Что значит эффективно общаться?
ПРОГРАММА СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ТРЕНИНГА ДЛЯ ПЕДАГОГОВ
(автор Н.В.Клюева)
Цели всего тренинга:повышение коммуникативной компетенции участников тренинга, развитие умений эффективного общения.
Встреча 1
Знакомство в группе
Цели сегодняшнего дня тренинга:
1. создание в группе такой атмосферы, которая бы способствовала самопознанию и самопроявлению;
2. отработка навыков аргументированного высказывания;
3. выработка умения принимать решение в группе;
4. формирование понятийных представлений о невербальных средствах общения.
Для того чтобы легко добиваться успеха в своем деле, нужно уметь делать его легко и уверенно. Поэтому на нашем тренинге мы будем говорить не только о специфических проблемах педагогической деятельности, сколько о вас самих, о ваших отношениях с другими людьми, о тех целях, которые вы перед собой ставите. Вы узнаете свои сильные и слабые стороны, научитесь лучше понимать себя и разберетесь, почему вы поступаете так, а не иначе, и что вы можете сделать, чтобы стать лучше. Вы научитесь думать позитивно и поймете, что наша жизнь зависит от того как мы ее воспринимаем. Не ждите от нас рецептов, как правильно вести себя в тех или иных ситуациях, решать конфликты. Только вместе мы сможем ответить на эти и другие сложные вопросы. В нашей группе мы будем помогать друг другу решать профессиональные проблемы, осваивать эффективные средства общения.
ПРОЦЕДУРА 1 - ПРИНЦИПЫ ГРУППОВОЙ РАБОТЫ.
Сейчас мы группой должны сформулировать и принять правила групповой работы в тренинге.
Принятие правил необходимо для создания чувства относительной обособленности группы.
Вы не однократно участвовали в тренингах, поэтому мы предлагаем вам самим сформулировать основные правила работы в группе (на доске):
(После предложенного варианта спросить все ли согласны)
1) Искренность в общении.
В группе не стоит лицемерить и лгать. Группа – это то место, где вы можете рассказать о том, что вас действительно волнует и интересует, обсуждать такие проблемы, которые до момента участия в группе по каким-либо причинам не обсуждались. Если вы не готовы быть искренним в обсуждении какого-то вопроса – лучше не высказываться.
2) Обязательное участие в группе в течение всего времени.
Этот принцип вводится в связи с тем, что ваши мысли и чувства очень важны для других членов группы. Ваше отсутствие может привести к нарушению внутригрупповых отношений, к тому, что у других не будет возможности услышать ваше мнение по обсуждаемому вопросу.
3) Невынесение обсуждаемых проблем за пределы группы (конфиденциальность).
Все, что говорится здесь, должно оставаться между нами. Это – одно из этических оснований нашей работы. Не стоит обсуждать чьи-то проблемы с людьми, не участвующими в тренинге, а также с членами группы вне тренинга. Лучше это делать непосредственно на занятии.
4) Право каждого участника сказать “стоп” - прекратить обсуждение его проблемы (правило «Стоп»).
Если вы чувствуете, что еще не готовы быть искренними в обсуждении вопросов, касающихся лично вас, или понимаете, что то или иное упражнение может нанести вам психологическую травму, - воспользуйтесь этим принципом.
5) Каждый участник говорит за себя, от своего имени (говорить от своего имени).
Не стоит уходить от обсуждения и допускать рассуждения типа: “все так думают…”, “большинство так считает…”. Попытайтесь строить свои рассуждения примерно так: “я думаю…”, “я чувствую…”, “мне кажется…”.
6) Не критиковать и признавать право каждого на высказывание своего мнения.
7) Общение между всеми участниками и ведущими - на “ты”.
ПРОЦЕДУРА 2 - ЗНАКОМСТВО.
Цель:
формирование у членов группы установки на взаимопонимание;
определение возможных тактик и стратегий общения с каждым участником;
создание климата психологической безопасности.
Каждый участник на карточке пишет свое имя или псевдоним, а также краткую информацию о себе. Например: коммуникативные качества, девиз, хобби.
На карточке кроме текста, вы можете представить информацию о себе в виде рисунка.
На это задание вам отводится 5 минут.
Карточка прикалывается к одежде. В течение 15 минут члены группы двигаются по аудитории, останавливаясь друг возле друга, и знакомимся с информацией на карточке. При желании вы можете задавать вопросы по содержанию надписи на карточке. Старайтесь подойти к каждому участнику группы и ознакомиться с информацией (в течение 15 минут).
Теперь, пожалуйста, занимайте свои места в кругу.
Давайте поделимся впечатлениями о выполненном задании. Высказаться могут все желающие, в любом порядке. Расскажите, возникли ли у вас трудности в написании информации о себе? Хватило ли вам времени ознакомиться со всеми участниками? Как чувствовали себя в этом упражнении?
Сейчас вы поделились своими мыслями и чувствами по поводу выполненного задания, то есть отработали навыки рефлексии. Потому что процедура, направленная на осознание своих чувств, мыслей и действий называется рефлексией.
ПРОЦЕДУРА 3 - РЕФЛЕКСИЯ “ЗДЕСЬ И ТЕПЕРЬ”.
Информирование.
Рефлексия является одним из основных средств, способствующих эффективному общению. Более того, можно считать рефлексию ключевым моментом развития личности. Можно выделить два типа рефлексии:
рефлексия как техника осмысления процессов мыслительной работы и практических действий. в результате данного типа рефлексии появляется возможность увидеть себя, свое мышление, свое сознание как бы “со стороны”. Этот тип мыслительной деятельности способствует осмыслению затруднений в конкретной ситуации, нахождению способов их преодоления.
рефлексия состояний. Этот процесс направлен на осознание своих переживаний и состояний в ходе работы. Человек должен понимать причины возникновения у себя таких состояний, как раздражение, напряжение, удовлетворение. В этом случае с состоянием легче справиться или, наоборот, смоделировать состояние. Такая рефлексия позволяет восстановить нормальную работоспособность.
Таким образом, рефлексия играет важную роль в процессе групповой работы.
ПРОЦЕДУРА 4 - ВЕДЕНИЕ ДНЕВНИКА (домашнее задание).
Цель:
отработка навыков анализа своего поведения и поведения членов группы;
вербализация осознания своего психологического состояния.
Предлагаем вам дома начать вести дневник, в котором вы должны описать то, что с вами происходило на первом дне тренинга, то есть описание своих переживаний, чувств, мыслей. Мы дадим вам список вопросов, которые помогут вам в ведении дневника:
ü Что было для меня главным на первой встрече?
ü Удалось ли мне лучше узнать себя?
ü Я понял(а), что я…
ü Я был(а) удивлен(а), обнаружив, что я…
ü На сколько я был(а) искренним(ей) сегодня в выражении своих мыслей и чувств?
ü Я испытал(а) сильную агрессию (или раздражение), когда …
ü Что ты еще хотел сказать самому себе?
Выполнение данного задания очень важно для вас. Дневник применяется как способ самоанализа, самопознания и самодиагностики участников тренинга. Сам факт, что вы описываете происходящее с вами в ходе тренинга, - это существенный момент в саморазвитии.
Встреча 2
Что значит эффективно общаться?
Тема дискуссии:« Применение поощрения и наказания в процессе обучения и воспитания ребенка»
Цели:
- рассмотрение проблемы применения поощрения и наказания в процессе обучения и воспитания детей;
- развитие у участников способности к аргументированному доказательству своей точки зрения по данному вопросу;
-умение слушать и слышать оппонента, без критики;
Теория
Данная тема изучалась нами ранее, поэтому вы имеете представление о том, что такое поощрение и наказание.
Каждый, кому приходится иметь дело с детьми, знает, что с помощью поощрений и наказаний воспитатель добивается дисциплинированного, ответственного поведения ребенка. В наши дни среди педагогов и широкой общественности бытуют самые разные взгляды на использование поощрений и наказаний в воспитании детей. Одни считают, что надо как можно чаще наказывать и как можно реже поощрять, другие, наоборот, советуют чаще использовать поощрения, наказывать же лишь изредка. Некоторые думают, что следует только поощрять, а наказывать не надо совсем. А есть и такие, кто убежден, что истинное воспитание — это воспитание вообще без каких бы то ни было поощрений и наказаний.
Слепое рабское повиновение — вот высшая цель средневековой школы и её главного воспитательного орудия —телесных наказаний. Для буржуазной школы, шедшей ей на смену, этого арсенала было уже недостаточно. В капиталистическом обществе, где все строится на основе «свободной» купли-продажи стимулы повиновения должны были стать более тонкими и гибкими. Это нашло свое проявление в развитии системы поощрений. Педагогика палки в чистом виде сменяется педагогикой «кнута и пряника». В школах были введены, с одной стороны, целый ряд позорящих наказаний, задевающих самолюбие, а с другой — множество наград...
Позорящие наказания были довольно разнообразны и состояли в лишении какой-либо части костюма (например, передника в женских школах), в костюме другого цвета, более грубом, чем обыкновенный, в ослиных масках, дурацки колпаках, в написании совершенного поступка на костюме и вождение виновного по всей школе, в сажании за последнюю парту или стол, в постановке дурных отметок, в записывании в черную книгу, в нетрудных работах по школе взамен служителей или служительниц и т. п.
В буржуазной педагогике не раз предпринимались попытки провести грани, отделяющие педагогические представления о наказании и поощрении от правовых. «Главная цель юридических наказаний — возмездие (или воздаяние), а главная цель педагогических наказаний — исправление». Но они были призваны играть роль лишь декларации, никак не подтверждавшихся практикой.
Идею о том, что «истинное» воспитание — это воспитание без наказаний и наград, это своего рода идеальна гармония взаимоотношений учителя и ученика, в едином порыве стремящихся к познанию добра и красоты, высказывали многие выдающиеся педагоги прошлого.
К. Д. Ушинского писал: «если мы до сих пор применяем поощрения и наказания, то это показывает несовершенство нашего искусства воспитания. Лучше, если воспитатель добьется того, что поощрения и наказания станут ненужными».
Так утверждал и А. И. Герцен, писавший, что воспитатель мстит детям наказаниями за свою неспособность.
Утопичность этих и подобных высказываний становилась очевидной при первом столкновении с грубой действительностью. Но сам факт отрицания этой действительности с ее поркой, карцером, с одной стороны, и наградами за успехи и благонравие — с другой был прогрессивным явлением.
В противоположность сторонникам наград и наказаний в буржуазной педагогике получили развитие идеи так называемых «естественных» поощрений и наказаний. Родоначальником этих воззрении был великий Французский просветитель Ж.-Ж. Руссо. К примеру, ученик не приготовил домашнего задания, то «естественным следствием» этого проступка явится наказание его путем оставления в школе без обеда для выполнения этого задания и т. п. Примерно такой же мыслилась и логика поощрения: скажем, мальчик бережно обращается с книгами — в награду за это родители дарят ему новые книги.
Первым советским педагогом, сумевшим не только понять принципиально новое назначение и содержание поощрения и наказания, но и раскрыть «механизм» действия этих воспитательных средств в системе организации воспитательного процесса, был А. С. Макаренко.
Главный смысл наказания А. С. Макаренко видел в том, что оно должно «разрешить и уничтожить отдельный конфликт и не создавать новых конфликтов». Вместе с тем Антон Семенович отстаивал необходимость выработки в коллективе определенных традиций, связанных с поощрением и наказанием. А. С. Макаренко вместе с тем считал, что педагог должен располагать достаточно богатым арсеналом средств поощрения и наказания.
Поощрения и наказания в школе должны строиться на точном и всестороннем учете индивидуальных и возрастных особенностей детей, тщательном анализе причин и мотивов их поступков и конкретных ситуаций, в которых эти поступки совершаются.
Вопросы:
Скажите, пожалуйста, что вы знаете о поощрении?
С какой целью применяется метод поощрения?
В каких системах отношений применяется поощрение?
Поощрение – вид моральной санкции; положительное воздействие авторитетного лица, какого-либо общественного органа на человека или коллектив с целью закрепления достигнутых им результатов (действия, поведения, позиций) и засвидетельствования их одобрения. Поощрение выражается в признании (как правило, публичном) заслуг.
В воспитании поощрение – это метод, стимулирующий развитие ребенка. В практике поощрение дает гораздо более сильный эффект, чем наказание. Поощрение осуществляется в различных словесных формах (благодарность, признательность, одобрение, похвала), наградах, подарках в зависимости от возраста ребенка, его интересов, склонностей, целей воспитания и конкретных ситуаций.
В воспитании педагогически запущенных и трудновоспитуемых детей особую роль играет авансированное поощрение, когда поощряется еще не сам поступок, а его мотив или только начатое дело, не сформированные окончательно положительные качества личности и т.д.. Так, например, иногда ученику ставят несколько завышенную оценку за знания, но тем самым стимулируют дальнейшие успехи.
Скажите, пожалуйста, что вы знаете о наказании?
С какой целью применяется метод?
В каких системах отношений применяется наказание?
Наказание – средство педагогического воздействия, способ конфликтного торможения, приостановления сознательно совершаемой вредной, безнравственной, правонарушительной, противоречащей интересам коллектива и личности деятельности. Оно не преследует цели причинения провинившемуся физического или нравственного страдания, но сосредотачивает сознание на переживании вины; используется в форме осуждения нарушителя общественным мнением, выражением недоверия, отказа в уважении. Наказание имеет смысл тогда, когда человек осознает его справедливость, переживает факт совершения ошибки.
Продолжительность дискуссии составляет 45 минут.
Просим вас сформулировать правила, которых мы будем придерживаться в ходе дискуссии. Правила будут зафиксированы на ватмане.
Правила:
-выступить должен каждый;
-внимательно выслушать каждого, не перебивая;
-аргументировано подтверждать свою позицию;
-не повторяться;
-не допускать личной конфронтации;
-поддерживать дружескую атмосферу;
-сохранять беспристрастность;
-не оценивать личность выступающего;
-не оценивать выступления, не выслушав и не поняв позицию до конца;
-правило «поднятой руки».
Просим вас рассчитаться на первый и второй, образуя две группы. Первая группа будет отстаивать мнение в пользу применения поощрения, и отмечать недостатки использования наказания. Вторая группа отстаивает мнение в пользу возможности применения наказания, и отмечать недостатки поощрения. Каждый идея должна быть аргументирована. Результаты обсуждений в группе необходимо оформить на ватмане. На работу в группе вам отводится 20 минут.
(группы работают)
По 1-2 представителю от каждой группы просим выйти с результатами работы группы. Форма обсуждения будет следующая: 1 группа говорит достоинства поощрения (приводит аргументы), 2 группа отмечает недостатки названного аргумента если они имеются по данному пункту. Затем 2 группа называет достоинства наказания, а 1 группа говорит минусы, приведенного факта. Таким образом, соблюдается очередность выступления групп.
Поощрение
+ | - |
Стимулирование деятельности | зависимость от поощрения |
приносит удовольствие | манипулирование человеком |
повышает соц.статус | частые поощрения не воспринимаются |
привлечение внимания | откупаются от ребенка |
пример для подражания | деятельность ради награды |
стимулирование развития человека | избалованность |
положительные эмоции | неадекватно завышенная самооценка |
чувство собственного достоинства | чувство превосходства над другими |
дисциплинированность | |
ответственность | |
нравственная саморегуляция (желание быть лучше) | |
формирование новых моральных качеств | |
авансированное поощрение (стимулирование, доверие, вера в свои собственные силы) | |
повышается самооценка |
Наказание
+ | - |
торможение вредной деятельности | морально подавляет |
взывание к совести | лишает уверенности в себе |
развивает внутр самоконтроль | порождает чувство неполноценности |
корректировка поведения | озлобленность |
выполнение соц значимых требований | сопротивление воспитанию |
справедливость наказания | ограниченность применения |
подавляет индивидуальность | |
психич заболевания | |
болезненно воспринимается при сверстниках |
Ситуация: «Ребенок 4 года не моет руки перед едой. Скажите, как можно с помощью наказания и поощрения его этому научить?»
Вопросы:
Как вы считаете, достаточно ли внимания учителя уделяют методам поощрения и наказания?
Как часто родители применяют эти методы к своим детям?
Какой из методов применяется наиболее часто?
Какой из методов наиболее эффективен? Почему?
Согласны ли вы с тем, что в практике обучения и воспитания необходимо грамотное применение методов поощрения и наказании?
Вывод: применение поощрения и наказания являются важными средствами педагогического воздействия. С помощью поощрений и наказаний воспитатель добивается дисциплинированного, ответственного поведения ребенка. Овладение искусством применения поощрений и наказаний требует и от педагогов, и от родителей немалых усилий.
Эти методы не универсальны, добиться положительного результата в воспитании ребёнка, используя только методы поощрения и наказания невозможно. Результат воспитания будет зависеть от умелого использования и сочетания всех существующих методов, средств и приёмов воспитания. Поощрение и наказание – это оценка деятельности ребёнка, положительная (поощрение), иди отрицательная (наказание). А оценки всегда вызывают побочные действия, например, вызывают больше внимания к собственной персоне, нежели необходимо, развивают эгоизм. Поэтому нельзя злоупотреблять как положительными оценками (поощрениями), так и отрицательными (наказаниями).
Рефлексия: мы участвовали в дискуссии на тему «Поощрение и наказание», скажите, что нового вы узнали? К какому выводу вы пришли по поводу применения поощрения и наказания?
Слова благодарности
ПРОЦЕДУРА 7 - КАКИЕ У МЕНЯ ОТНОШЕНИЯ С ОКРУЖАЮЩИМИ?
Цели:
проанализировать свои отношения с окружающими;
создать условия для улучшения взаимоотношений.
1.Составьте список людей из студентов нашего курса, вызывающих у вас чувство симпатии. Перечислите, что именно вызывает у вас симпатию.
2. Составьте список людей, с которыми вам неприятно общаться. Перечислите, что именно вызывает у вас чувство неприязни.
Это задание оформим в виде таблицы (на руки).
Имена людей, вызывающих у меня симпатию. | Что именно привлекает меня в этом человеке. |
Имена людей, с которыми мне неприятно общаться. | Что именно вызывает у меня чувство неприязни. |
При проверке данного задания вам не нужно будет озвучивать имена людей, поэтому вы можете быть искренними при выполнении задания.
На выполнение задания вам дается 10-15 минут.
Проверка задания: каждый озвучивает какие качества его привлекают в людях и какие вызывают чувство неприязни.
Вопрос:
Как вы считаете можно ли улучшить взаимоотношения с теми, кто вам неприятен? предложите свои варианты.
Вывод:
вы никого не сможете изменить, кроме самого себя;
для этого необходимо проанализировать причины, которые кроются в вас и не позволяют быть искренним и добиваться успеха с теми, кто вам неприятен (Домой?).
Встреча 3