Понятие социальной педагогики, ее предмет, основные категории

Социальная педагогика изучает социальное воспи­тание человека, которое осуществляется на протяже­нии всей его жизни.

Существуют различные определения социальной педагогики. В.Д. Семенов называет ее наукой о воспи­тательных влияниях социальной среды. По мнению X. Мискеса, социальная педагогика – это научная дис­циплина, раскрывающая социальную функцию общей педагогики и исследующая воспитательный процесс во всех возрастных группах. С точки зрения А.В. Басова, социальная педагогика – это наука, исследующая вли­яние социальных факторов среды на социализацию подрастающего поколения, разрабатывающая и реали­зующая эффективную систему мероприятий по опти­мизации воспитания на уровне личности, группы и территории с учетом конкретных условий социальной среды. А.В. Мудрик определяет социальную педагоги­ку как отрасль педагогики, исследующую социальное воспитание в контексте социализации, т. е. воспитание всех возрастных групп и социальных категорий людей, осуществляемое как в организациях, специально для этого созданных, так и в организациях, для которых воспитание не является основной функцией (предпри­ятия, воинские части и др.).

Предметом социальной педагогики является соци­альное воспитание личности, исследование воспита­тельных сил общества и способов их актуализации.

Предложенные подходы к определению социаль­ной педагогики как отрасли знания исходят из того, что в нашем столетии педагогика в целом объективно ста­новится отраслью интегративного знания. Это связано с тем, что значительное развитие получили такие от­расли знаний о человеке и обществе, как психология (в частности возрастная и социальная), этнология, со­циология и многие другие, данные которых существен­но расширили представления об объективных процес­сах и закономерностях развития человека в социуме. Как справедливо отмечает А.В. Мудрик, социальная пе­дагогика, решая свои специфические задачи, может делать это эффективно, лишь интегрируя данные других отраслей человеко- и обществознания.

Методологическими основами социальной педаго­гики являются философия воспитания, российская философская антропология, современные данные человекознания. Теоретические основы – это цивилизо­ванный и культурологический подходы к социально-педагогическим феноменам, когда конкретный социум рассматривается как частный случай истории. Такой подход позволяет в структуре науки выделить ее уро­вень и исследовать вечные проблемы образования людей в разные эпохи и у разных народов во все вре­мена. Метапедагогика позволяет приступить к созда­нию долговременных образовательных стратегий, ухо­дя от педагогических утопий и литературных сочинений на педагогические темы.

Социальная педагогика как отрасль знания обла­дает рядом функций: теоретико-познавательной, при­кладной и гуманистической.

Теоретико-познавательная функция выражается в том, что социальная педагогика накапливает знания, синтезирует их, стремится составить наиболее полную картину изучаемых ею процессов и явлений в совре­менном обществе, описывает и объясняет их, вскрыва­ет их глубинные основания.

Прикладная функция связана с поиском путей и способов, выявлением условий эффективного совер­шенствования социально-педагогического влияния на процессы социализации в организационно-педагоги­ческом и психолого-педагогическом аспектах.

Гуманистическая функция выражается в разработ­ке целей совершенствования социально-педагогичес­ких процессов, создающих благоприятные условия для развития личности и ее самореализации.

К основным категориям социальной педагогики относятся: социальный педагог (подробнее см. 1.1. дан­ного учебника), социализация (см. 4.1. учебника), фак­торы социализации (см. 4.2. учебника), социум, соци­альный институт, социальная роль, защита детства, опека и попечительство, социальная работа, социальная защита, социальная поддержка и т. д. Приведем эти и другие термины, знание которых необходимо социаль­ному педагогу в его практической деятельности.

Социализация – развитие человека на протяже­нии всей его жизни во взаимодействии с окружающей средой в процессе усвоения и воспроизводства соци­альных норм и культурных ценностей, а также само­развития и самореализации в том обществе, к которо­му он принадлежит.

Факторы социализации – это действующие на человека условия. Социализация происходит во взаи­модействии человека с огромным количеством разно­образных условий, влияющих на его развитие.

Социум – окружение, в котором формируется че­ловек; совокупность различных групп и других объе­динений, организаций, учреждений, движений, со­ставляющих это окружение; среда, влияние которой испытывает человек в процессе своей жизнедеятель­ности; пространство –предметное, культурное, духов­ное,– где он реализует свою активность.

Микросоциум – ближайшее окружение человека: семья, школа, свободное общение по месту жительства, компания; зона непосредственного взаимодействия человека и среды, где осуществляются его повседнев­ная деятельность, отношения и общение.

Социальный институт – исторически сложив­шаяся устойчивая форма организации совместной де­ятельности людей. В курсе изучения социальной пе­дагогики, говоря о факторах социализации личности, в качестве социальных институтов называют семью, школу, детский сад, трудовой коллектив и др.

Институты десоциализации – криминогенные неформальные подростковые группы, преступные группировки, сообщества алкоголиков, спекулянтов, лиц без определенных занятий, а также семьи амораль­ного либо асоциального типа.

Социальная роль – социальная функция, модель поведения, объективно заданные социальной позици­ей личности в системе общественных или межличност­ных отношений.

Социальная адаптация – процесс и результат ак­тивного приспособления индивида, слоя, группы к ус­ловиям новой социальной среды, к изменяющимся или уже изменившимся общественным условиям жизни.

Социальная запущенность – несформированность у ребенка социальных чувств, интересов, навыков и умений; несоответствие половозрастным социальным ролям.

Педагогическая запущенность – состояние, обус­ловленное недостатками в учебно-воспитательной ра­боте с детьми и подростками в семье, дошкольных уч­реждениях, школе.

Защита детства – система мер, обеспечивающая охрану законных прав и интересов детей на основе раз­работки нормативных документов, которые определяют правовое положение несовершеннолетних; законода­тельное регулирование детского труда; совершенство­вание системы опеки, попечительства и усыновления детей, оставшихся без попечения родителей; создание сети специализированных социальных служб и учреж­дений для проведения коррекционной и реабилитационной работы с детьми, нуждающимся в соответствую­щей помощи.

Права ребенка – совокупность особых законода­тельных норм и правил, направленных на защиту инте­ресов детей и подростков во всех сферах их жизнеде­ятельности.

Опекунство – правовая форма защиты личных и имущественных интересов граждан. Юридически пра­вомерным является существование двух форм опекун­ства: в виде опеки и попечительства.

Опека устанавливается над детьми, не достигши­ми возраста 14 лет, оставшимися без попечения родителей, в целях обеспечения им надлежащих условий содержания, воспитания и образования; над лицами, признанными по суду недееспособными вследствие психического расстройства.

Попечительство устанавливается над несовершен­нолетними детьми в возрасте от 14 до 18 лет, в силу определенных причин оставшихся без попечения ро­дителей; над дееспособными совершеннолетними граж­данами, которые по состоянию здоровья не могут само­стоятельно защитить свои права и интересы.

Сиротство – социальное явление, обусловленное наличием в обществе детей, родители которых умерли, а также детей, оставшихся без попечения родителей вследствие лишения их родительских прав, признания в установленном порядке родителей недееспособными, безвестно отсутствующими и т. д. Сюда относят также детей, родители которых не лишены родительских прав, но фактически не осуществляют какой-либо заботы о свих детях. Последний вид сиротства называют соци­альным.

Жестокое обращение с детьми – нанесение фи­зического, психологического, эмоционального ущерба ребенку путем умышленного действия, а также пренеб­режение родителями, воспитателем, другими лицами обязанностями по отношению к нему, наносящее вред его физическому и психическому развитию.

Социальная работа – специфический вид профес­сиональной деятельности, оказание государственного и негосударственного содействия человеку с целью обеспечения культурного, социального и материально­го уровня его жизни, предоставление индивидуальной помощи человеку, семье или группе лиц.

Области социальной работы. Термин «социальная работа» относится к различным областям профессио­нальной практики и специальной подготовки. Перво­начально такие области были определены в 1920 году: семейное благополучие, защита детства, психиатричес­кая социальная работа, медицинская социальная рабо­та, школьная социальная работа. Впоследствии эти области в некоторой степени изменились, появились новые: промышленная, профессиональная, геронтологическая, сельская, судебная и др.

Социальные работники, специалисты в области социальной работы – выпускники школ социальной работы, применяющие свои знания и умения для соци­ального обслуживания индивидов, семей, групп, организаций, социума в целом. Социальные работники по­могают людям повышать способность решать пробле­мы, обеспечивают взаимодействие между людьми или между человеком и его средой, повышают ответствен­ность организаций за человека, влияют на социальную политику.

Призрение – внимание, участие, сочувствие, ми­лосердие; предоставление кому-либо приюта и пропи­тания. Призрение как социальный институт связыва­ют с началом христианства и строительства церковных зданий и монастырей на Руси, которое получило разви­тие в последующий период. Тесно связано с благотво­рительностью .

Социальная защита – система приоритетов и ме­ханизмов по реализации законодательно закреплен­ных социальных, правовых и экономических гарантий граждан, органов управления всех уровней, иных ин­ститутов, а также система социальных служб, призван­ных обеспечить определенный уровень социальной защищенности, помогающих достичь социально при­емлемый уровень жизни населения в соответствии с конкретными условиями общественного развития.

Социальная поддержка – комплекс специальных социальных мер, направленных на создание и поддер­жание достойных условий существования для «сла­бых» социальных групп, отдельных семей, детей, ис­пытывающих нужду в удовлетворении жизненных потребностей, на оказание помощи в жизненном са­моопределении.

Социальная реабилитация– 1) реализация про­грамм и действий, направленных на вхождение индивида в общество или культурную систему; 2) комплекс медико-психологических, социально-правовых, педаго­гических мер, имеющих целью социально-психологи­ческое возрождение социально дезадаптированного ребенка, восстановление у него основных социальных функций личности, психического, физического и нрав­ственного здоровья, социального статуса.

Социальное консультирование – особая форма оказания социальной помощи путем психологического воздействия на человека или малую группу в целях их социализации, восстановления и оптимизации их со­циальных функций, ориентиров, выработки соци­альных норм общения.

Семейное консультирование – психологическое воздействие на семью и ее членов, цель которого – восстановить и оптимизировать ее функционирование, улучшить отношения между ее членами, создать благо­приятные внутрисемейные условия для развития семьи и ее членов.

Семейная терапия – область теоретической и практической деятельности, направленной на нормализацию семейных отношений, изменение дисфункциональных моделей семейного взаимодействия в целях восстановления психологического и психического здо­ровья членов семьи. В отличие от терапии, ориентиро­ванной на индивида, семейная терапия проводится со всей семьей, с ее помощью решаются проблемы всей семьи, а не отдельного члена.

Наши рекомендации