Певческие навыки как средство обучения выразительному пению
Вокальные и хоровые навыки | Возрастные группы | ||||||
2-я младшая | средняя | старшая | подготовительная к школе | ||||
Вокальные навыки | Петь естественным голосом, без напряжения, протяжно, не спеша: | Петь выразительно, естественным голосом, без напряжения, протяжно | Выразительное пение без напряжения, плавно: | Выразительно петь звонким голосом, напевно: | |||
Звукообразование | |||||||
Легким звуком: | Петь легким подвижным звуком: | ||||||
Дыхание | Брать дыхание между короткими музыкальными фразами: | Брать дыхание между музыкальными фразами | Брать дыхание перед началом пения, между музыкальными фразами, не поднимать плечи, удерживать дыхание до конца фразы | ||||
Дикция | Внятно произносить слова | Произносить слова внятно, правильно | Отчетливо произносить слова | Произносить отчетливо слова, правильно передавать гласные звуки: Отчетливо произносить согласные звуки в конце слова: | |||
Хоровые навыки | |||||||
Строй (чистота интонации) | Один и тот же навык во всех группах — правильно передавать мелодию. Но так как усложняются песни, то все время повышаются и требования. | ||||||
Ансамбль (слаженность) | Петь, не отставая и не опережая друг друга | Вместе начинать и заканчивать песню | Одновременно начинать и заканчивать песню; петь умеренно-громко и тихо | Самостоятельно всем вместе начинать и заканчивать песню; петь, ускоряя и замедляя: | |||
Примечание.В таблице (под цифрами 1 —16) приводятся отрывки следующих песен для разных возрастных групп: 1. Петушок (русская народная песня). 2. 10. Серенькая кошечка (музыка В. Витлина, слова Н. Найденовой). 3. Бай, качи-качи (русская народная прибаутка). 4. Голубые санки (музыка М. Иорданского, слова М. Клоковой). 5. До свиданья, детский сад! (музыка Ю. Слонова, слова В. Малкова). 6. Зимняя песенка (музыка М. Красева, слова С. Вышеславцевой). 7. Вальс (музыка Е. Тиличеевой). 8. Без труда не проживешь (музыка В. Агафонникова, слова В. Викторова и Л. Кондра-шенко). 9. Зайка (русская народная мелодия, слова Т. Бабаджан). 11. Праздник (музыка М. Иорданского, слова О. Высотской). 12. Веснянка (украинская народная песня). 13. 14. Мамин праздник (музыка Е. Тиличеевой, слова Л. Румарчук). 15. Маме в день 8 Марта (музыка Е. Тиличеевой, слова М. Ивенсен). 16. Праздник Октября (музыка Ю. Слонова, слова О. Высотской) | Петь в разных темпах усиливая и ослабляя звучание: Смягчать концы музыкальных фраз: Точно выполнять ритмический рисунок: | ||||||
Стр. 84
и громко петь. Малыши поют «говорком», у них отсутствует напевность. Старшие дети могут петь напевно, но иногда проявляют крикливость и напряженность. Дыхание у дошкольников поверхностное и короткое, поэтому они часто делают вдох в середине слова или музыкальной фразы, тем самым нарушая мелодию песни.
Дикция (ясное произношение слов) формируется постепенно. Многие дети имеют речевые дефекты: картавость, шепелявость, над устранением которых приходится долго работать. Отсутствие ясной и четкой дикции делает пение вялым и слабым.
Детям трудно петь в ансамбле. Часто они опережают общее звучание или отстают от него, стараются перекричать других. Малыши, например, пропевают лишь последние слова фраз.
Еще сложнее детям овладеть навыком стройного пения — чистого интонирования. Особенно заметны при этом индивидуальные различия. Только немногие легко и точно интонируют, большинство же поют неточно, произвольно выбирая интонацию. Необходимо работать над развитием этого навыка.