Если выполнение прыжковых упражнений затруднено, то можно выполнять перешагивание через предмет: вперед - назад, вправо - влево (на месте и с продвижением).

Пространственные представления формируются в различных, упражнениях, где используются предметы и приспособления (кубики, пазлы, разрезные картинки и т.п.). которые ребенок может перемешать, манипулировать с ними, перепрыгивать и пролезать под ними. Например, ребенку предлагается выполнить следующие инструкции: «Встать или присесть перед, за, слева, справа, на, иод предмет», «Поставить или положить предмет перед, за,^слева, справа, над, под собой» и т.н.

♦ Ребенок и педагог встают рядом лицом к зеркалу и с проговариванием (если это необходимо) выполняют одни и !с жедействия: «над головой», «под иском», «за ухом», «перед I лазами», «на груди», «под подбородком» и т.д.

♦ Ребенок и педагог садятся или встают друг напротив друга

- отрабатывается схема «зеркало»; отработка идет сначала одной рукой, потом другой, затем двумя вместе. Например, если пелнго! переносит свою правую руку вправо, то ребенок свою правую руку - влево (соответственно, педагог влево - ребенок вправо). Ясно, что движения вверх, вниз, к себе и от себя будут идентичными.

♦ И.п. ю же, но отрабатывается движение рук ребенка в сторону, противоположную движениям рук педагога. Например, если педагог переносит свою правую руку вправо относительно себя, ю ребенок переносит свою правую руку вправо относительно себя (соответственно, педагог влево - ребенок влево, вверх - вниз, вниз - вверх, налево вверх - налево вниз).

♦ И.и. то же. Ребенку дастся инструкция: «То, что я буду делать левой рукой, ты делаешь своей левой рукой (оба поднимают левую руку), а то, что я буду делать правой рукой, ты

- правой (поднимаются правые руки)». Т.о. отрабатываются движения с перешифровкой: одно- и двуручные, односторонние и с перекрестом. Например, дотронуться правой рукой до левого уха: левой рукой до правою колена, а правой рукой до сердца.

На следующем этапе «нерешифровки» отрабатывается:

- движение рук ребенка относительно себя в том же направлении, что и рук педагога относительно себя. Например, правая рука педагога двигается вправо, и правая рука ребенка также вправо, по относительно самого себя (соответственно, влево - влево, вверх - вверх, вниз - вниз, к себе - к себе, от себя - от себя, налево вверх - палево вверх и т.д.);

- движение рук ребенка относительно себя в сторону, противоположную направлению рук педагога. Например, правая рука педагога двигается вправо, а правая рука ребенка - влево относительно себя (соответственно, влево -вправо, вверх - вниз, вниз - вверх, к себе - от себя, от себя - к себе, налево вверх -направо вниз и т.д.).

Следующим этапом формирования пространственных представлений является переход к графическим схемам.

44♦ Копирование изображений простых и сложных фш\р. ирсдмсюн: обычное п с поворотом на 90 и нп 180 градусов направо и налево.

♦ Двшатсльный дикхант (но тагам), например, один нкн вперед, два шага направо, повернуться на 180 гралусов. один нкн назад и т.д.

♦ Графический диктант. Ребенок на листе бумаги в к.1С1ку «пишет» диктант, например, одна клетка пперх, три к.тегки направо, две клет ки пит и т.д.

♦ Составление ребенком ила1юн(комнаи>1. кваршры и т.ч.).

♦ Педагог рисует план, по которому ребенок должен нанги предмет в комнате или здании.

Необходимым является осознание двшатсльных возможностей л расширение диапазона движений в разных зонах пространства: нижней, средней и верхней.

♦ Движения в нижней зоне.

Сюжетный контекст - «Пустыня». Дети вспоминают, какая поюда н пустыне, кто там живет и что растет. Дстн превращаются в обитателей пустыни и имитирую! ил движения и позы.

«Змея» - перемещения по полу без помощи рук (на животе, на спине). Дети знакомятся с сильными, жесткими движениями, изображая кобру, ужа или удава. .. ,,

«Скорпион» - переползание, прыжки на четвереньках, «а 3-х Iочках. Дети знакомятся с сильными, быстрыми, огрьишаымн движениями.

«Суслики» - перемещения с помощью различных прыжков в разном темпе и направлениях, замирая и срываясь ц места.

«Перекати поле» - перекатывания и кувырки в разных направлениях и с разными скоростям». Это упражнение направлено также на осознание границ собственного юла.

♦ Движения в средней зоне.

Сюжетный контекст - «Царство животных». Дети вспоминают, каких животных они знают, их повадки, особенности движений, а также издаваемые звуки. Каждый ребенок выбирает себе то животное, которое ему больше всего понравилось и превращается в него, демонстрируя своеобразный

45гапси своего животного. Потом лети выбирают себе образ другого животного.

«Лягушка» - знакомство с прыжками на месте и в пространстве.

«Заяц» - прыжки и переходы, легкие и Ътрывистые движения; выражение характера животного через движения.

«Медведь» - медленные, тяжелые, сильные движения; выражение образа животного через походку и типичные позы.

«Лиса» - плавные, гибкие, быстрые движения в различных ритмах, непредсказуемые движения.

«Лев» (тиф. пантера) - сильные, быстрые, гибкие движения. Рычание (высвобождение эмоций).

«Лошадь» - акцент на движения корпуса и ног. Законченные, сильные, резкие движения, требующие большого пространства.

♦ Движения в верхней зоне.

Сюжетный контекст - «Царство птиц».

«Синица» - мелкие, короткие прыжки, быстрые и законченные движения.

«Орел» - сильные, мощные; законченные движения корпуса и рук. Движения в широком диапазоне (пространственном и телесном).

«Лебедь» - плавные, широкие, грациозные движения. Текучесть пласл ики.

«Птичий двор» - дети выбирают себе образы домашних птиц и контактируют друг с другом.

В конце каждой волшебной игры - превращения «Пустыня», «Царсгво животных» или «Царство птиц» необходимо проиграть с детьми обратное перевоплощение в самого себя (например, проползая по волшебному тоннелю, животные превращаются в людей). Для интеграции пережитого ребенком опыта детям преяпагается выполнить рисунок своего животного. После интегративиого рисунка дети вместе с педагогом садятся в круг для обсуждения переживаний, телесных ощущений, чувств и эмоций, которые возникали у них во время превращения в животных.

462.4. Динамический органа шипя двигательного акта.

Динамическая организация лнпппелыюю аюа связана с переходом от единичных двш а тельных актов к сис1сме и.ш серии

ОДНОТИПНЫХ ДВИЖСНИЙ. СОСГаВЛЯЮШИХ СДННуЮ «КИНС1ИЧССК>1О

мелодию».!,

Иногда . трудности выполнения программы связаны с ограниченным объемом возможных движений. Тоыа освоение новых пагтернов всегда должно опираться не только на внешний образен и нроприоненгивные ощущения, коюрых можо быгь не достаточно, но и на дополнигсльную зрительную афферешапню собственного тела - использование зеркала, в которое ребенок на себя смотрит при выполнении движения. Содержанием отдельных серий (циклов, паттернов) могут быть различные движения, позы, определенное сочетание звуков (пачка ритмов), последовательность предметов или фигур (которые ребенок может переносить и передвигать) и многое другое.

♦ И.п. - встать ноги на ширине плеч, руки оп>шены ладонями вперед. На медленный вдох (притягивающее движение) руки плавно разводятся в стороны- и вверх, на выдох (отталкивающее движение) - вытягиваются и опускаются в.юль тела ладонями вниз. Нсрнуться в и.н.

Перенести вес тела на правую ногу; выполняя вдох, поднять левую ногу и развернуть корпус на 90 градусов назад влево: выполняя выдох, опустить левую ногу и довернуть стопу правой ноги. Т.о.. Вы полностью развернули все тело на 90 градусов влево. Затем перенести вес тела на левую ногу; выполняя влох. поднять правую ногу и развернуть корпус на 90 градусов назад вправо; выполняя выдох, опустить правую ногу и довернхть стопу левой ноги. Вы вернулись в и.п. Повторить цикл 3 раза.

♦ Дети стоят в кругу; через одного надо го приселагь. то подпрыг ивать (в бысгром темпе).

♦ «Цыганочка». И.п. - встать ноги на ширине плеч, руки опушены. Дотронуться правой рукой до левого колена (согнутая в колене левая нога поднимаемся вперед и вверх), вернуться в и.п., затем сзади дотронуться левой рукой до правой пятки (согнутая в колене правая нога отводится назад). Вернуться в и.н. Повторить, соответственно, для левой руки и Тфавого колена и правой руки и левой пятки. Повторил, весь цикл 3 раза.

47♦ «Ладушки». И.п. - дети встают друг напротив друга (в парах), согнутые в локтях руки поднимаются к плечам таким образом, что ладони обеих рук «смотрят» на ладони партнера (локти опущены). Дети выполняют «собственный» хлопок -каждый своими руками; затем хлопок, соединяя правую и левую кисти партнеров - одновременно на двух руках; «собственный» хлопок; затем хлопок за счет соприкасаются правых ладоней партнеров; «собственный» хлопок; затем хлопок левыми ладонями партнеров. Повторять цикл из шести хлопков, постепенно, увеличивая темп, пока кто-либо из партнеров не перепутает последовательность.

Двигательные занятия по серийной организации движений могут быть включены при необходимости в более целенаправленную программу коррекции вместе с графическими работами, аппликацией, мозаикой, а также специальными упражнениями по развитию мелкой моторики. В подобных заданиях ребенок должен одновременно следить за содержанием звеньев (цвет, форма, порядок расположения элементов), за числом выполняемых элементов, а также вовремя переключаться с одного звена программы на другое.

♦ Графические упражнения и аппликации: ребенку дается образец (последовательность элементов), которую он должен воспроизвести - несложные орнаменты из одного, двух и более повторяющихся несложных элементов (узоров), круг, треугольник, квадрат; усложнение - желтый круг, синий треугольник и зеленый квадрат. Загсм ребенок сам придумывает последовательность и воспроизводит ее.

На стр. 49,50,51 представлены образцы такого рода упражнений. Обязательным является выполнение каждого из них сначала правой, потом левой рукой, а затем двумя руками одновременно в одном и противоположных направлениях.

Усложнение заданий заключается не только в нарастании степени сложности программы, но и в постепенном переходе от механического воспроизведения заданного образца к его самостоятельному анализу с выделением элементов (подпрограмм) и, в дальнейшем, к созданию и «разворачиванию» собственных серийных программ.

482.5. Формирование одновременных и реципрокных сспсо-моторпых взаимодействий.

На формирование одновременных и реципрокных координации оказывают положительное влияние не только упражнения, включающие взаимодействия рук или ног, но также и сочетанные движения правой и левой половин тела.

I) Упражнения лежа на спине.

♦ Но1И и руки вытянуты вверх перпендикулярно полу и перекрещены Х-образно; одновременно оттягивается вверх носок правой ноги и кисть левой руки, расслабление, го же - для левой ноги и правой руки; повторить для одноименных руки и ноги.

♦ Ноги согнуты в коленях, стопы стоят на полу, прямые руки вытянуты в стороны. Руки одновременно передвигаются по полу (одна - вверх, другая - вниз) таким образом, что одна рука оказывается вытянутой вверх, а другая лежащей вдоль тела. При этом голова наклоняется в сторону верхней руки, а колени - в сторону нижней руки и наоборот.

♦ Модифицированный вариант «велосипеда» - ребенок имитирует ногами езду на велосипеде, касаясь при этом локтем противоположного колена; то же - до одноименного колена; затем снова до противоположного колена.

Отработка согласованных движений головы, туловища, глаз, языка, рук и ног лежа на спине.

♦ Фиксированы позиции головы и туловища. Выполняются о/шовремсиные движения глаз, языка, рук и ног: вверх, вниз, вправо, влево, сведение к центру (конвергенция глаз, сжатые челюсти, перекрест рук и перекрест ног).

♦ Фиксированы глаза (взгляд прямо перед собой) и туловище.. Выполняются одновременные движения головы, языка, рук и ног: вверх, вниз, вправо, влево, сведение к центру (голова прямо, сжатые челюсти, перекрест рук и перекрест ног).

♦ Фиксированы туловище и язык • язык высовывается с напряжением вперед и удерживается в этом положении. Выполняются одновременные движения головы, глаз, рук и ног: вверх, вниз, вправо, влево, сведение к центру (голова прямо, конвергенция глаз, перекрест рук и перекрест ног).

52♦ Фиксированы туловище и руки - руки прижаты к ф\ди и положении тройного сгибания (и плечевых, юктепых и луче ?апястных суставах). Выполняются одновременные движения головы, глаз. языка и ног (аналогично предыдущим пунктам).

♦ Фиксированы туловище и ноги - нош у 1С.та в положении тройного сгибания (в тазобедренных, коленных и голеностопных суставах). Выполняются одновременные движения головы, глач. языка и рук (аиало! ично предыдущим пунктам).

♦ Фиксированы глаза, руки и ноги. г.с. тс части тела, которые обеспечивают прос транс твенно-координашюнт ю функцию тела. Ребенок выполняет повороты |уловиша: сначала осуществляются медленные повороты в одну, затем в лруто сторону при фиксированных I олове и в и ляле, сцепленных руках и ногах. За1ем голова вовлекается в сторону движения тутовнша. После этого отрабатываются вер шкальные осевые движения (ось «I олова - копчик») с поднятием тазового пояса; плечевого пояса: одновременно газового и плсчсво1 о поясов.

2) Упражнения сш)я.

Отработка сочетанных движений глаз, языка и рук.

♦ Язык фиксирован в одном из положений - сильно сжатые челюсти; максимально открытый рот. язык спрятан; сильно открытый рот, максимально высунутый вперед язык. Выполняются сочетаиные движения рук и глаз:

- руки лежат на коленях; попеременно го правая р\ка ударяет по правому колену, то левая рука - по левому колен\. одновременно с ударом выполняется движение глаз в одноименную, затем - в противоположную от руки строну:

- перекрещенные руки лежат на коленях: попеременно то правая рука ударяет по левому колену, то левая рука - по правому колену, одновременно с ударом выполняется движение глаз в одноименную, а затем - в противоположную от р\ки сторону.

♦ Взгляд фиксирован прямо перед собой. Выполняются сочетанные движения языка и рук аналогично предыдущем} пункту.

♦ Выполняются сочетаниые движения рук. глаз и языка таким образом, что руки и глаза двигаются в последовательности, описанной выше, а яшк - сначала в ту же сторону, что и глаза, а затем - в противоположную им сторону.

5Я♦ Выполняются сочстанныс движения рук, глаз и языка таким образом, что руки и язык двигаются в последовательности, описанной выше, а глаза - сначала в ту же сторону, что и язык, а затем - в противоположную ему сторону.

3) Упражнения стоя па четвереньках.

♦ Ползание вперед, назад, вправо и влево с одновременным передвижением одноименных руки и ноги, затем противоположных руки и ноги. При этом руки в начале располагаются параллельно друг другу; затем перекрещиваются, т.е. при движении с каждым «шагом» правая рука заходит за левую, затем левая заходит за правую и т.д.

♦ Отработка сочетанных движений глаз, языка, рук и ног, ползая на четвереньках (вперед, назад, вправо, влево), в последовательности, указанной в предыдущем п. 2 «Упражнения сидя». Ноги при этом попеременно передвигаются вперед параллельно друг другу:

4) Упражнения стоя.

♦ Встать у стены, ноги на ширине плеч, ладони лежат па стене на уровне глаз; передвигаться вдоль стены вправо (3-5 метров), а затем влево:

♦ приставным шагом - двигаются одноименные рука и нога (руки параллельно ногам); а затем противоположные рука и нога:

- скрестным шагом с перекрестом рук - двигаются одноименные (сначала правые, а затем левые) рука и нога.

♦ Перекрестные и односторонние движения. На нервом этапе ребенок медленно шагает, попеременно касаясь то правой, то левой рукой до противоположного колена (перекрестные движения). Педагог на этапе освоения упражнения отсчитывает 12 раз в медленном темпе. На втором этапе ребенок также шагает, но уже касаясь одноименного колена (односторонние движения). Также 12 раз.- На третьем н пятом этапах -перекрестные движения, на четвертом - односторонние. Обязательное условие - начинать и заканчивать упражнение с перекрестных движений. После того, как ребенок освоил данное упражнение под внешний счет, можно предложить выполнить его самостоятельно - самому считая и контролируя последовательное!ь и переключение с движения на движение.

54Более сложный ннриаш этого упражнения - ши ручка зрительного анализатора, когда ребенок следит I .эй&Ши ;Чж предметом, который перемешает педагог или ребенок* МереШЧмт 1 лаза по словесной ииструкнни. ; д»

♦ «Рисование в воздухе» перед собой знака бесконечности *\ таким образом, что центр знака находится напротив переносицы. Сначала педагог плавно передвигает одну руку ребенка, начиная из центра вверх, обводя три раза воображаемый знак бесконечности. Ребенок должен внимательно следи 1Ь за кончиками пальцев своей руки, не мигая, не отводя взгляда и не задерживая дыхания. Затем то же продслывастся другой рукой и двумя руками, сцепленными в замок. Далее Вы можеме варьировать размеры знака и то расстояние, на котором он «рисуется».

♦ «Слоник». Голова кладется на вытянутую вперед и в сторону руку-«хобот». Стоя на слегка согнутых коленях и наклоняя туловище вслед за движением руки (работает все тело), а также смотря на кончики пальцев, ребенок «рисует хоботом» в воздухе большой знак бесконечности. Затем этот же знак «рисуется» другой рукой и двумя сцепленными руками (голова прямо).

♦ «Письмо в воздухе». Упражнение выполняется аналошчно предыдущему, но в воздухе «прописывают» буквы и цифры, а также целые слова при их изучении. Этот же прием применяется при коррекции письма - при пропуске букв, их заменах (например, маленькие и прописные буквы, «б» и «д». «п» и «I» и др.), «зеркальном» написании и других ошибках. При этом вначале педагог может вместе с ребенком выполнять необходимые движения - помогать ребенку «писа ть». подойдя к нему сзади и взяв его ладони в свои. Этот прием также обладает психотерапевтическим эффектом, снимая у детей страх перед школьной доской или тетрадью.

♦ «Коврики».

Перед ребенком кладется лист бумаги, на котором нарисован квадрат, и набор цветных карандашей. Дается инструкция: «Представь, что квадрат на листе - ло коврик. Тебе нужно его разрисовать». После выполнения задания правой рукой, ребенку предлагается новый лист и дастся тоже задание для левой руки. В другом варианте этого упражнения ребенок рисует на неограниченном пространстве листа.Это упражнение может быть использовано в диагностических целях, как для первичной диагностики, так и для оценки динамика коррекционной работы. Упражнение также позволяет ребенку выразить себя в красках, давая выход эмоциональному состоянию.

♦ Рисование на доске, стене, листе бумаги сначала каждой рукой, а затем одновременно обеими. Важным является то, что двигаться должны обе руки - в одну сторону, в противоположные стороны, зеркально и т.д. Сначала ребенок рисует прямые линии

вертикальные, горизонтальные, наклонные; затем разнообразные круги, овалы, восьмерки и орнаменты в разных положениях; одинаковые и разные фигурки на левой и правой половинах листа (вначале - ближе к центру, затем - ближе к краям листа); одно симметричное изображение; законченный сюжетный рисунок. Отметим еще раз необходимость отработки каждого из упражнений сначала каждой рукой отдельно, а уже потом двуручно.

Это упражнение положительно влияет на формирование зрительно-моторных координации, внимания и произвольности.

Развитию зрительно-мотроных координации способствуют также разнообразные подражательные и копирующие движения: имитация зрительно воспринимаемых движений и действий другого человека, - согласованные действия; срисовывание, обведение, дорисовывание по точкам и др.

♦ «Зеркало». Дети разбиваются па пары, становятся лицом друг к другу. Один из играющих делает замедленные движения, другой должен в точности копировать все движения напарника, быть его «зеркальным отражением». В начале проработки задания педагог вводит некоторые ограничения на действия «оригинала»:

1. не делать сложных движений, недоступных для выполнения партнеру, не производить одновременно несколько движений;

2. не делать мимических движений;

3. выполнять движения в очень медленном темпе.

В ходе выполнения этого упражнения дети, работающие на «отражение», довольно быстро научаются чувствовать тело партнера и. схватывать логику его движений. От раза к разу следить за «оригиналом» становится все легче, и все чаще

56возникает ситуация предвосхищения и лаже опережения ею действий. Эчо упражнение - прекрасное средство для установления психологического кош акт а.

♦ «Тень». Участники разбиваются на пары. Один т них будет Человеком, а другой - его Тенью. Человек делает движения (ограничения и особенности выполнения движений - см. упражнение «Зеркало»), а Тень их повторяет, причем особое внимание уделяется тому, чтобы Тень дшналась в том же ритме, что и Человек. Она должна догадаться о самочувствии, мыслях и целях Человека, уловить вес оттенки сю настроения.

♦ Этюды но «Согласованным действиям»: пилка дров, гребля; перемотка ниток; перетягивание каната и т. д. Снача ш Э1И упражнения представляются довольно проешмп. Однако детям необходимо постоянно помни 1ь о согласованное 1И действий и о целесообразности распределения напряжения Можно предложить включии,ся в выполнение упражнения и дру| им детям (псрс1Я1 иванис кажиа. прыгалки, игра в воображаемый мячик и т.д.).

♦ «Канатоходец». Ребенок - канагоходец имитир\сг проход по канату (он идс1 по прямой воображаемой линии по иоду), скользит и балансирует, ищет равновесия. Партнер дуег па нею со стороны, как бы пытаясь «сдуть» канаюходца с каната. Д\ет он с расстояния вытянуюй руки, но не в лицо, а примерно н |рудь. Цель канаюходца - удержа>ься, нссмофЯ па нрепякпше.

2.6. Ртвитиеловкщти.

Одна из наиболее важных чадач нсихомоюриой коррекции - развитие ловкости, имеющее наибольшее число положительных корреляций с развитием высших психических функций. На II уровне ставится задача развития телесной ловкост.

Начало процесса здесь связано с акцентом на точность, реализуемую по ходу движения. Например, прилаживание ходьбы к неровностям почвы, ступенькам, подъемам и спускам: движений карандаша к обведению нарисованного контура и ьд.

Это - и прицельное внимание к Iочноеж попадания, иди меткости, например, броска, удара, точности прикосновения, а в более сложном случае - точности воспроизведения видимой формы, например, срисовывание фшуры с соблюдениемгеомсфнческого подобия. Т.е. это упражнения, выполнение которых оценивается по финальной четкости.

♦ «Классики». Упражнение представляет собой варианты общеизвестной игры, состоящей из целевых прыжков, совершаемых в определенной последовательности и в условиях дефишла времени. Выполнение этого упражнения требует усиленного зрительного контроля, осмысления ситуации и предвосхищения своих действий, хотя бы на ход вперед.

♦ Встать у линии на расстоянии 2,5 м от стены и провести подряд 5 бросков мяча правой рукой снизу с ловлей отскочившего мяча правой, а затем левой рукой. Основная трудность этого упражнения 3 заключается в точной лмфференцировке мышечных усилий при броске и ловле мяча.

Вариантами этого упражнения являются общеизвестные игры: бросок мяча из-за спины через голову; пепрепрыгиванис через отскочивший от стены мяч; бросок из-под бедра, стоя спиной к стене и т.п.

Упражнения на развитие ловкости непременно должны включать в себя быстрые (ограничение по времени), точные и согласованные движения в условиях сложной пространственной ориентировки. Их составными компонентами могут быть беювыс. прыжковые упражнения, а также упражнения, включающие мелкие движения кистей и пальцев рук (с применением больших и малых мячей, гимнастической палки или колеи). При освоении сложнокоординированных движений целесообразно упражнение разбивать на этапы. Например, по .мерс тою, как дети в общих чертах усвоят координацию движений ног, подключаются движения рук.

Беговые упражнения.

♦ Бег с изменением направления движения (поворот кругом во время бега, бег «змейкой», бег по диагонали); по узкому коридору (10-15 см), ограниченному линиями или натянутыми веревками; челночный бег, с огибанием ориентиров.

♦ Бег на носках:

- с перешагиванием через гимнастические палки, уложенные параллельно друг другу (расстояние между палками одинаковое; постепенно увеличивается; постепенно уменьшается);

58- с персики иканием через 1имнас1ическис па 1ки. уложенные под у| лом дру| к другу п виде ломаной линии;

- по ориентирам (меловая разметка, кольца и 1.д).

♦ Бег скрестным шагом, когда носки ног поочередно

Наши рекомендации