На ребро каблука с проскальзывающим ударом — с продвижением вперед
Движение занимает 1/2 такта.
«и» (затакт) — взмах правой ногой вперед.
«Раз» — правая нога опускается на ребро каблука и переходит на всю стопу. Центр тяжести переносится на правую ногу. Одновременно левая, поднимаясь на низкие полупальцы, отрывается от пола.
«И» — проскальзывающий удар каблуком левой ноги у середины стопы правой с последующим небольшим взмахом вперед-вверх; подъем сильно сокращен. Колени обеих ног вытянуты. При продолжении движения проскальзывающий удар каблуком делается с другой ноги. Этот шаг также можно исполнять и с небольшим приседанием на опорной ноге или с поднятием на полупальцы.
Шаг на ребро каблука и шаг на ребро каблука с притопом или проскальзывающим ударом уже не исполнишь в длинном сарафане. Это не хороводный шаг. Здесь требуется иной, более короткий костюм; с помощью такого шага изменяется и образ, создаваемый исполнителем. Так, движение — шаг — диктует педагогу или балетмейстеру характер танца, характер его исполнения. В танце «Вензеля», поставленном
И. А. Моисеевым в Государственном академическом ансамбле народного танца России, первая часть танца построена на шаге на ребро каблука с проскальзывающим ударом на слабую долю такта и с поднятием на полупальцы. Парни и девушки выполняют один и тот же шаг, но с различным характером, различной манерой исполнения. В этом им помогают и руки, и корпус, и голова. У парней левая рука согнута в локте и заведена за спину, правая, вытягиваясь в локте, делает взмах от корпуса, пальцы слегка сжаты в кулак. Взмах производится одновременно с проскальзывающим ударом каблуком правой ноги на счет «и». Одновременно со следующим проскальзывающим ударом каблуком левой ноги, также на счет «и», правая рука сгибается в локте перед грудью, не прикасаясь к корпусу. Пальцы остаются слегка сжатыми в кулак. Голова повернута вправо, в сторону девушки. Все движения, весь вид парня говорят о смелости и решительности.
Девушки идут таким же шагом, с гордым, независимым видом, что достигается с помощью иных движений рук, положения головы и корпуса. Корпус прямой, подтянутый, голова поднята вверх и повернута в сторону парня, влево. Руки, согнутые в локтях, находятся на уровне груди. Локти направлены в стороны и находятся на одном уровне с кистями рук; пальцы вытянуты. И девушки и парни идут этим шагом в медленном темпе.
Шаг-притоп
С продвижением вперед
Движение занимает ½ такта.
Исходное положение ног —1-е свободное.
Руки — в 1-м основном положении.
«И» (затакт) — небольшое приседание на обеих ногах, правая нога слегка отделяется от пола.
«Раз» — одновременно с шагом притоп всей стопой правой ноги — крепкий, уверенный у парней и более мягкий, игривый у девушек. В момент притопа колени обеих ног вытягиваются. Левая нога остается сзади на низких полупальцах. У парней руки одновременно с притопом резко, широко раскрываются в стороны в 3-е основное положение. Грудь вперед, голова гордо приподнята. Сколько удали в этой позе! У девушек руки могут оставаться в 1-м основном положении или переходят в 3-е или 4-е основное положение. В момент притопа правой ногой корпус либо прямой, либо правое плечо чуть-чуть поворачивается вперед-влево. Поза гордая и вместе с тем какая-то игривая. Этот шаг очень характерен для русской пляски.
С продвижением назад
С небольшого полуприседания на обеих ногах с «сокращенной» стопой небольшой шаг с правой ноги назад и притоп. В момент притопа ноги в коленях вытягиваются. Левая остается впереди на полной стопе или на низких полупальцах в зависимости от длины шага. Руки могут открываться в 3-е основное положение или оставаться в исходном положении.
С приступкой (с приставкой) — с продвижением вперед (жен.)
Движение занимает 1 такт.
Исходное положение ног—1-е прямое.
Руки — в 1-м основном положении.
«Раз» — небольшой шаг (на полстопы) с правой ноги.
«И» — левая нога приставляется к правой ноге в 1-е прямое положение, с небольшим мягким полуприседанием на обеих ногах
«Два» — «и» — мягко подняться в исходное положение.
Движение можно продолжить как с правой, так и с левой ноги. Этот шаг можно исполнять и с продвижением назад.
В этом движении — грациозность и женственность. Как правило, исполняется оно в очень медленном темпе, плавно, с различными движениями рук и платочка, например: руки во 2-м основном положении держат платочек за противоположные концы. Девушка любуется им. В конце движения на счет «.два» можно делать небольшой наклон корпуса и головы вправо или влево.
С переступанием («переступка», «переступ») — с продвижением вперед (жен.)
Движение занимает 1 такт.
Исходное положение ног—1-е прямое.
Руки — в 1-м основном положении.
«Раз» — небольшой шаг — переступание левой ногой на всю стопу.
«И» — небольшой шаг правой ногой, стопа опускается на пол рядом с левой стопой впереди нее в 1-е прямое положение.
«Два» — левая нога с легким акцентом-переступанием опускается рядом с правой. Колени обеих ног мягко, слегка сгибаются.
«И» — колени мягко выпрямляются.
Корпус на каждые 2/4 попеременно поворачивается то вправо, то влево. Движение продолжается с левой ноги. Ноги при исполнении этого движения свободны, не напряжены, темп медленный, характер движения грациозный и величавый. Для этого движения характерна игра и любование платочком. Этот шаг исполняется и с продвижением назад, только первый шаг еще короче.
В шаге с переступанием движения и положения рук могут быть самыми различными. Руки двигаются мягко, неторопливо. Например:
1) левая рука в 1-м основном положении, правая, согнутая в локте, находится впереди корпуса, в вертикальном положении, локоть направлен в пол. Кисть правой руки движется вправо на уровне подбородка на счет «раз» — «и» — «два» — «и». Корпус прямой, голова повернута слегка вправо, взгляд направлен на платочек, который находится в правой руке. На следующее переступание кисть правой руки движется влево (см. рис. 71);
2) руки во 2-м основном положении держат платочек за противоположные концы. На счет «раз»— «два» круговым движением кистей от себя платочек перебрасывается от корпуса вперед по кругу, затем на следующий шаг с переступанием на счет «раз» — «два» круговым движением кистей к себе платочек по кругу возвращается в первоначальное положение (см. рис. 70);
3) руки, согнутые в локтях, соединены тыльной стороной согнутых пальцев на уровне груди, концы пальцев обеих рук прикасаются к корпусу. Ладони повернуты к корпусу, противоположные концы платочка в правой и левой руках. Локти, направленные в стороны, и кисти рук составляют одну прямую линию (см. рис. 49, б).
«Раз» — «и» локоть правой руки опускается вниз, а локоть левой руки поднимается вверх, прямая линия сохраняется.
«Два» — руки возвращаются в исходное положение.
«И» — пауза.