Вопрос. Связь педагогики с другими науками о человеке.
Педагогика имеет тесную связь с другими науками, такими, как философия, психология, медицина, биология, социология и политология и др. Развитие педагогики как науки протекает в тесной взаимосвязи со множеством наук, и все они являются частями одного целого научного понимания мира и человека.
Философия, изучая действия общих закономерностей человеческого бытия и мышления, является основой для создания педагогических теорий. Опираясь на философские модели описания мира, строятся модели педагогического воздействия. При этом используются различные направления философской мысли, в результате чего возникают разнообразные, нередко противоречивые методики воспитания. Значительную роль в воспитательном процессе играет религия. Сторонники этого подхода считают науку не способной познать высшую истину, приблизиться к которой можно лишь посредством «сверхразума». По мнению неотомистов, главное предназначение религии — воспитание личности, а образование должно иметь главной целью развитие безраздельного стремления приблизиться к Богу.
Педагогика, основанная на теории экзистенциализма, предполагает развитие личности как отдельного обособленного мира, благодаря которому существует все вокруг. Объективные знания и догмы отвергаются вовсе. Предметом наблюдения и исследований этого философского направления является индивидуальное бытие человека.
В противоречие экзистенциалистам и неотомистам существует теория диалектического материализма, последователи которой превозносят роль общества, коллектива. Личность же воспринимается как объект общественных отношений. Сознание считается результатом возникновения и деятельности материи. Педагоги, опирающиеся на методологию диалектического материализма, считают решающим в становлении личности процесс воспитания.
Основатели прагматической педагогики руководствуются в своей деятельности главным образом опытом, полученным человеком в результате собственной деятельности. Поэтому основным методом образования и воспитания при таком подходе является практика как средство познания и приобретения знаний.
Наиболее тесная и непосредственная связь имеется у педагогики с психологией и физиологией. Связь эта традиционна, т.к. методы педагогического воздействия должны в первую очередь опираться на законы и механизмы деятельности и развития личности, а их изучением занимается психология.
Очевидна связь педагогики и медицины. Дети, имеющие врожденные или приобретенные дефекты, влияющие на развитие мыслительной или физической деятельности, нуждаются в применении к ним коррекционной педагогики. Даже при осуществлении стандартной педагогической деятельности необходимо учитывать медицинские показания ученика и в соответствии с ними при необходимости корректировать педагогический процесс. Так, например, людям с ослабленным зрением не следует предлагать большое количество наглядного материала, а при обучении людей с нарушениями слуха, наоборот, делать акцент на визуальное восприятие.
Неоспоримой является связь педагогики с историей и литературой.История составляет значительную часть материалов для воспитательной и образовательной деятельности, будучи кладезем жизнеописаний исторических личностей, опыта предков разных социальных групп и народов.
Социология связана с педагогикой планированием состояния и содержания общества и его социальных групп.
Политология и педагогикаимеют точки соприкосновения в образовательном процессе, т.к. стержнем образовательной политики всегда является государственная идеология.
Только тесное комплексное взаимодействие педагогики с остальными науками может обеспечить ей полноценный научный подход к предмету своего исследования и корректное построение педагогического процесса.