Проведение опытно-экспериментальной работы
При выполнении выпускной квалификационной работы особую трудность составляют организация и проведение педагогического эксперимента.
Рассмотрим структуру опытно-экспериментальной работы. Она включает:
· констатирующий эксперимент (проверочный);
· формирующий или созидательно-преобразующий (конструирующий);
· контрольный эксперимент (В.И.Загвязинский, И.Ф.Харламов и др.).
Констатирующий эксперимент проводится в начале исследования и ставит своей задачей выяснение на практике изучаемого явления. При этом могут "быть использованы разнообразные методы исследования (наблюдение, беседы, анкетирование, анализ работ детей, уроков и др.).
Формирующий эксперимент является следующим основным этапом работы. В процессе его студенты организуют проверку выдвинутой гипотезы, вводят «новые» условия, изучая их влияние на повышение эффективности воспитания и обучения. На этом этапе очень важны методика фиксации хода и результатов опытной работы методика анализа полученных данных, статистическая обработка данных, составление таблиц, построение графиков и др.
Контрольный эксперимент дает возможность уточнить результаты проведенной работы (правильности или ошибочности гипотезы).
Основной принцип любого эксперимента — изменение в каждой исследовательской процедуре только одного какого-либо фактора при неизменности и контролируемости остальных.
Можно выделить следующие этапы экспериментальной работы:
1. Построение гипотезы, формулирование основной цели и задач.
2. Создание программы эксперимента.
3. Разработка путей и способов фиксирования результатов исследования.
4. Осуществление эксперимента.
5. Количественная и качественная обработка результатов.
6. Обобщение, объяснение результатов, формулирование выводов.
Успех педагогического эксперимента во многом зависит от того, как разработана программа, насколько осознано то, что собираетесь осуществить. За основу экспериментальной программы можно взять программу, разработанную А.Сиденко.
Пункт программы | Содержание | Вопрос |
1. Педагогическая цель | Ожидаемый результат пед. деятельности, выраженный в позитивных изменениях, появившихся у учащихся благодаря экспериментальной разработке | Что хотите изменить в ученике? Какие качества личности хотите воспитать в ученике за счет экспериментальных действий? Какие способности хотите развить? Какие изменения в знаниях и умениях намерены получить? |
2. Цель эксперимента | Ожидаемый результат деятельности экспериментатора, выраженный в получении нового знания о педагогической действительности | Что хотите разработать и апробировать? Что (какие экспериментальные разработки) будете внедрять в учебный процесс и проверять? Что будет апробироваться: программа, концепция, методика и т.д.? |
3. Гипотеза | Логически обоснованное предположение, совокупность педагогических воздействий | Что предполагаете? В чем состоит совокупность педагогических действий, направленных на достижение цели? Что будете проверять? |
4. Диагностический инструментарий | Средства оценивания результатов эксперимента: контрольные работы, анкеты, тесты, стенограммы уроков и т.п. | С помощью чего будет осуществляться контроль за результатами? С помощью какого типа задач или заданий для учащихся будет проверяться результативность эксперимента? |
5. Критерии оценки ожидаемых результатов | Признаки, на основании которых производится оценка эффективности экспериментальной разработки | С помощью каких признаков в изменении состояния учащихся будет оцениваться результативность экспериментальных материалов? Как вы предполагаете их фиксировать, диагностировать, какие изменения произошли в сознаниии учащихся? |
После завершения экспериментальной части ее следует обработать: описать проведение уроков, занятий, упражнений, воспитательной работы и т.д., отразить ошибки, неудачи в ходе исследования и сделать выводы.