Гуманитарные технологии групповой работы

Современная образовательная ситуация в отличие от классической, к которой мы привыкли на протяжении предыдущего периода характеризуется ситуацией неопределенности, системных изменений, приводящих к новым реалиям. Если раньше для руководителя важно было проанализировать ситуацию, принять решение, спланировать работу и наладить контроль, то теперь все иначе – раз принятое решение, может быть пересмотрено в зависимости от логики развития ситуации. Сейчас практически невозможно принять стратегию развития и не пересматривать ее в течение ряда лет – это приведет к краху задуманного. Ситуация меняется слишком быстро и становится очень трудно принимать решения, ориентированные на длительное время. Как же быть? Образование требует серьезных инвестиций, программ развития на многие годы, а ситуация постоянно меняется, просчитать ее логику очень трудно.

Специалисты образования оказываются перед необходимостью принимать решения с учетом возможности изменения ситуации, вероятностные решения, которые должны давать ответ о том, какие шаги могут быть целесообразны в разных случаях. От планирования мы вынуждены переходить к программированию, т.е. построению не столько конкретных планов, сколько совокупности возможных стратегий, переход на которые позволит достичь желаемых результатов.

Такой путь подготовки и принятия решений предъявляет особые требования к типу мышления и поведению будущих педагогов. Он нуждается не столько в самостоятельном и окончательном решении, сколько в навыках организации коллективного мышления при анализе ситуации, формулировании проблем, подготовке и экспертизе вариантов решения. Сам цикл мышления при решении задач профессиональной деятельности становится более сложным и этапным. Этот путь требует развития ряда компетентностей в области мыслительной деятельности, которые необходимы магистрам образования:

-Прогнозирование – способность определить ключевые параметры, которые повлияют на развитие ситуации в будущем, предположить возможные пути развития событий, оценить их вероятность, умение предугадать неочевидные сценарии будущего развития.

-Программирование – навыки создания вариативных проектов, учитывающих возможности вероятностного изменения ситуации, умение оценивать риски наступления прогнозируемых событий. Готовность к изменению стратегии достижения цели в зависимости от предполагаемого развития ситуации.

-Проектирование – способность описать ход реализации поставленной цели, конкретизировать шаги и последовательность действий, определить необходимые ресурсы для достижения цели, эффективно распределить ответственности и типы работ между разными подразделениями, умение создавать новые организационные структуры.

-Навыки творческого мышления – умение видеть и формулировать продуктивные проблемы, там, где их не видят другие. Умение рассмотреть проблему с нескольких точек зрения. Способность находить нестандартные решения новых проблем, переносить инструменты из других сфер деятельности, создавать несколько решений и мысленно выбирать наиболее эффективное. Готовность и способность находить несколько вариантов решений, умение сравнивать их между собой и находить наиболее эффективные.

Не менее важным аспектом нового педагогического мышления является его принципиальная коллективность – сейчас практически невозможно проработать глубокое и обоснованное решение в индивидуальном режиме. Это требует от магистрантов новых навыков организации коммуникации, которые бы позволяли улучшать коллективное решение.

С какими проблемами традиционно сталкиваются организаторы коллективной деятельности?Их очень много, но наиболее важными являются следующие:

1-я – это феномен «группового оглупления».Вопреки пословице, часто случается так, что «две головы оказываются хуже, чем одна». В группе принимается менее интересное решение, менее рискованное, очень усредненное. Как повысить интеллектуальный уровень группы? Как помочь найти значимые проблемы и интересные решения?

2-я – до решения группа не добирается. В процессе обсуждения много времени и сил уходит на анализ ситуации, и не остается времени на порождение и, главное, согласование пути решений проблемы. Как спланировать коллективную работу? Как распределить баланс времени? Как найти компромисс между регламентом и глубиной проработки темы?

3-я – индивидуальные цели и значимость разных вариантов решения приводит к снижению мотивации не коллективную деятельность. Почти все групповые задачи предполагают смесь мотивов кооперативной (командной) и соревновательной (индивидуалистической) позиции участников. Это побуждает членов группы, как работать на общее дело, так и действовать в собственных интересах. Как управлять конкуренцией и кооперацией? Как использовать преимущества конкуренции? Как наладить продуктивную кооперацию?

На эти вопросы призвана ответить гуманитарная технология групповой работы. Она описывает эффективные методы принятия групповых решений.

Для задач поиска нестандартных решений может применяться «Метод фокальных объектов». Метод фокальных объектов позволяет сознательно методом ассоциаций задействовать информационные ресурсы образного мышления для решения творческих задач. Принцип связан с переносом признаков случайно выбранных (дополнительных) объектов на фокальный (основной) объект,который должен находиться в центре анализа. Фокальным называют объект, который собираются совершенствовать, поэтому он находится в «фокусе» внимания. При переносе признаков нескольких случайно выбранных объектов на совершенствуемый объект получаются необычные сочетания, позволяющие преодолеть инерцию мышления и по-новому взглянуть на задачу.

Сфера использования:

· творческий поиск инновационных идей в любой области;

· принятие решений в нестандартных либо конфликтных ситуациях.

Наши рекомендации