В) Программное обеспечение
14. Изобразительное искусство. 1-4 классы. Рабочая программа для общеобразовательных учреждений / С.П. Ломов, С.Е. Игнатьев и др. – 5-е изд. – М.: Дрофа, 2012. - 46 с.
15. Изобразительное искусство. 1-9 классы: Программы общеобразовательных учреждений. – М.: АГАР, 1996. – 160 с.
16. Изобразительное искусство. 5-9 классы. Программы общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2006. – 72 с.
17. Изобразительное искусство. Начальные классы: Программно-методические материалы / Сост. В.С. Кузин, В.И. Сиротин. – 2-е изд. – М.: Дрофа, 2000. – 224 с.
18. Изобразительное искусство: Рисунок. 1-11 кл. Живопись. 1-11 кл. Основы живописи. 5-9 кл. Основы дизайна. 5-9 кл. Основы народного и декоративно-прикладного искусства. 1-8 кл. Программы для общеобразоват. шк., гимназий, лицеев. – 3-е изд. стереотип. – М.: Дрофа, 2001. – 288 с.
19. Изобразительное искусство и художественный труд. 1-9 классы / Под рук. и ред. Б.М. Неменского. – М.: Просвещение, 2007. – 144 с.
20. Комарова Т. С.Изобразительная деятельность в детском саду. Программа и методические рекомендации /Т.С.Комарова.– М.: Мозаика-Синтез, 2006. – 190 с.
21. «Основы народного и декоративно-прикладного искусства» для школ с
углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла:
Программы средней общеобразовательной школы (5-8 классы одиннадцатилетней школы). – М.: Просвещение, 1994. - с.
22. Программно-методические материалы: Изобразительное искусство. Начальная школа / Сост. В.С. Кузин, Е.О. Яременко. – 3-е изд., перераб. – М.: Дрофа, 2001. – 224 с.
23. Программа и методические рекомендации по выполнению заданий педагогической практики студ. ф-та ИЗО и дизайна, обучающихся по специальности 030800 – «Изобразительное искусство» / Авт.-сост. Л.А. Буровкина. Отв. ред. В.В. Корешков. – М.: МГПУ, 2005. – 32 с.
24. Теория и методика обучения изобразительному искусству: Учебно-методический комплекс дисциплины. Специальность 03.08.00 – «Изобразительное искусство». Курс 3-4, семестр 5-8 / Сост.: Л.А. Буровкина, С.В. Валикжанина. – М.: МГПУ, 2008. – 78 с.
25. Художественно-эстетическое воспитание в школе (курсы по выбору): Учебно-методический комплекс дисциплины. ООП 030800 – «Изобразительное искусство». Уровень подготовки: специалитет. Факультет изобразительных искусств и дизайна. Курс 4, семестр 8 / Сост.: Л.А. Буровкина. – М.: МГПУ, 2008. – 32 с.
26. Художественное оформление в школе: Учебно-методический комплекс дисциплины. ООП 030800 – «Изобразительное искусство». Уровень подготовки: специалитет. Факультет изобразительных искусств и дизайна. Курс 3, семестр 6 / Сост.: Л.А. Буровкина. – М.: МГПУ, 2008. – 44 с.
Г) Базы данных, информационно-справочные и поисковые системы
__________________________________________________________
Материально-техническое обеспечение дисциплины
Оборудование и наглядные материалы. Общие материалы: разнообразная бумага, кнопки, палитра, краски, емкость для воды, тряпочки для вытирания рук и кистей. Художественные материалы: карандаши, резинки, акварельные, художественные гуашевые краски, (возможны другие краски), кисти круглые и плоские из искусственного волоса, колонковые кисти, жесткие кисти из свиной щетины. Оборудование: обычные мольберты или более профессиональные станки, столы с горизонтальными поверхностями, индивидуальные планшеты для каждого студента, стулья, табуретки. ТСО: ПК, проектор, экран.
Часть II. Методические рекомендации
и план освоения учебной дисциплины
Курс 2-4, семестры 4-7
Календарно-тематический план освоения дисциплины
Календарно-тематический план лекционных занятий
№ | Тема, вид лекции | Лекции | Лаб. раб. | СРС | Неделя семестра | |
II курс, 4-й семестр | ||||||
Введение. Общие принципы и методологические основы преподавания дисциплин художественного цикла. 1.1. Предмет «Методика обучения изобразительному искусству». Цели и задачи курса. Содержание программы курса. | 1,2 | |||||
1.2. Учебно-методический комплекс художественно-педагогического процесса. Анализ школьных программ по изобразительному искусству. | ||||||
1.3. Социальная природа развития художественного образования. Анализ учебно-методической литературы по изобразительному искусству. Педагогическое рисование отдельных объектов. Альбом педагогических рисунков «Флора». | ||||||
1.4. Дифференцированные подходы в художественном образовании. Педагогическое рисование на классной доске. | ||||||
1.5. Планы-конспекты уроков изобразительного искусства. Разработка системы упражнений к урокам изобразительного искусства. | ||||||
1.6. Межпредметные связи уроков изобразительного искусства. | ||||||
III курс, 5-й семестр | ||||||
2. | Содержание занятий по изобразительному искусству в школе. 2.1. Принципы построения программ, их отличительные стороны. Структурный анализ содержания учебного материала по изобразительному искусству. | |||||
2.2. Основные дидактические принципы, используемые в технологиях и методиках обучения изобразительному искусству в школе. | ||||||
2.3. Закономерности проявления творческих способностей школьников. | ||||||
2.4. Технология и методика проведения занятий по изобразительному искусству в школе. Общие требования к уроку изобразительного искусства. Технология проведения урока. | ||||||
2.5. Принцип наглядности как средство активизации художественно-творческой деятельности школьников. Разработка наглядных пособий к урокам изобразительного искусства. Альбом педагогических рисунков «Фауна». | ||||||
2.6. Характеристика различных многовариантных технических средств и приемов обучения изобразительному искусству. | ||||||
2.7. Учебно-воспитательные и развивающие задачи урока. | ||||||
III курс, 6-й семестр | ||||||
3. | Особенности педагогической деятельности в процессе обучения художественным дисциплинам. 3.1. Планирование художественно-воспитательной работы со школьниками по изобразительному искусству. Подготовка учителя к уроку. Выбор технологий и методов учебной работы по изобразительному искусству. | 1, 2 | ||||
3.2. Педагогический рисунок и его особенности. Методическая последовательность выполнения педагогического рисунка. Педагогическое рисование на классной доске. Альбом педагогических рисунков «Сельский пейзаж». | 3, 4 | |||||
3.3. Принцип наглядности в обучении ИЗО. Наглядность как средство активизации изобразительной деятельности школьников. Характеристика различных, многовариантных технических средств и приемов обучения. | 5, 6, 7 | |||||
3.4. Разработка наглядных пособий к урокам изобразительного искусства. | 8, 9 | |||||
3.5. Различия в содержании и методах обучения рисованию в зависимости от возрастных особенностей учащихся. Технологии организации занятий художественно-творческой деятельностью школьников. | 10, 11, 12 | |||||
3.6. Оценка достижений учащихся в художественном развитии. Критерии оценки художественно-творческой деятельности детей. | 13, 14 | |||||
3.7. Методика обучения рисованию фигуры человека. Анализ детских рисунков. | 16, 18 | |||||
IV курс, 7-й семестр | ||||||
4. | Особенности педагогических технологий и учебно-методические условия организации занятий в различных сферах художественного образования. 4.1. Специфические формы организации занятий изобразительным искусством. Формы организации уроков в школе с углубленным изучением изобразительного искусства. Организация внеклассных и внешкольных занятий. | 1, 2, 3 | ||||
4.2. Демонстрационно-рисовальные доски. Педагогическое рисование на классной доске. Альбом педагогических рисунков «Городской пейзаж». | 4, 6 | |||||
4.3. Учитель как организатор и руководитель учебного процесса по изобразительному искусству. Планирование уроков на учебный год. Составление иллюстрированного календарно-тематического плана на учебный год. | 7, 8 | |||||
4.4. Основы научно-исследовательской работы в области изобразительной деятельности детей. Экспериментальные методы исследования художественно-творческой деятельности детей: метод срезов, тесты. | 19, 10 | |||||
4.5. Использование традиций русской художественно-педагогической школы в технологиях и методике обучения изобразительному искусству школьников в современных условиях. | 11, 12 | |||||
4.6. Разработка программы педагогического эксперимента на уроках ИЗО по теме диплома. | 13, 14 | |||||
4.7. Кабинет изобразительного искусства, его оборудование, оформление и материально-учебная база. Требования к оснащению кабинета. Паспорт кабинета ИЗО. | ||||||
Содержание разделов дисциплины. Лекции.
II-й курс, 4-й семестр
Введение. Общие принципы и методологические основы преподавания дисциплин художественного цикла
1.1. Предмет «Методика обучения изобразительному искусству». Цели и задачи курса
Содержание дисциплины. Связь курса «Методика обучения изобразительному искусству»со специальными и психолого-педагогическими дисциплинами. Определение целей и задач курса. Изложение основных принципов и методов преподавания дисциплин художественного цикла.
Рекомендуемая литература: 3, 7, 12, 13, 39, 49.
Содержание программы курса