Развитие профессионального потенциала студентов отделения НПО/СПО Гуманитарного института ТюмГНГУ

В самом общем виде человеческий капитал характеризует определенные возможности, которые могут быть мобилизованы для достижения конкретной цели: формирование компетентного и востребованного специалиста на рынке труда.

Цель исследования: выявить особенности человеческого и профессионального потенциала в сфере дальнейшего трудоустройства студентов отделения НПО/СПО Гуманитарного института ТюмГНГУ.

Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

1. выяснить, что подразумевается под понятием «профессиональный человеческий капитал» и какую он играет роль в формировании потенциала студентов;

2. провести опрос среди студентов отделения НПО/СПО Гуманитарного института и получить соответствующие данные по интересующему вопросу;

3. проанализировать сложивший рынок вакансий в городе Тюмени, проследить какие предложения на сегодняшний день есть для студентов со средним профессиональным образованием по данным специальностям, какую заработную плату предлагает работодатель;

4. определить, стремятся ли студенты в дальнейшем продолжать получение образование и смогут ли они сами ее оплачивать;

5. сделать вывод по проведенному исследованию и определить возможные варианты развития потенциала студентов.

Профессиональный человеческий капитал - это интенсивный производительный фактор экономического развития, развития общества и семьи, включающий образованную часть трудовых ресурсов, знания, инструментарий интеллектуального и управленческого труда, среду обитания и трудовой деятельности, обеспечивающие эффективное и рациональное функционирование капитала как производительного фактора развития. Подразумевается, что под человеческим капиталом рассматривается совокупность инвестиций в человека, средства, которые тратятся на обучение, на получение квалификации (профессии). В ходе исследования проблемы был проанализирован рынок вакансий в городе Тюмени. Для этого были отсмотрены вакансии, которые представлены на сайте http://72.ru/ - Работа. Полученные результаты анализа рынка труда представлены в таблице № 1.

Таблица 1

  Экономисты Юристы Банковские работники Парикмахер и визажисты Менеджеры
Количество предлагаемых вакансий
Возраст соискателя от 18 лет от 20 лет от 18 лет от 18 от 18
Опыт работы не менее 1 года не менее 2-х лет без опыта работы не менее 1 года без опыта работы
Уровень заработной платы, руб. 12 000- 30 000 10 000- 40 000 12 000- 45 000 15 000- 50 000 10 000- 40 000

Таким образом, проанализировав полученные данные устроиться на работу в Тюмени со средним профессиональным образованием можно, но, например, для вакансий юристов и экономистов в большинстве случаев нужен опыт работы, а для банковских работников вакансий очень мало. В то же время выпускникам с профессией парикмахер и менеджер без труда можно найти хорошую работу.

Для решения выше обозначенных задач был проведен социологический опрос среди студентов, обучающихся по специальностям Отделения НПО/СПО Гуманитарного института ТюмГНГУ. Результаты опроса представлены в таблицах № 2, № 3

Таблица № 2

    Студенты специальности «Право и организация социального обеспечения» Студенты специальности «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям), «Банковское дело»
Возраст респондентов 17 лет 18 лет 19-21 лет 17 лет 18-20 лет
Как вы считаете, можно ли устроиться на работу со средним профессиональным образованием: да нет   100% -   60% 40%   100% -   100% -   100% -
Легче устроится выпускнику: а) государственные учреждения б) коммерческие организации   67%   33%   10%   90%   50%   50%   57%   43%   34%   66%
Какой уровень заработной платы должен быть у молодых специалистов, руб.   - 24,5 9,5 9,5   -   16,6 16,6 16,6 -   10% 10% 30% 45% -   - 15% 85% - -
Планируете ли получение высшего образования да нет         100% -     100% -     100% -     88% 12%
Необходимо ли повышать свою квалификацию на протяжении всей трудовой деятельности 100% 100% 100% Для улучшения профессиональных качеств 100%

Продолжение таблицы 1

    Студенты специальности «Документационное обеспечение управления и архивоведение» Студенты специальности «Парикмахерское искусство», «Стилистика и искусство визажа»
Возраст респондентов 16 лет 17-19 лет 16 лет 17-18 лет
Как вы считаете, можно ли устроиться на работу со средним профессиональным образованием: да нет   -     -   -
Легче устроится выпускнику: а) государственные учреждения б) коммерческие организации   -   -    
Какой уровень заработной платы должен быть у молодых специалистов, руб.   20% 20% 20% 20% 20% - -   40% 40% - - 20% - -   - - 78% 22% -   - 20% - 45% - 25% 10%
Планируете ли получение высшего образования да нет         -        
Необходимо ли повышать свою квалификацию на протяжении всей трудовой деятельности 100% 100% 100% 100% Так легче устроится на работу

Из данных таблиц видно, что профессиональный потенциал студентов очень высок. Почти все они считают, что высшее образование необходимо и повышать квалификацию нужно в течение всей трудовой деятельности, ведь это позволит продвигаться по карьерной лестнице и развивать свои способности. Итак, мы решили рассчитать сумму человеческого капитала на получение высшего профессионального образования по заочной форме обучения для наших студентов. Длительность обучения почти всех студентов - 4 года, стоимость одного года обучения в среднем - 30 тыс. рублей, т.е. 30000*4=120000 тысяч рублей. Согласно предлагаемым вакансиям студенты могут найти работу со средней заработной платой в 20 тыс. рублей, получается, что за полгода они заработают те же денежные средства, которые потратили на обучение. Тут возникает еще одна проблема, согласно проведенному нами опросу большинство студентов (90 %) хотят получить высшее образование, а с зарплатой в 20 тыс. рублей это не представляется возможным.

По итогам данной работы были сделаны следующие выводы:

1. проанализировав рынок труда города Тюмени, стало ясно, что найти работу студентам со средним профессиональным образованием вполне возможно;

2. профессиональный потенциал наших студентов достаточно высок, но его стоит развивать и в дальнейшем;

3. современному работнику необходимо быть готовым в течение всей жизни пополнять свои знания, обучаться новым навыкам и повышать квалификацию;

4. молодые люди изначально имеют общее представление о том, какими их хочет видеть работодатель, так что в их силах научиться этим требованиям соответствовать.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Пуляева Е.В. Концепция развития законодательства об образовании // Журнал российского права. 2010. N 8.

ЭЛЕКТРОННЫЕ РЕСУРСЫ

1. О концепции федеральной целевой программы развития образования на 2011 - 2015 годы Распоряжение Правительства Российской Федерации от 7 февраля 2011 г. N 163-р [электронный ресурс]: // режим доступа: справочно-правовая система КонсультантПлюс

2. http://72.ru/ - Работа

Х.В. Слячкус

Наши рекомендации