Навык устного чтения (критерии). Сущностная характеристика процесса обучения выразительному чтению

О ВЫРАЗИТЕЛЬНОМ ЧТЕНИИ

Введение

· Выразительно прочитать стихотворение или отрывок из прозы — трудно это или легко? Некоторые считают выразительное чтение делом легким, настолько легким, что никакой «науки» для его осуществления не требуется.

· Значение выразительного (художественного) чтения в жизни человека очень важно — оно является исполнительским искусством, задача которого — превратить слово написанное в слово звучащее, а звучащее слово гораздо лучше воспринимается, чем прочитанное.

· В отличие от рассказывания, выразительное чтение точно сохраняет текст произведения, что и подчеркивается словом «чтение».

· Ясная и правильная передача мыслей автора — первая задача выразительного чтения. Логическая выразительность обеспечивает четкую передачу фактов, сообщаемых словами текста и их взаимосвязь. Оно всегда включает в себя отношение автора к изображаемым им явлениям жизни, его оценку явлений, эмоциональное их осмысление.

· Выразительным должно быть не только чтение, но и речь. «Сказать о чем-то выразительно — это значит в какой-то мере усилить впечатление от своей речи, воздействовать на чувства слушателей, заставить обратить внимание на ту или иную деталь в разговоре или повествовании».

· Что делает речь учителя выразительной? Почему мы стремимся построить свою речь так, чтобы не только точно передать свои мысли, но и постараться, чтобы она звучала красиво? Очевидно, выразительная речь достигает цели все же быстрее, чем речь просто правильная.

· Выразительное чтение играет большую роль в развитии речи — она становится живой, непринужденной, у людей появляется желание совершенствовать свою речь, и эти навыки переносятся обратным образом на чтение тех или иных текстов.

  • Таким образом, выразительность чтения — это неотъемлемая часть навыка чтения и устной речи.

Навык устного чтения (критерии). Сущностная характеристика процесса обучения выразительному чтению

· Навык полноценного устного чтения — это умение озвучивать печатный текст, он предполагает осознание идеи воспринимаемого произведения и выработку собственного отношения к читаемому. В свою очередь данная читательская деятельность предполагает умение думать над текстом до начала чтения, в процессе чтения и после завершения чтения. Именно такое «вдумчивое чтение», основанное на совершенном навыке чтения становится средством приобщения человека к культурной традиции, к делу, которому посвящены тексты, развивает его личность, способствует успешной реализации им деловых задач. Также важно помнить, что навык чтения — залог успешного обучения, надёжное средство ориентации в сложном потоке информации, с которыми приходится сталкиваться современному человеку.

· Навык чтения принято характеризовать четыремя качествами (критериями): правильность, беглость, сознательность и выразительность.

· Правильностьопределяется как плавное чтение без искажений, влияющее на смысл читаемого.

· Беглость — это скорость чтения, обуславливающее понимание прочитанного. Такая скорость измеряется количеством печатных знаков. прочитанных за единицу времени (обычно количество слов в минуту).

· Сознательностьчтения в методической литературе последнего времени трактуется как понимание замысла автора, осознание художественных средств, помогающих реализовать этот замысел, и осмысление своего собственного отношения к прочитанному.

· Выразительностьчтения как качество формируется в процессе анализа произведения. Выразительно прочитать текст это значит найти в устной речи средство, с помощью которого можно правдиво, точно, в соответствии с замыслом писателя, передать идеи и чувства, вложенные в произведение. Таким средством является интонация. Интонация — совокупность совместно действующих элементов звучащей речи, главнейшие из которых — ударение, темп и ритм, паузы, повышение и понижение голоса. Эти элементы взаимодействуют, поддерживают друг друга и все вместе обуславливаются содержанием произведения, его идейно-эмоциональным «зарядом», а также целями, которые в данный конкретный момент поставлены чтецом».

Наши рекомендации