Место педагогики в общей системе наук о человеке, связь педагогики с другими науками

Об уровне развития любой науки судят по тому многообразию связей данной науки с другими, благодаря которому и возникают пограничные науч­ные дисциплины.

Систему педагогических наук образуют следующие науки.

1.Общая педагогика, исследующая основные закономерности вос­питания.

2.История педагогики, изучающая развитие педагогических идей и воспитания в различные исторические эпохи.

3.Сравнительная педагогика, исследующая закономерности функци­онирования и развития образовательных и воспитательных систем в раз­личных странах путем сопоставления и нахождения сходств и отличий.

4.Возрастная педагогика, изучающая особенности воспитания че­ловека на различных возрастных этапах. В зависимости от возрастнойхарактеристики различают преддошкольную, дошкольную педагогику, педагогику средней школы, педагогику среднего специального обра­зования, педагогику высшей школы, педагогику профессионально-тех­нического образования, педагогику взрослых (андрогогику).

5.Специальная педагогика, разрабатывающая теоретические осно­вы, принципы, методы, формы и средства воспитания и образования человека (детей и взрослых), имеющего отклонения в физическом и умственном развитии. Специальная педагогика (дефектология) распа­дается на ряд отраслей: вопросами воспитания и образования глухоне­мых и глухих детей и взрослых занимается сурдопедагогика, слепых и
слабовидящих — тифлопедагогика, умственно отсталых — олигофре­нопедагогика, детей и взрослых с расстройствами речи — логопедия.

6.Методики преподавания различных дисциплин содержат специ­фические частные закономерности обучения конкретным дисциплинам (языку, физике, математике, химии, истории и др.), накапливают техноло­гический инструментарий, позволяющий оптимальными методами и сред­ствами усваивать содержание той или иной дисциплины, овладевать опытом предметной деятельности, оценочными отношениями.

7. Профессиональная педагогика изучает закономерности, осуще­ствляет теоретическое обоснование, разрабатывает принципы, техноло­гии воспитания и образования человека, ориентированного на конкрет­ную профессиональную сферу действительности. Профессиональная подготовка отличается от общеобразовательной подготовки тем, что в ходе ее осуществляется развитие личностного трудового потенциала человека. Личностный трудовой потенциал рабочего — это степень его общего и профессионального развития, определяющая успешность совершения трудовой деятельности по определенной профессии (спе­циальности). Развитие личностного потенциала рабочего достигается посредством профессионального воспитания, профессионального об­разования и обучения.

В зависимости от профессиональной области различают военную, инженерную, производственную, медицинскую и другую педагогику.

Производственная педагогика изучает закономерности обучения работающих, переориентацию их на новые средства производства, по­вышение их квалификации, переучивание новым профессиям.

8. Социальная педагогика содержит теоретические и прикладные разработки в области внешкольного воспитания и образования детей и взрослых. Многопрофильные образовательно-воспитательные учреж­дения (клубы, спортивные секции, студии музыкального и театрального искусства) являются средством повышения культуры общества, воспитания и развития личности, передачи профессиональных знаний, прояв­ления творческих способностей людей.

9.Исправительно-трудовая педагогика содержит теоретические обоснования и разработку практики перевоспитания лиц, находящихся в заключении за совершенные преступления.

10.Сравнительная педагогика исследует закономерности функцио­нирования и развития образовательных и воспитательных систем в различных странах путем сопоставления и нахождения сходств и раз­личий.

11. Лечебная педагогика разрабатывает систему образовательно-воспитательной деятельности педагогов с ослабленными и больными школьниками. Возникает интегрированная медико-педагогическая на­ука, когда ведется лечение и обучение в щадящем режиме

Исследование многих педагогических проблем требует междисцип­линарного подхода, данных других наук о человеке, что в совокупнос­ти обеспечивает наиболее полное знание изучаемого.

Педагогика органично связана с психологией. Существует несколь­ко наиболее важных узлов связи между ними. Главный из них — пред­мет исследования этих наук. Психология изучает законы развития психи­ки человека, педагогика разрабатывает законы управления развитием личности. Воспитание, образование, обучение человека есть не что иное, как целенаправленное развитие психики (мышления, деятельности). Сле­дующий важный момент — общность методов исследований педагогики и психологии. Многие научные инструменты психологического поиска с успехом служат решению собственно педагогических проблем (психо­метрия, парное сравнение, психологические тесты, анкеты и др.).

О наличии взаимосвязи педагогики и психологии свидетельствуют и базовые понятия психологии, которые, будучи использованными, в пе­дагогической лексике, способствуют более точному определению явле­ний, фактов воспитания, образования, обучения, помогают выявить и оп­ределить сущностное в исследуемых проблемах.

Как научная дисциплина, педагогика пользуется психологическим знанием для выявления, описания, объяснения, систематизации педаго­гических фактов. Так, результаты педагогической деятельности изуча­ются с помощью психологических диагностик (тестов, анкет и т.д.).

Своеобразным мостом между педагогической и психологической науками выступает педагогическая и возрастная психология, психология профессиональной педагогической деятельности, психология уп­равления педагогическими системами и многие психологические ис­следования других областей образования.

Педагогика тесно связана с физиологией. Для понимания механиз­мов управления физическим и психическим развитием обучаемых осо­бенно важно знать закономерности жизнедеятельности организма в целом и отдельных его частей, функциональных систем. Знание зако­номерностей функционирования высшей нервной деятельности позво­ляет педагогике конструировать развивающие, обучающие технологии, инструментарий, способствующий оптимальному развитию личности.

Данные социологии способствуют более глубокому осмыслению проблемы социализации личности. Результаты социологических иссле­дований являются базой для решения педагогических проблем, связан­ных с организацией студенческого досуга, профессиональной ориента­цией и многих других. Будучи наукой, об обществе как целостной сис­теме, отдельных ее составляющих, о процессах функционирования и развития общества, социология в область своих теоретических и практико-прикладных исследований включает проблемы образования и вос­питания. В структуре социологической науки плодотворно развивают­ся такие направления, как социология образования, социология воспи­тания, социология студенчества и т.д.

Исходное значение для педагогической науки имеет философское знание. Оно является базой для осмысления целей воспитания и обра­зования в современный период развития педагогического знания. Те­ория познания позволяет опосредованно, благодаря общности законов, определить закономерности учебно-познавательной деятельности и ме­ханизмы управления ею. Философские категории необходимости и слу­чайности, общего, единичного и особенного, законы взаимосвязи и вза­имозависимости, развитие и его движущие силы и др. способствуют прогрессу исследовательской педагогической мысли. В связи с углуб­ленным осмыслением феномена образования на современном этапе педагогического знания интенсивное развитие получает одно из фило­софских направлений — философия образования.

Новые, дополнительные возможности для исследования процессов воспитания и обучения открывает перед педагогикой кибернетика. Ис­пользуя ее данные, педагогическая наука разрабатывает закономерно­сти, способы и механизмы управления учебным процессом.

Завершая обзор межнаучных связей педагогики, отметим, что в пе­дагогических исследованиях активно используются данные и многих других наук — юриспруденции, экономики, информатики, статистики, эко­логии, этнографии, этнологии, истории, технических наук.

Наши рекомендации