Как рефлексия по поводу моральной практики в сфере профессий, включая сюда деятельность этических комитетов и иных общественных институтов
Особая необходимость в профессиональной этике возникает, когда:
1) деятельностьспециалистовнаправлена непосредственно на человека, на определение и изменение его жизненного сценария;
2) специалисты находятся в непрерывном общении с другими людьми, воздействуя на их внутренний мир;
3) при этом велика степень индивидуализации труда специалиста, а, соответственно, и степень профессионального риска.
На этом основании выделяются следующие виды профессиональных этик:
- этика врачей,
- педагогов,
- работников правоохранительных органов,
- юристов,
- инженерно-технических работников,
- журналистов,
- ученых,
- социальных работников,
- психологов,
- работников сервиса,
- библиотечных работников,
- финансовых служащих,
- консультантов-коучеров и др. (См. сайт http://profcodex.com).
Для данных профессий этика имеет огромное значение, так как нравственный уровень таких специалистов во многом определяют качество их работы и конечный результат.
3. Общие и частные характеристики профессиональных этик
Анализ литературы по профессиональной этике позволяет сделать следующие выводы по поводу особенностей профессиональной этики:
1) она представляет особенную форму моральной регуляции в профессиональных сообществах;
2) она аксиологически и нормативно обусловлена, что находит свое выражение в форме этических кодексов;
3)она имеет ситуативный характер, обусловленный конфликтом и соответствующей дилеммой морального выбора.
4) она представляет собой социальный институт морали, что подразумевает наличие особых институтов, например, этических центров, этических комитетов и т.д.
Назначение профессиональной этики сводится к следующему:
1) при помощи специфических моральных ценностей она защищает интересы профессии и профессионала перед обществом;
2) защищает интересы отдельного работника в группе, регулируя их отношения через систему ценностей и санкций;
3) защищает от группового эгоизма, когда в условиях конкуренции представители каждой профессии пытаются доказать свою «особенность» и исключительную значимость.
При этом всем профессиональным этикам свойственны общие характеристики:
1. Наиболее значимыми признаками «морального измерения» всех профессий являются:
1) идея профессионального призвания и служения;
2) самоопределение при выборе профессии;
3) свобода и автономия в профессии;
4) альтруистическая мотивация профессиональной деятельности;
5) разработка этических кодексов и создание этических комитетов.
2. Едины для всех профессий и факторы, стимулирующие трудовую активность:
1) привлекательность самого процесса труда;
2) стремление к признанию и ориентация на успех;
3) морально-психологический климат в трудовом коллективе.
3. Общим является и такое свойство, как корпоративность. В литературе понятия профессиональной и корпоративной этики порой смешиваются. В связи с этим необходимо пояснить их различие.
Корпоративная этика –это система моральных принципов, оказывающих регулирующее воздействие на отношения представителей различных профессий, объединенных общностью трудового коллектива, работающих в одной организации, корпорации. Круг этических отношений, регулируемых корпоративной этикой, более узок, включает в себя прежде всего отношения внутри коллектива.
Корпоративность может проявляться как:
- сохранение и культивирование профессиональных тайн и секретов от «непосвященных»;
- проявление корпоративной («цеховой») солидарности – помощь и защита «своих» в любых условиях;
- наличие «внешней» стороны корпоративности, которая проявляется в традициях, обычаях, внешнем виде, играющих роль профессиональных символов.
Таким образом, следует обратить внимание на двойственный характер профессиональной этики, что может быть выражено следующей схемой:
Профессиональная этика | |
Этика профессии | ®Этика корпорации |
В зависимости от самоидентификации специалиста (с организацией-работодателем или с профессиональным сообществом) более значимым для него будет либо кодекс корпоративной этики, либо кодекс профессиональной этики.
Частные характеристики профессиональных этик вытекают из содержания и специфики профессий и выражаются в основном в требованиях по отношению к специалистам.
Например, специфика профессионально-этических требований некоторых видов профессий типа «человек–человек» заключается в следующем:
Деловая этика:
- безусловное уважение к человеку, добросовестность, честность, порядочность, культура общения;
- запрещение бюрократизма, волокиты, осуждение черствости, равнодушия, высокомерия, лести и подхалимства перед начальством.
Врачебная этика:
- поддержание телесного и духовного здоровья пациентов;
- сохранение врачебной тайны;
- недопустимость экспериментирования в лечебных учреждениях.
Этика правоохранительных органов:
- неподкупность, верность духу и букве закона;
- соблюдение принципа равенства всех перед законом;
- презумпция невиновности;
- использование силы закона не только для наказания, но и для воспитания, исправления правонарушителя.
Этика социального работника:
- уважение личности клиента, его права на принятие самостоятельного решения;
- активизация личности клиента, оказание ему бескорыстной помощи в преодолении кризисной ситуации;
- конфиденциальность;
- порядочность.
Этика в сфере сервиса:
- культура общения, честность;
- недопустимость круговой поруки, протекционизма и др.
Предписания профессиональной морали не имеют императивного характера. Они несут в себе именно ориентиры для индивида, рекомендации, способные регулировать его поведение через самостоятельный моральный выбор. Причем это удается настолько, насколько позволяют:
1) общий уровень моральности специалиста,
2) достигнутый им уровень профессионализма,
3) реальные условия деятельности.
4. Цель и задачи учебного курса «Педагогическая этика»
В силу того, что педагогическая деятельность относится к видам деятельности, у которых профессионально-этическая компетентность специалиста выступает значимой составляющей его профессионализма, учебный курс «Педагогическая этика» является неотъемлемой компонентой профессиональной подготовки будущего учителя, основанием для его последующего личностного и профессионального роста.
Целью курса является формирование у студентов целостного, системного представления о специфике профессиональной морали педагогов, раскрытие сущности этико-аксиологического подхода к организации профессиональной педагогической деятельности.
Задачами курса являются:
- изучение места и роли профессионально-значимых моральных ценностей, принципов и норм поведения в педагогической деятельности;
- выявление структуры профессиональной этики педагога;
- уяснение сущности деонтологического подхода к педагогической деятельности;
- выявление особенностей реализации этических ценностей в педагогической работе (дилеммы, конфликты);
- раскрытие специфики принципов и норм этического регулирования отношений в системах «педагог – ученик», «педагог – педагог», «педагог – руководитель»;
- обоснование этикетных норм делового общения в педагогическом коллективе;
- ознакомление с тенденцией кодификации профессиональной деятельности специалистов.
Контрольные вопросы и задания
1. Прочитайте статьи «Мораль» и «Нравственность» в «Философском энциклопедическом словаре» и «Словаре по этике». На основе проработанного материала и собственных размышлений дайте свое определение морали и краткую характеристику моральных отношений в современном обществе, включая сферу трудовой морали. Поясните, есть ли, на Ваш взгляд, разница между понятиями «мораль» и «нравственность».
2. Когда появилось понятие «этика» и что оно обозначает? Каким образом связаны между собой мораль и этика? Что такое «нормативная этика»? Ответив устно на эти вопросы, изобразите отношения морали и этики графически в виде схемы.
3. Что общего и в чем различие между понятиями «профессиональная мораль» и «профессиональная этика»? В чем отличие профессиональной морали от трудовой морали? Каковы основные значения понятия «профессиональная этика»?
4. Как соотносятся между собой понятия «профессиональная этика» и «корпоративная этика»? В чем проявляется корпоративность? Могут ли между данными этиками возникать противоречия?