Как рефлексия по поводу сопровождения моральной практики в сфере профессий, включая сюда деятельность этических комитетов и иных общественных институтов

Этика общения, этикет.

Таким образом, соподчинение рассмотренных понятий может быть выражено категориальным рядом: этика ® прикладная этика® профессиональная этика.


2. Понятие профессиональной этики, её разновидности

В настоящее время термин «профессия» обозначает род трудовой деятельности, требующий определенной подготовки и являющийся обычно источником существования.

Профессиональная идентификация человекав современном обществе имеет огромное значение. Она приписывает ему определенную социальную роль и дает оценку его места в структуре общества.

Появление профессиональной этики во времени предшествовало созданию этических теорий о ней. Изучение моральных аспектов профессиональной деятельности началось только в XVI веке. Однако возникновение первых профессионально-этических кодексов относится к периоду ремесленного разделения труда в условиях становления средневековых цехов в XI-XII вв.

Окончательное конституирование профессиональной этики как прикладной этической теории произошло в середине XX века. Теоретическую базу современных научных концепций профессиональной этики составляют теория утилитаризма (И. Бентам), этика долга (И. Кант), этика справедливости (Аристотель, Дж. Ролз), этика социальной ответственности (Г. Йонас).

Анализ литературы свидетельствует о том, что понятие «профессиональная этика» трактуется (как, впрочем, и термин «этика») различным образом:

Как собственно система моральных норм и принципов профессиональной деятельности, или кодекс;

Как раздел теоретической этики, изучающий специфику проявлений общечеловеческих моральных ценностей в различных видах профессиональной деятельности и обосновывающий идеальную модель отношений;

как рефлексия по поводу сопровождения моральной практики в сфере профессий, включая сюда деятельность этических комитетов и иных общественных институтов.

Потребность в создании систем профессиональной этики для различных видов профессиональной деятельности неодинакова. Особая необходимость в ней возникает, когда:

1) деятельностьспециалистовнаправлена непосредственно на человека, на изменение его жизненного сценария;

2) специалисты находятся в непрерывном общении с другими людьми, воздействуя на их внутренний мир;

3) деятельность связана с выполнением специфических общественных функций (например, в воинской и милицейской службах, в спорте, в сфере деятельности общественно-политических организаций и др.);

4) при этом велика степень индивидуализации труда специалиста.

В этом случае этика имеет огромное значение, так как нравственный уровень таких специалистов во многом определяют качество их работы и конечный результат.

На этом основании выделяются следующие виды профессиональных этик:

- этика врачей,

- педагогов,

- работников правоохранительных органов,

- юристов,

- инженерно-технических работников,

- журналистов,

- ученых,

- социальных работников,

- психологов,

- работников сервиса,

- библиотечных работников,

- финансовых служащих,

- консультантов-коучеров и др.


3. Общие и частные характеристики профессиональных этик

Анализ литературы по профессиональной этике позволяет сделать следующие выводы:

1) профессиональная этика представляет собой особенную форму моральной регуляции в профессиональных сообществах;

2) профессиональная этика ценностно и нормативно обусловлена, что находит свое выражение в форме этических кодексов;

3) особенность профессиональной этики заключена в том, что она имеет ситуативный характер, обусловленный конфликтом и соответствующей дилеммой морального выбора.

4) профессиональная этика в современном обществе представляет собой социальный институт морали, что означает переход от индивидуальной этики к социальной этике и подразумевает наличие институтов морали, например, этических центров, этических комитетов, комитетов примирения и т.д.

При этом всем профессиональным этикам свойственны общие характеристики:

1. Наиболее значимыми признаками «морального измерения» всех профессий являются:

а) идея профессионального призвания и служения;

б) самоопределение при выборе профес­сии;

в) свобода и автономия в профессии;

г) альтруистичес­кая мотивация профессиональной деятельности;

д) разработка этических кодексов и создание этических комитетов.

2. Корпоративность– обособленность и преданность узким групповым интересам в рамках профессиональных коллективов (кор­пораций). Она проявляется как:

- сохранение и культивирование профессио­нальных тайн и секретов от «непосвященных»;

- проявление «цеховой солидарности» – помощь и защита «сво­их» в любых условиях;

- наличие «внешней» стороны корпоративности, которая проявляется в традициях, обычаях, внешнем виде, играющих роль профессиональных символов.

3. Едины для всех профессий и факторы, стимулирующие трудовую активность:

а) привлекательность самого процесса труда;

б) стрем­ление к признанию и ориентация на успех;

в) морально-психологический климат в трудовом коллективе.

Частные характеристики профессиональных этик вытекают из содержания и специфики профессий и выражаются в основном в моральных кодексах – требованиях по отношению к специалистам.

Например, специфика профессионально-этических требований некоторых видов профессий типа «человек–человек» заключается в следующем:

Деловая этика:

- безусловное уважение человека, добросовест­ность, честность, порядочность, культура общения;

- запрещение бюрократизма, волокиты, осуждение черствости, равнодушия, высокомерия, лести и подхалимства перед начальством.

Врачебная этика:

- поддержание телесного и духов­ного здоровья пациентов;

- сохранение врачебной тайны;

- недопустимость экспериментирования в лечеб­ных учреждениях.

Этика правоохранительных органов:

- неподкупность, верность духу и букве закона;

- соблюдение принципа равенства всех перед законом;

- презумпция невиновности;

- использование силы закона не только для на­казания, но и для воспитания, исправления пра­вонарушителя.

Этика практического психолога:

- уважение личности клиента, его права на принятие самостоятельного решения;

- активизация личности клиента, оказание ему бескорыстной помощи в преодолении кризисной ситуации;

- конфиденциальность;

- порядочность.

Этика в сфере сервиса:

- культура общения, честность;

- недопустимость круговой поруки, протекцио­низма и др.


4. Понятие профессиональной педагогической этики, ее объект, предмет, цель и задачи

Профессиональная педагогическая этика – это теория профессиональной морали педагогов, которая обосновывает систему идеалов и ценностей, принципов и норм поведения, обеспечивающих регуляцию отношений между субъектами образовательно-воспитательной деятельности.

Объектом педагогической этикивыступают педагоги как носители профессионального морального сознания, которое складывается под воздействием специфики профессиональной деятельности, но на основе индивидуального опыта и ценностных ориентаций человека, избравшего данный вид профессиональной деятельности.

Профессиональное моральное сознаниевключает в себя совокупность норм, установок и представлений, которые определяют профессиональную позицию педагога. Это – то общее, что объединяет людей с разным характером, ценностями, нормами поведения, как только они становятся работниками педагогического учреждения.

Субъектом педагогической этики выступают педагоги как индивиды, действующие в профессии, а также профессиональные ассоциации, выполняющие координирующие и регулирующие функции внутри профессии.

Предметом педагогической этикиявляются возникающие в процессе работы моральные (аморальные) отношения и поведенческие акты, а также принципы и нормы, регламентирующие должное поведение педагогов.

Цель педагогической этики заключается в оказании помощи педагогам в осуществлении морального выбора при выполнении профессиональных обязанностей, поскольку она ориентирует на некий стандарт поведения и отношений, принятых профессиональным сообществом за образец.

Задачи педагогической этики:

1) поддержание высокого статуса и престижа профессиональной педагогической деятельности;

2) обеспечение доверия людей (прежде всего учащихся и их родителей) к представителям педагогической профессии;

3) сплочение педагогического сообщества на основе единых этических стандартов;

4) укрепление ценностей ответственности и надежности в педагогической среде;

4) разрешение накопившихся внутренних проблем и конфликтов.

Выделяется 5источников, детерминирующих (определяющих) современную педагогическую этику:

1. общечеловеческие ценности, признанные международным сообществом;

2. традиционные ценности народа, связанные с передачей опыта от старших к младшим;

3. ценности современного общества как совокупность противоречивых компонент;

4. индивидуальные ценностные ориентации педработников, обусловленные их личным опытом;

5. идеальная иерархия ценностей образования, теоретически обоснованная с учетом ее гуманистического смысла.

Структура педагогической этики как теории определяется структурой нормативной этики и включает в себя элементы:

а) моральной аксиологии (учение о ценностях);

б) моральной деонтологии (учение о долге);

в) моральной праксиологии (учение о реализации ценностей);

г) моральной аретологии (учение о личностных качествах);

д) моральной акмеологии (учение о самосовершенствовании).


5. Основные функции педагогической этики

Место и роль этической составляющей в сфере педагогической работы определяется теми функциями, которые она выполняет. Можно выделить 3 группы функций.

1группа – социальные функции, которые определяют внешние параметры профессии и являются главным предметом контроля со стороны общества:

- поддержание гуманистического содержания профессии;

- содействие повышению эффективности личностно-ориентированной педагогики;

- поддержание безопасности существования в стенах учебных заведений и т.д.

2группа – профессионально-практические функции, которые направлены на внутреннюю регламентацию и контроль самого процесса деятельности с целью повышения качества работы педагогов:

- превентивная – предостерегает от действий, наносящих вред ученику;

- организационная – служит улучшению организации работы, требуя творческого исполнения обязанностей и профессионального долга;

- управляющая – служит средством социального управления поведением педагога в интересах дела;

- рационализирующая – облегчает педагогу выбор методов воздействия, наиболее приемлемых с точки зрения этики;

- координирующая – обеспечивает сотрудничество всех участников педагогического процесса, основанное на доверии и взаимопомощи;

- разрешения противоречий – способствует урегулированию конфликтных ситуаций;

- оптимизирующая – способствует повышению эффективности педагогического труда, тем самым поднимая статус и увеличивая престижность профессии в обществе;

- прогностическая – позволяет прогнозировать поведение специалистов в зависимости от степени развития их морально-этической культуры.

3 группа –нравственно-гуманистические функции,которые реализуются в процессе межличностного общения учителя и ученика, а также в отношениях в трудовом коллективе

- гуманизирующая – приобщает педагога к общечеловеческой системе моральных ценностей;

- регулятивная – служит регулированию отношений и поведения на основе общепринятой в профессиональном сообществе системы ценностей;

- ценностно-ориентирующая – служит ориентированию педагога в мире ценностей, придавая смысл его существованию;

- мотивационная – формирует социально и профессионально одобряемые мотивы деятельности;

- коммуникативная – выступает средством коммуникации и общения между учителями и учениками, между коллегами по профессиональному «цеху»;

- воспитательная – формирует и совершенствует личности как учителя, так и ученика и его социального окружения.

Эта группа функций наиболее значима для субъектов деятельности, т.к. затрагивает интересы людей, оказывает влияние на их духовно-эмоциональную сферу.

Наши рекомендации