Цели и задачи модуля – требования к результатам освоения модуля
МДК 01.01. Медико-биологические и социальные основы здоровья
Воспитатель детей дошкольного возраста должен обладать умением:
-Планировать мероприятия, направленные на укрепление здоровья ребенка и его физическое развитие.
-Осуществлять педагогическое наблюдение за состоянием здоровья каждого ребенка, своевременно информировать медицинского работника об изменениях в его самочувствии.
-Разрабатывать методические материалы на основе примерных программ с учетом особенностей возраста, группы и отдельных воспитанников.
-Создавать в группе предметно-развивающую среду.
-Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области дошкольного образования на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов.
-Оформлять педагогические разработки в виде отчетов, рефератов, выступлений.
-Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области дошкольного образования.
Цели и задачи модуля – требования к результатам освоения модуля
С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся в ходе освоения профессионального модуля должен:
иметь практический опыт:
· планирования и организации прогулок, закаливания;
· организации и проведения режимных моментов (умывание, одевание, питание, сон), направленных на воспитание культурно- гигиенических навыков и укрепление здоровья;
· организации и проведения наблюдений за изменениями в самочувствии детей во время их пребывания в образовательном учреждении;
· взаимодействия с медицинским персоналом образовательного учреждения по вопросам здоровья детей;
уметь:
· организовывать процесс адаптации детей к условиям образовательного учреждения, определять способы введения ребенка в условия образовательного учреждения;
· создавать педагогические условия проведения умывания, одевания, питания организации сна в соответствии с возрастом;
· проводить мероприятия двигательного режима ( прогулки, закаливание) с учетом анатомо-физиологических особенностей детей и санитарно-гигиенических норм;
· проводить работу по предупреждению детского травматизма: проверять оборудование, материалы, инвентарь, сооружения на пригодность использования в работе с детьми;
· определять способы контроля состояния здоровья, изменениями в самочувствии каждого ребенка в период пребывания в образовательном учреждении;
· определять способы педагогической поддержки воспитанников;
· анализировать проведение закаливания в условиях образовательного учреждения
знать:
· особенности планирования режимных моментов прогулок, закаливания;
· методику организации и проведения умывания, одевания, питания, сна в соответствии с возрастом;
· особенности детского травматизма и его профилактику;
· требования к организации безопасной среды в условиях дошкольного образовательного учреждения;
· наиболее распространенные детские болезни и их профилактику;
· особенности поведения ребенка при психологическом благополучии или неблагополучии.
· основы педагогического контроля состояния физического здоровья и психического благополучия детей;
· особенности адаптации детского организма к условиям образовательного учреждения.
Содержание обучения по профессиональному модулю
Тема 1.1. Медико-биологические аспекты здоровья детей раннего и дошкольного возраста | Здоровье как состояние и свойство организма. Инструктивный обзор учебной программы профессионального модуля и знакомство студентов с основными требованиями и условиями к освоению профессиональных компетенций. Понятия «Здоровье» и «Здоровый образ жизни» и их составляющие. Факторы, определяющие здоровье. Основные факторы риска, приводящие к ухудшению состояния здоровья детей раннего и дошкольного возраста. Профилактика нарушений состояния здоровья у детей раннего и дошкольного возраста. Критерии и группы здоровья детей. | 1,2 | ||
Здоровьесберегающая среда дошкольного образовательного учреждения. Понятие «Здровьесберегающая среда». Комплекс оздоровительно-профилактических мероприятий в ДОУ: закаливание, лечебно-профилактическая работа, физкультурно-оздоровительная работа. Роль семьи в создании здоровьесберегающей среды ДОУ. Закаливание: физиологические основы закаливания, факторы закаливания, принципы, средства и методы закаливания. Система закаливающих мероприятий. Гигиенические требования к одежде и обуви детей. Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил при проведении основных режимных мероприятий. | ||||
Практические занятия 1. Анализ здоровьесберегающей среды образовательного учреждения | ||||
Самостоятельная работа Составление компьютерных презентаций по теме. | ||||
Тема 1.2. Детские болезни и их профилактика | 1. | Заболеваний нервной системы у детей и их профилактика. Особенности поведения ребенка при психологическом благополучии или неблагополучии. Нарушение поведенческих реакций. Формы неадекватного поведения; причины возникновения неадекватного поведения. Методы ликвидации неадекватных форм поведения, их профилактика в семье и дошкольном учреждении. Формы неврозов: истерический, неврастенический, невроз навязчивых состояний. Профилактика неврозов. Роль воспитателя в профилактике детских неврозов. | ||
Практические занятия Определение основных признаков неврозов у детей. | ||||
Самостоятельная работа Составление терминологического словаря; Составление рекомендаций для родителей по профилактике невротических состояний у детей | 1,2 | |||
2. | Профилактика нарушений опорно-двигательного аппарата (ОДА) и их профилактика. Врожденные дефекты развития ОДА у детей и их учет в работе воспитателя. Приобретенные дефекты ОДА: Нарушения осанки: кифоз, лордоз, сколиоз. Профилактика нарушений осанки. Плоскостопие. Виды плоскостопия; симптомы, профилактика. | 1,2 | ||
Практические занятия Методы определения и диагностика нарушений осанки и плоскостопия у детей. | 1, 2 | |||
Самостоятельная работа Составление терминологического словаря; составление рекомендаций для родителей по профилактике нарушений осанки у детей | 2,3 | |||
3. | Заболевания дыхательной системы детей и их профилактика. Причины, основные симптомы, профилактика заболеваний верхних дыхательных путей и бронхолёгочных заболеваний. Неспецифическая и специфическая профилактика заболеваний органов дыхания у детей в дошкольных учреждениях. Роль воспитателя в профилактике заболеваний органов дыхания у детей. | 1,2 | ||
Самостоятельная работа Составление опорных схем, терминологического словаря. Составление рекомендаций для родителей по закаливанию детей | ||||
4. | Заболевания сердечно-сосудистой и кровеносной системы у детей и их профилактика. Врожденные и приобретенные заболевания сердца – причины, признаки и профилактика. Заболевания крови у детей раннего и дошкольного возраста – причины, признаки и профилактика. | |||
Самостоятельная работа Составление терминологического словаря. | 1, 2 | |||
5. | Заболевания ЖКТ у детей и их профилактика. Инфекционные и неинфекционные заболевания желудочно-кишечного тракта у детей - причины, признаки и профилактика. Роль воспитателя в профилактике заболеваний органов пищеварения у детей. | |||
Самостоятельная работа Составление компьютерных презентаций по теме «Гельминтозы у детей». Составление терминологического словаря | 2,3 | |||
6. | Нарушений обменных процессов у детей и их профилактика. Основные виды нарушения обменных процессов у детей: эндокринные нарушения, нарушения питания, нарушения общего характера. | |||
Самостоятельная работа Составление опорных конспектов, терминологического словаря. подготовка сообщения | ||||
7. | Заболевания кожи у детей и их профилактика. Заболевания кожи у детей - причины, признаки и профилактика. Роль воспитателя в профилактике кожных заболеваний у детей. | |||
Самостоятельная работа Составление компьютерных презентаций по теме «Болезни кожи у детей». Составление терминологического словаря. | 2,3 | |||
8. | Аллергические состояния и их профилактика. Понятие об аллергии. Аллергические реакции немедленного и замедленного типа. Роль воспитателя в профилактике аллергических заболеваний у детей. Неотложная помощь при острых аллергических состояниях. | |||
Самостоятельная работа Составление терминологического словаря; подготовка сообщения. Составление тестовых заданий для взаимного контроля. | 2,3 | |||
9. | Болезни органов зрения и слуха и их профилактика. Наиболее распространенные заболевания органов слуха и зрения у детей - причины, признаки и профилактика. Роль воспитателя в профилактике заболеваний органов слуха и зрения у детей. | 1,2 | ||
Самостоятельная работа Подготовка сообщения «Методики сохранения зрения (Базарного, Ковалева, Исаевой и др)). | ||||
10. | Заболевания мочеполовой системы у детей и их профилактика. Наиболее распространенные заболевания почек и мочевыводящих путей у детей - причины, признаки и профилактика. Заболевая половых органов у детей. Роль воспитателя в профилактике заболеваний мочеполовой системы у детей. | |||
Самостоятельная работа Составление опорных конспектов, терминологического словаря. Подготовка рекомендация для родителей «Профилактика заболеваний мочеполовой системы у детей» | 2,3 | |||
11. | Детские инфекционные заболевания и их профилактика. Грипп; возбудитель, пути передачи, основные симптомы заболевания. Уход за больным ребенком. Эпидемиологические мероприятия в дошкольном учреждении. Особенности течения гриппа у детей грудного возраста. Профилактика заболевания. Аденовирусная инфекция; возбудитель, пути передачи, основные симптомы. Уход за больным ребенком. Эпидемиологические мероприятия в дошкольном учреждении. Профилактика заболевания. Корь, краснуха, ветряная оспа, скарлатина, паротит, дифтерия, коклюш, полиомиелит, менингококковый эпидемический менингит - возбудители, пути передачи, основные симптомы, осложнения и профилактика. Эпидемиологические мероприятия в дошкольном учреждении. Туберкулез; возбудитель, источники и пути передачи, клинические формы, основные симптомы. Роль воспитателя в предупреждении распространения воздушно-капельных инфекций. Пищевые отравления. Профилактика пищевых отравлений. | |||
Практические занятия Сравнительная характеристика основных признаков детских инфекционных заболеваний у детей. | 1,2 | |||
Анализ анамнеза ребенка по медицинской карте. | ||||
Самостоятельная работа Составление компьютерных презентаций. Составление терминологического словаря; подготовка сообщения (беседы, памятки) по теме «Туберкулез», «Прививки – делать-не делать?» Подготовка к практическим работам с использованием методических рекомендаций преподавателя, оформление практических работ и подготовка к их защите. Составление тестовых заданий для взаимного контроля. | 2,3 | |||
Тема 1.3. Детский травматизм и его профилактика | Принципы оказания первой помощи при закрытых повреждениях. Основные виды закрытых повреждений, возникающих у детей в повседневной жизни: ушибы мягких тканей, растяжение связок, вывихи и переломы костей, сотрясение мозга. Первая помощь при закрытых повреждениях. | 2,3 | ||
Практические занятия Определение основных видов травм по внешним признакам. Правила асептики и антисептики. Изучение содержания аптечки первой помощи. Освоение основных методов оказания первой помощи при закрытых повреждениях. Решение ситуационных задач. | 2,3 | |||
Принципы оказания первой помощи при открытых повреждениях. Основные виды открытых повреждений, возникающих у детей в повседневной жизни: раны, кровотечения, открытые переломы. Первая помощь при открытых повреждениях. | 2,3 | |||
Практические занятия Определение основных видов травм по внешним признакам. Освоение основных методов оказания первой помощи при открытых повреждениях. Отработка алгоритма наложения повязок. Отработка методов остановки кровотечений. Решение ситуационных задач. | 2,3 | |||
Принципы оказания первой помощи при несчастных случаях и неотложных состояниях. Первая помощь при: попадании в организм инородных тел, отравлениях, утоплении, удушении, электротравмах, ожогах и обморожениях, тепловом и солнечном ударах. Первая помощь при неотложных состояниях. | 2,3 | |||
Практические занятия Определение основных видов неотложных состояний по внешним признакам. Освоение основных методов оказания первой помощи при неотложных состояниях. Решение ситуационных задач. | 2, 3 | |||
Самостоятельная работа Составление компьютерных презентаций или памяток (бесед) для родителей. Составление терминологического словаря; Подготовка к практическим работам с использованием методических рекомендаций преподавателя, оформление практических работ и подготовка к их защите. | 2, 3 | |||
Тема 1.4. Медико-педагогический контроль развития и состояния здоровья детей | Контроль развития и состояния здоровья детей. Контроль развития и состояния здоровья детей: виды, формы, цели и задачи. Роль воспитателя в осуществлении форм контроля развития и состояния здоровья детей. Взаимодействие воспитателя с медицинским персоналом образовательного учреждения по вопросам здоровья детей. Повседневный контроль состояния здоровья детей: задачи и методы, роль воспитателя. Контроль динамики развития и состояния здоровья детей: сроки, задачи и методы, роль воспитателя. Оценка физического развития, понятие гармоничности физического развития. Основы педагогического контроля состояния физического здоровья и психического благополучия детей. | 1,2 | ||
Практические занятия Организация и проведение наблюдений за изменениями в самочувствии детей во время их пребывания в образовательном учреждении (на практике). Комплексная оценка физического развития ребенка. Система контроля за нервно-психическим развитием детей. | 1, 2 | |||
Медико-педагогическое сопровождение адаптации детей к условиям детского образовательного учреждения (ДОУ) Особенности адаптации детского организма к условиям образовательного учреждения. Понятие социальной адаптации. Степень адаптации: легкая, средняя, тяжелая - и причины, способствующие среднетяжелому и тяжелому течению периода адаптации. Организация жизни вновь поступающих детей в дошкольное учреждение. Основные медико-педагогические и социальные мероприятия, направленные на создание условий в ДОУ в период адаптации. | ||||
Практические занятия Комплексная оценка общего адаптационного синдрома у детей. Организация процесса адаптации детей к условиям образовательного учреждения. Определение способов введения ребенка в условия образовательного учреждения. | 1,2 | |||
Самостоятельная работа Составление терминологического словаря; Подготовка к практическим работам с использованием методических рекомендаций преподавателя, оформление практических работ и подготовка к их защите. Подготовка рекомендаций, бесед по профилактике дезадаптаций ребенка. | 2, 3 |
Всего-86часов ( лекций – 50; практических – 36) и самостоятельная работа – 43часа.