Теоретические основы исследования проблемы гражданского воспитания как основы нравственности младших школьников

ВВЕДЕНИЕ

Гражданское воспитание подрастающего поколения - одна из основных задач общества. Ребенок входит в сложный многогранный мир, в котором он встречается не только с добром и справедливостью, героизмом и преданностью, но и с предательством, нечестностью, корыстью. Воспитывать и формировать миропонимание ребёнка необходимо, когда его жизненный опыт только начинает накапливаться. Именно в детстве определяется направленность личности, появляются первые моральные установки, взгляды.

Большое место по осуществлению гражданского воспитания имеет период обучения детей в начальных классах. Как и другие направления воспитательной деятельности, основной задачей по гражданскому воспитанию является формирование и развитие личности обучающихся, учет их индивидуальных и психологических особенностей, социальных опытов, мотивов, потребностей, способностей.

Школа, решая задачи воспитания, должна опереться на нравственное в человеке, помочь каждому воспитаннику определить ценностные основы собственной жизнедеятельности, обрести чувство ответственности за сохранение моральных и правовых основ общества. Этому поможет гражданское воспитание, органически вплетенное в учебно-воспитательный процесс и составляющее его неотъемлемую часть.

Перед образовательной школой ставится задача подготовки ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. Решение этой задачи связано с формированием устойчивых нравственных свойств личности школьника.

Значение и функция начальной школы в системе непрерывного образования определяется не только преемственностью ее с другими звеньями образования, но и неповторимой ценностью этой ступени становления и развития личности ребенка. Основной функцией её является формирование интеллектуальных, эмоциональных, деловых, коммуникативных способностей учащихся к активно-деятельностному взаимодействию с окружающим миром. Решение главных задач обучения должно обеспечивать формирование личностного отношения к окружающим, овладение этическими, эстетическими и нравственными нормами. В научном обосновании обновления содержания образования начальной ступени положена современная идея развивающего обучения, как носителя определенных умений, навыков, субъекта учебной деятельности, автора собственного видения мира, способного вступить в диалог с элементами разных культур в соответствии со своими индивидуально - возрастными особенностями.

Таким образом, актуальность проблемы гражданского воспитания младших школьников обусловлена следующим:

· для воспитания социально активных членов общества необходима подготовка широко образованных, высоконравственных людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности;

· в современном мире ребенок живет и развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера, которые (источники) ежедневно обрушиваются на неокрепшее сознание и чувства ребенка, на еще только формирующуюся сферу нравственности. Самостоятельно, без педагогической поддержке ему трудно ориентироваться в этих проблемах;

· так как само по себе образование не гарантирует высокого уровня нравственной воспитанности, ибо воспитанность - это качество личности, определяющее в повседневном поведении человека его отношение к другим людям на основе уважения и доброжелательности к каждому человеку. К.Д. Ушинский писал: "Влияние нравственное составляет главную задачу воспитания". [43, с.431].

· знания не только информируют младшего школьника о нормах поведения, утверждаемых в современном обществе, но и дают представления о последствиях нарушения норм или последствиях данного поступка для окружающих людей;

· младшие школьники, в соответствии с возрастными особенностями очень восприимчивы к воздействию на них.

Среди педагогов проблемами нравственного воспитания занимались А.М. Архангельский, Н.М. Болдырев, Н.К. Крупская, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, И.Ф. Харламов и др. В их трудах выявляется сущность основных понятий теории нравственного воспитания, указываются пути дальнейшего развития принципов, содержания, форм, методов нравственного воспитания.

В других работах дан анализ педагогического наследия видных ученых-педагогов, внесших значительный вклад в разработку проблем нравственного воспитания школьников (Т.И. Когачевская, Р.Н. Курманходжаева, Т.В. Лукина) Ряд исследователей освещает в своих работах проблемы подготовки будущих учителей к нравственному воспитанию школьников (М.М. Гей, А.А. Горонидзе, А.А. Калюжный, Т.Ф. Лысенко и др.)

В связи с актуальностью проблемы нравственного воспитания в начальной школе, мы остановили свой выбор на теме "Гражданское воспитание как основа нравственности младших школьников".

Объект исследования: гражданское воспитание младших школьников.

Предмет исследования: гражданское воспитание как основа нравственности младших школьников.

Цель исследования: изучить теоретический аспект гражданского воспитания как основы нравственности младших школьников.

Задачи исследования:

1.Изучить психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме исследования.

2.Выявить опыт учителей начальных классов по организации гражданского воспитания младших школьников.

3.Изучить особенности гражданского воспитания младших школьников в начальной школе.

4.Изучить мероприятия, направленные на гражданское воспитание как основы нравственности младших школьников.

Метод исследования: анализ психолого-педагогической и методической литературы по данной теме.

Методы исследования: наблюдение, опрос, тестирование, анализ продуктов деятельности детей, комплексный педагогический эксперимент, систематизация и статистическая обработка полученных данных.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОБЛЕМЫ ГРАЖДАНСКОГО ВОСПИТАНИЯ КАК ОСНОВЫ НРАВСТВЕННОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

1.1. Характеристика понятия «нравственность» на начальном этапе обучения

Нравственность -

Наши рекомендации