Глава 1 Теоретические основы исследования психологических особенностей младших школьников

Реферат

Данная дипломная работа выполнена на тему «Возрастные психологические особенности младшего школьника». Работа содержит 35 страниц печатного текста, включает таблицы, использованного источника, приложения.

Актуальность темы дипломной работы состоит в необходимости развивать у младших школьников устойчивую потребность в познаниях, потребность в учении или мотивацию учения. Метод проектов – один из эффективных методов развития познавательной деятельности в младшем школьном возрасте.

Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемых источников и приложений.

В первой главе проведен анализ существующих теоретических вопросов по определению понятия психологических особенностей младшего школьника. Также в теоретической части рассмотрены особенности познавательной деятельности младших школьников и механизмы ее формирования и развития.

Вторая глава дипломной работы раскрывает практические вопросы: проведение диагностики познавательной активности в экспериментальной группе и проведение эксперимента по развитию познавательной активности младших школьников через проектную деятельность, а именно – реализацию краткосрочного проекта «Движение воды в растениях».

Содержание

Введение.

Успех воспитания зависит, прежде всего, от знания учителями, родителями закономерностей возрастного развития детей и умения выявлять индивидуальные особенности каждого ребенка.

Современный этап развития системы образования в России, конкретизированный в Концепции модернизации российского образования, характеризуется обновлением, качественным изменением структуры, содержания, методов и средств обучения, новыми подходами к его проектированию и практической реализации. Он связан с кардинальным изменением ориентиров, в том числе начальной стадии образования, состоящих в приоритете личностного развития, формировании субъектных характеристик школьников. Общеобразовательная школа должна формировать не только целостную систему знаний, умений, навыков, но и опыт саморазвития и личностной ответственности учащихся, способности к творческой созидательной деятельности, то есть ключевые компетенции, определяющие современное качество образования.

Педагоги образовательных учреждений должны не только уделять внимание формированию знаний, умений и навыков школьника и адаптации его к социальной жизни, но и обучать через совместный поиск решений, предоставлять ребенку возможность самостоятельно овладеть знаниями. Уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, способом реализации личностно-ориентированного подхода к образованию является метод проектирования.

Проектирование - это комплексная деятельность, участники которой автоматически, без специально провозглашаемой дидактической задачи со стороны организаторов, осваивают новые понятия и представления о различных сферах жизни.

Метод проектов нашел свое отражение в идеях зарубежных и отечественных ученых: В. Килпатрика, Э. Коллингса, Б.В. Игнатьева, В.Н. Шульгина, Н.К. Крупской, Е.Г. Кагарова, М.В. Крупениной. В последнее время теоретические основы проектирования отдельных образовательных систем и технологий активно разрабатываются в научно-педагогической литературе (В.С. Безруков, В.П. Беспалько, В.И. Загвязинский, В.В. Краевский, М.М. Поташник, И.С. Якиманская и др.).

Объект исследования: познавательная деятельность детей старшего школьного возраста.

Предмет исследования: развитие познавательной деятельности старших дошкольников посредством использования методов исследовательских проектов.

Цель работы: выявить педагогические условия использования исследовательских проектов как способа развития познавательной деятельности старших дошкольников.

Гипотеза: использование метода исследовательских проектов способствует развитию познавательной деятельности детей старшего школьного возраста.

Для проверки выдвинутой гипотезы необходимо решить следующие задачи:

  1. Рассмотреть сущность понятия познавательная деятельность, психологические особенности детей школьного возраста, изучить подходы к организации познавательной деятельности дошкольников в современной теории и практике.
  2. Рассмотреть особенности использования метода проектов как средства развития познавательной деятельности ребенка старшего школьного возраста и определить эффективность системы работы по применению исследовательских проектов.
  3. Составить методические рекомендации по использованию исследовательских проектов в дошкольном учреждении.

Теоретической основой явились труды отечественных психологов и педагогов по проблемам использования метода проектов в работе школьного образовательного учреждения.

В работе использовались следующие методы: изучение теоретической и научно-методической литературы; изучение педагогического опыта; диагностические, наблюдение, анализ и обобщение полученных данных.

Исследование проведено на базе БОУ « Репинская СОШ», Калачинского района, Омской области.

Практическая значимость заключается в том, что показана эффективность применения метода проектов в школьного образовательного учреждения для развития познавательной деятельности старших дошкольников и разработаны методические рекомендации.

Заключение

Проектирование представляет собой важную сферу познавательной деятельности детей, которая не компенсируется развитием других форм активности дошкольников. Проектная деятельность обладает целым рядом характеристик, которые оказывают положительное влияние на развитие познавательной сферы младшего школьника.

Прежде всего, в ходе проектной деятельности расширяются знания детей об окружающем мире. В первую очередь это связано с выполнением исследовательских и творческих проектов.

Кроме того, развиваются общие способности детей – познавательные, коммуникативные и регуляторные. Выполнение проекта предполагает формирование оригинального замысла, умение фиксировать его с помощью доступной системы средств, определять этапы его реализации, следовать задуманному плану и т. д.

Основные достижения этого возраста обусловлены ведущим характером учебной деятельности и являются во многом определяющими для последующих лет обучения: к концу младшего школьного возраста ребенок должен хотеть учиться, уметь учиться и верить в свои силы. Полноценное проживание этого возраста, его позитивные приобретения являются необходимым основанием, на котором выстраивается дальнейшее развитие ребенка как активного субъекта познаний и деятельности. Основная задача взрослых в работе с детьми младшего школьного возраста - создание оптимальных условий для раскрытия и реализации возможностей детей с учетом индивидуальности каждого ребенка.

В заключение отметим, что данная образовательная технология уже более 10 лет применяется в практике образовательных учреждений.

Реферат

Данная дипломная работа выполнена на тему «Возрастные психологические особенности младшего школьника». Работа содержит 35 страниц печатного текста, включает таблицы, использованного источника, приложения.

Актуальность темы дипломной работы состоит в необходимости развивать у младших школьников устойчивую потребность в познаниях, потребность в учении или мотивацию учения. Метод проектов – один из эффективных методов развития познавательной деятельности в младшем школьном возрасте.

Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемых источников и приложений.

В первой главе проведен анализ существующих теоретических вопросов по определению понятия психологических особенностей младшего школьника. Также в теоретической части рассмотрены особенности познавательной деятельности младших школьников и механизмы ее формирования и развития.

Вторая глава дипломной работы раскрывает практические вопросы: проведение диагностики познавательной активности в экспериментальной группе и проведение эксперимента по развитию познавательной активности младших школьников через проектную деятельность, а именно – реализацию краткосрочного проекта «Движение воды в растениях».

Содержание

Введение.

Успех воспитания зависит, прежде всего, от знания учителями, родителями закономерностей возрастного развития детей и умения выявлять индивидуальные особенности каждого ребенка.

Современный этап развития системы образования в России, конкретизированный в Концепции модернизации российского образования, характеризуется обновлением, качественным изменением структуры, содержания, методов и средств обучения, новыми подходами к его проектированию и практической реализации. Он связан с кардинальным изменением ориентиров, в том числе начальной стадии образования, состоящих в приоритете личностного развития, формировании субъектных характеристик школьников. Общеобразовательная школа должна формировать не только целостную систему знаний, умений, навыков, но и опыт саморазвития и личностной ответственности учащихся, способности к творческой созидательной деятельности, то есть ключевые компетенции, определяющие современное качество образования.

Педагоги образовательных учреждений должны не только уделять внимание формированию знаний, умений и навыков школьника и адаптации его к социальной жизни, но и обучать через совместный поиск решений, предоставлять ребенку возможность самостоятельно овладеть знаниями. Уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, способом реализации личностно-ориентированного подхода к образованию является метод проектирования.

Проектирование - это комплексная деятельность, участники которой автоматически, без специально провозглашаемой дидактической задачи со стороны организаторов, осваивают новые понятия и представления о различных сферах жизни.

Метод проектов нашел свое отражение в идеях зарубежных и отечественных ученых: В. Килпатрика, Э. Коллингса, Б.В. Игнатьева, В.Н. Шульгина, Н.К. Крупской, Е.Г. Кагарова, М.В. Крупениной. В последнее время теоретические основы проектирования отдельных образовательных систем и технологий активно разрабатываются в научно-педагогической литературе (В.С. Безруков, В.П. Беспалько, В.И. Загвязинский, В.В. Краевский, М.М. Поташник, И.С. Якиманская и др.).

Объект исследования: познавательная деятельность детей старшего школьного возраста.

Предмет исследования: развитие познавательной деятельности старших дошкольников посредством использования методов исследовательских проектов.

Цель работы: выявить педагогические условия использования исследовательских проектов как способа развития познавательной деятельности старших дошкольников.

Гипотеза: использование метода исследовательских проектов способствует развитию познавательной деятельности детей старшего школьного возраста.

Для проверки выдвинутой гипотезы необходимо решить следующие задачи:

  1. Рассмотреть сущность понятия познавательная деятельность, психологические особенности детей школьного возраста, изучить подходы к организации познавательной деятельности дошкольников в современной теории и практике.
  2. Рассмотреть особенности использования метода проектов как средства развития познавательной деятельности ребенка старшего школьного возраста и определить эффективность системы работы по применению исследовательских проектов.
  3. Составить методические рекомендации по использованию исследовательских проектов в дошкольном учреждении.

Теоретической основой явились труды отечественных психологов и педагогов по проблемам использования метода проектов в работе школьного образовательного учреждения.

В работе использовались следующие методы: изучение теоретической и научно-методической литературы; изучение педагогического опыта; диагностические, наблюдение, анализ и обобщение полученных данных.

Исследование проведено на базе БОУ « Репинская СОШ», Калачинского района, Омской области.

Практическая значимость заключается в том, что показана эффективность применения метода проектов в школьного образовательного учреждения для развития познавательной деятельности старших дошкольников и разработаны методические рекомендации.

Глава 1 Теоретические основы исследования психологических особенностей младших школьников

Наши рекомендации