Требования к результатам освоения дисциплины (модуля)

Программа дисциплины (модуля)

_____ История искусств

(код по УП) (наименование дисциплины)

Трудоемкость 70 часов

Направление подготовкиПедагогическое образование

Профиль Художественное образование

Степень выпускника Бакалавр

Форма обучения очная

Составитель(и):к.и.н., доцент Новиков А.В.

Новосибирск 2014 год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Цель освоения дисциплины.

Курс «История искусств» является базовым теоретическим курсом для студентов всех специальностей Института искусств НГПУ. Он разделен на несколько частей по хронологическому принципу. Предметом данной части курса является феномен художественного творчества от его происхождения и древнейших этапов на территории Евразии (преимущественно средиземноморский бассейн) до европейского средневековья включительно. Отдельный блок этой части курса посвящен изучению истории искусства Византии и истории искусства Руси до ХVII в. Таким образом, курс охватывает хронологический промежуток развития искусства примерно от 35 тыс. л.н. до ХVII в.н.э.

Целью данной учебной дисциплины является формирование у студентов целостной картины эволюции художественного творчества на территории Евразии в указанный период.

Исходя из цели, в процессе изучения дисциплины решаются следующие задачи:

- систематизация имеющихся знаний студентов по истории искусства, формированию потребностей к самообразованию в этой области, к углубленному изучению истории искусства.

- выявление и изучение основных закономерностей развития художественного творчества со времени его возникновения (приблизительно 35 тыс. л.н.) и до ХV в.;

- углубление и обобщение знаний по истории художественного творчества, выявление общего и особенного в развитии художественного процесса Евразии от древности до средневековья;

- развитие умений, навыков, способностей студентов в работе с искусствоведческой литературой, освоении фактического материала.

- формирование собственного мнения студентов по ключевым вопросам истории искусства, умения его излагать и отстаивать в дискуссии.

Место дисциплины в структуре ООП ВПО

Курс «История искусств» связан как с практическими занятиями студентов в области графики, живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, так и с рядом теоретических дисциплин («Культурология», «Эстетика», «Художественные музеи мира», «Этнология», «Декоративно-прикладное искусство народов Сибири»). Дисциплина изучается в 1 и 2 семестрах.

Формы контроля.Оценка результатов обучения осуществляется в ходе текущего и итогового контроля.

Текущий контроль осуществляется на практических занятиях в форме анализа выполненной студентом работы по подготовке к теме практического занятия.

Итоговый контроль осуществляется в форме экзамена.

Требования к результатам освоения дисциплины (модуля).

Курс направлен на формирование следующих компетенций: ОК-1; ОК-3; ОК-8; ОПК-1; Пк-2; Пк-8; Пк-10; Пк-11.

Таблица 1. Требования к результатам освоения программы

Формируемые компетенции Дескрипторы
ОК-1–владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения Знать: ход развития и особенности изобразительного искусства от древнейших времен до наших дней Уметь: анализировать, обобщать, воспринимать информацию по истории изобразительного искусства Владеть: способами оценки поставленной цели и выбору путей её достижения.
ОК-3 способен понимать значение культуры как формы человеческого существования и руководствоваться в своей деятельности современными принципами толерантности, диалога и сотрудничества Знать: теоретические основы ведущих западноевропейских художественных школ и их место и роль в системе мировой художественной культуры; Уметь: интерпретировать значение культуры как формы человеческого существования в системе мировой художественной культуры; Владеть: разработанными современными принципами толерантности, диалога и сотрудничества в системе мировой художественной культуры.
ОК-8 владеет основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, имеет навыки работы с компьютером как средством управления информацией Знать: наиболее важные произведения изобразительного искусства Уметь: применятьнавыки работы с компьютером как средством управления информацией Владеть: основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации по истории изобразительного искусства.
ПК-2 готов применять современные методики и технологии, в том числе и информационные, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса на конкретной образовательной ступени конкретного образовательного учреждения Знать: методики учебно-воспитательного процесса (особенно построенные на интеграции различных наук и искусств: литература, история, театр, история искусств и др.) Уметь: сравнивать различные методики и технологии преподавания истории изобразительного искусства Владеть: технологиями разработки современных методик и технологий, в том числе и информационных, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса на конкретной образовательной ступени конкретного образовательного учреждения связанных с историей искусств
ПК-8 умеет разрабатывать и реализовывать культурно-просветительские программы для различных категорий населения, в том числе с использованием современных информационно-коммуникационных технологий Знать: различные варианты мероприятий, связанных с историей искусств (выставки, экскурсии, беседы о художниках и др.) Уметь: разрабатывать и реализовывать культурно-просветительские программы для различных категорий населения связанные с историей искусств; Владеть: навыками организациипрограмм с использованием современных информационно-коммуникационных технологий
ПК-10 способен к использованию отечественного и зарубежного опыта организации культурно-просветительской деятельности Знать: отечественный и зарубежный опыт организации культурно-просветительской деятельности; Уметь: конструктивно выстраиватьдиалог культур на основе отечественный и зарубежный опыт организации культурно-просветительской деятельности; Владеть: технологиями оценки уровня организации культурно-просветительской деятельности в области изобразительного искусства
ПК-11 способен выявлять и использовать возможности региональной культурной образовательной среды для организации культурно-просветительской деятельности Знать: процесс развития искусства; Уметь: использовать возможности региональной культурной образовательной среды для организации культурно-просветительской деятельности Владеть: структурой систематизации региональной культурной образовательной среды на основе истории искусства.

Cодержание дисциплины

Тема №1. Проблемы происхождения искусства. Искусство верхнего палеолита.

Общая характеристика социально-экономических условий в эпоху верхнего палеолита. Пещерные памятники Западной Европы. Памятники Восточной Европы и Азии, их обнаружение и исследователи. Проблемы датирования древнейших памятников искусства. Источники по ранним формам искусства. Анималистический комплекс, антропоморфный комплекс, орнитоморфный, орнаментальный. Гипотезы происхождения искусства.

Тема №2. Искусство древних цивилизаций Передней Азии и древнего Египта.

Наши рекомендации