Предмет социальной педагогики
Это теория и практика обучения и воспитания отдельной личности или группы людей, иногда объединенных социальной бедой и нуждающихся в реабилитации или лечении, их социализация.
В советское время понятия «социальная педагогика» в педагогической науке не существовало. Социальная педагогика - «одно из направлений буржуазной педагогики»( педагогическая энциклопедия 1968г).
Подобная позиция сохранялась до 80-х годов.
Социальная педагогика рассматривает отклонения или соответствия поведения человека под влиянием среды.
По современным представлениям социальная педагогика — это «отрасль педагогики, рассматривающая социальное воспитание всех возрастных групп и социальных категорий людей, в организациях, специально для этого созданных» [А.В.Мудрик].
Социальная педагогика опирается на историю педагогики, на опыт обучения и воспитания в прошлом, на практику воспитания и обучения в других странах.
Одним из основателей социальной педагогики в России был Василий Васильевич Зеньковский. Философ, психолог, теоретик и историк образования, с 1912 г. преподавал в Киевском университете. Его социальная педагогика основывалась на том, что человека не понять, если не изучишь окружающую его среду. Станислав Теофилович Шацкий (1887—1934). Считал что в формировании личности главным является «социальная наследственность», т. е. нормы, традиции, обычаи, которые передаются из поколения в поколение.
Особенность современной социальной педагогики — ее гуманистическая направленность, единство требований и уважения к детям, т.е. сотрудничество, содружество, сотворчество воспитателя и ребенка.
Общественный смысл социальной педагогики состоит в том, чтобы помочь человеку, попавшему в беду; помочь семье, ребенку найти свой путь жизненного самоопределения, развиваться на основании своих способностей и задатков. Помочь в стремлении человека выйти на путь нравственных отношений.
Методы социальной педагогики направлены на личность, ее самосовершенствование, самовоспитание, самоорганизацию, самоутверждение.
Термины социальной педагогики
Прежде всего надо определить, что такое социальная среда.
Это, во-первых, широкая социальная действительность, общество, государство и, во-вторых, этонепосредственное окружение ребенка, влияющее на его формирование.
Социальное воспитание ~ это забота общества о поколении будущего, поддержка человека обществом, коллективом, помощь человеку в усвоении и принятии нравственных отношений, которые сложились в семье и обществе, принятии правовых, экономических, гражданских и бытовых отношений.
Социальное воспитание происходит в семье, в школе, во всех звеньях образования, в труде. А для подростка это еще и улица.
Социально-педагогическая деятельность — это социальная работа, включающая и педагогическую деятельность, направленную на помощь ребенку (подростку) в организации себя, своего психологического состояния, на установление нормальных отношений в семье, в школе, в обществе.
Функции социальной педагогики
- воспитательная (включение ребенка (подростка) в окружающую его среду, процесс его социализации, адаптации в
ходе обучения и воспитания)
- социально-правовая (заботу государства о детях, их правовую защиту)
- социально-реабилитационная (воспитательная и образовательная работа с детьми-инвалидами, физически или психически неполноценными, где основные социальные функции, выполняет педагог.
Прикладные задачи социальной педагогики
воспитать делать добро, научить организовать свою жизнь, развивать познавательные интересы, помочь организовать свою индивидуальность, свои задатки и способности.
21.
Личность ребенка, ее развитие, зависимость от среды. Социализация личности, социальное воспитание. Самовоспитание личности.
Личность – явление социальное, она тесно связана со временем, и она выражает все что есть в человеке исторического.
Качества личности – явление не врожденное, а приобретенное, возникает в результате социального и культурного развития. Личность способна к самореализации, к самоконтролю, самоанализу.
Характерные черты личности:
1. Индивидуальность – уникальные свойства человека, присущие только определённому человеку.
2. Разумность – способность предвидеть результаты действий, поступков.
3. Темперамент –
4. Характер – характер проявляется в отношении к окружающему и к самому себе, он присущ только к определённому человеку.
5. Активность – мера взаимодействия человека с окружающим миром. Существует внешняя и внутренняя активность.
6. Целеустремленность – способность в достижении поставленной цели.
7. Направленность – тенденция в поведении человека, которая проявляется в мировоззрении в духовных потребностях.
8. Воля – способность преодоления трудностей.
Развитие личности.
Развитие человека – результат сложного длительного процесса, в ходе которого изменяется биологические, психологические, и социальные свойства, и эти изменения происходят в процессе формирования личности под воздействием воспитания и образования. Развитие личности зависит от внутренних и внешних условий. Внутренние – физические и психологические данные человека. Внешние – среда. Личностное развитие результат участия в разных видах деятельности (игра, учение, труд). Развитие личности зависит от трех факторов: среды, наследственности, воспитания. В процессе деятельности умственной и познавательной, общественной, трудовой, и т.д. – формируется личность.
Возрастные особенности:
От рождения до 3 лет – младенчество.
От 3 до 6 лет – дошкольный.
От 6 до 10 лет – младший школьный возраст.
От 10 до 13 лет – средний школьный возраст.
От 13 до 16 лет – подростковый возраст.
Социальное воспитание – забота общества о будущих поколениях. Связка с образованием, просвещением, социальным воспитанием, обучением, и самообразованием личности.
Организация социального воспитания:
1. индивидуальная помощь личности в кризисной ситуации (в семье, школе, когда необходимо восстановит здоровье, физическое и психическое состояние ребенка).
2. организовать защиту его прав на достойную жизнь в обществе, его профессиональное самоопределение.
3. организовать охрану его здоровья, его социальную, физическую, творческую деятельность.
4. помочь подростку подойти к принятию самостоятельного решения.
Педагог должен понимать что на ребенка в процессе формирования личности воздействуют: природа и родной язык, общение в семье, школе, окружающей среде, его деятельность, СМИ, искусство, литература, сам образ жизни ребенка.
Основные принципы социального воспитания:
1. природосообразности.
2. народности – традиции, родной язык
3. гуманности.
Самовоспитание – процесс сознательного приобретения человеком самого себя, своих телесных, духовных, сил и свойств, социальных качеств личности.
Необходимо включать все механизмы личности: сознание, эмоции, волю, чтобы человек хотел и старался быть лучше.
Трудные подростки — это педагогически запущенные дети, они физически здоровы, но не воспитаны и не обучены. Они отстают от своих сверстников в учебе, так как у них не развиты память, мышление и воображение.
Они не любят трудиться, не могут заставить себя что-то делать, не могут заниматься систематически, делают только то, что интересно. Трудные подростки нарушают в школе дисциплину и порядок, не хотят учиться, конфликтуют с учителями, со сверстниками, с родителями, бросают школу, считают себя неудачниками. Они бродяжничают, пьют, употребляют наркотики, нарушают законы. Алкоголизм приводит к воровству и тюрьме. Пропаганда секса — к подростковой беременности, так как часто очень рано они вступают в половые связи. Именно подростки в результате физического или сексуального насилия прибегают к самоубийству.