем Познакомить спорядко-вым счетом до 9. Учить: - отвечать на вопрос «Какой по счету?»; - определять порядковое место того или иного предмета. Закреплять: - умение сравнивать целое с частью;

Продолжение табл.

I
        совмещения, наложения; - восстановление целого пу­тем присоединения одной час­ти к другой - понятие того, что часть меньше целого, а целое больше каждой своей части
Январь Тема Занятие 1 Занятие 2 Занятие 3 Занятие 4
Январь   Цели Познакомить с порядко­вым счетом до 10. Закреплять умение отве­чать на вопрос: «Какой по счету?». Развивать умение пользо­ваться порядковыми числи­тельными Учить порядковому счету в пределах 10. Развивать понимание зна­чения порядковых числитель­ных и вопросов: «Сколько все­го?», «Какой?», «Который по счету?». Упражнять в назывании дней недели и определении их порядка Закреплять: - понятие о том, что для опре­ деления порядкового места предмета среди других в ряду направления счета (справа на­ лево, слева направо) имеет существенное значение; - понятие того, что количество предметов не всегда совпадает с порядковым номером; - понимать и различать вопросы: «Какой?», «Который?». Упражнять в сравнении предметов по величине и цвету Продолжать учить сравни­вать предметы по величине (длине, ширине, высоте), рас­кладывать предметы (до 10) в порядке убывания или воз­растания их размеров. Учить: - сравнивать рядом стоящие числа в пределах 10 с опорой на сравнение конкретных групп предметов; - определять на глаз величины предметов в сравнении с заданным образцом
Февраль Тема Занятие 1 Занятие 2 Занятие 3 Занятие 4
Февраль Цели Упражнять в умении вы­являть нарушение в законо­мерности расположения пред­метов («Разложи по порядку», «Построй по росту», «Найди место предмета» и т. д.). Закреплять умение сравнивать величину предмета на глаз и учить обосновывать свой ответ Познакомить с элементар­ным способом измерения -опосредованным сравнением величины двух предметов с помощью третьего, равного одному из них. Ввести понятие «мерка». Учить измерять меркой сто­роны квадрата и сравнивать их Учить: - измерять с помощью мерки стороны прямоугольника; - сравнивать длины сторон; - делать выводы: если мерки не равны, то и стороны не равны Закреплять: - умение сравнивать предметы по величине (задание практического характера); - способы получения равенства из неравенства и неравенст­ва из равенства путем добавле­ния или удаления одного предмета из группы
Март Тема Занятие 1 Занятие 2 Занятие 3 Занятие 4
    Цели Вспомнить, какие геомет­рические фигуры известны (треугольник, квадрат). Закреплять умение нахо­дить четырехугольник. Познакомить с новой геометри­ческой фигурой — овалом. Закреплять умение: - классифицировать предметы в зависимости от формы;

Окончание табл.

Март   Закреплять умение рас­кладывать в порядке убывания величины, сравнивать их по углам. Познакомить с новой гео­метрической фигурой - четы­рехугольником Учить: - сравнивать квадрат и прямоугольник; - уточнять, чем они отличаются и чем похожи. Формировать умение де­лать обобщения. Развивать представления: квадрат и прямоугольник являются четырехугольниками Учить: -сравнивать его с известными фигурами: кругом, прямоугольником; -развивать геометрическую зоркость: распознавать геометрические фигуры: шар, куб, цилиндр, круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник в пределах окружающего мира. _ называть фигуры. Учить: - выкладывать из геометрических фигур различные узоры и предметы; - развивать геометрическую зоркость: распознавать геометрические фигуры: шар, куб, цилиндр, круг, овал ,квадрат ,прямоугольник, треугольник в пределах окружающего мира
Апрель Тема Занятие 1 Занятие 2 Занятие 3 Занятие 4
Цели Продолжать учить ориен­тироваться в помещении дет­ского сада. Учить: - понимать предложения: «Предмет справа (слева, рядом, между, за кем, перед кем)»; - определять свое положение в пространстве, умение двигаться в заданном направлении Учить: - ориентироваться на ограни­ ченной поверхности (листе бумаги); — употреблять слова, обозначающие расположение на плос­кости: слева от, справа от, вы­ше - ниже, ближе - дальше, около, из-за, вдоль, между, рядом Упражнять в ориентировке на листе бумаги. Развивать умение созда­вать повторяющиеся последо­вательности, различные рит­мические узоры Закреплять: _ понятие частей суток: утро, день вечер, ночь; _ представление о частях суток при рассматривании фотогра­фий, картин, в процессе на­блюдения за сменой их в при­роде Познакомить с понятием «сутки»
Май Тема Занятие 1 Занятие 2 Занятие 3 Занятие 4
Цели Формировать представле­ние о выходных и рабочих днях. Учить понимать закономер­ность в их чередовании. Знакомить с понятиями: сначала, потом, раньше. Формировать умение ис­пользовать слова при воспроиз­ведении последовательности каких-либо событий Закреплять знание поряд­ковых числительных в назва­нии каждого дня недели. Формировать осознание связи в названии каждого дня недели с его порядковым номером Формировать представле­ние о выходных и рабочих днях. Учить понимать закономер­ность в их чередовании. Знакомить с понятиями: сначала, потом, раньше. Формировать умение ис­пользовать слова при расска­зывании последовательности каких-либо событий Закреплять знание поряд­ковых числительных в назва­нии каждого дня недели, формировать осознание связи в названии каждого дня недели с его порядковым но­мере»**

Наши рекомендации