Звукоподражания, направленные на закрепление изолированного звука
Звук [ш]. «Шумелочки». Шум ветра в лесу; шелест листвы деревьев; шуршание сухих листьев; шуршание сухого сена или соломы; шипение гусака; шипение змеи; шуршание мышей в норке; шуршание шин по мостовой; надуваем шарик».
Звук [с]. «Свисток». «Свистелочки». Вода в кране, свист ветра в трубе, выходит воздух из колеса (проколотая шина), насос (накачаем воздух в колесо), проколотый шарик, пар выходит из кастрюли.
Звук [р]. «Рычалочки». Рокот самолета; работающий трактор; работающий мотор машины; рычание сердитой собаки или щенка; рычание тигра, тигрицы и тигренка; мамы-звери учат детенышей рычать; разговор мам-животных с детенышами.
Звук [л]. «Гуделочки». Пароход гудит, сирена скорой помощи, сирена пожарной машины, приземление ракеты, посадка ракеты на Луну, инопланетяне прилетели, малыш учится говорить, самолет заходит на посадку.
Звук [ж]. «Жужжалочки». Жук жужжит, шмель жужжит, разговор жуков, разговор шмелей, едет товарный поезд, выжимаем сок в соковыжималке, включаем пылесос.
Звук [з]. «Звенелочки». Звонок на урок, колокольчик на ветру, звенит пчела, назойливый комар.
Звук [ц]. «Просьба не шуметь». Поднести пальчик к губам и произносить ц-ц-ц.
Звук [ч]. «Поезд набирает скорость». В чайнике вода вскипела и поднимает крышку.
Упражнения на формирование речевого дыхания и голоса можно подобрать с тем же звуком, над которым ведется работа.
Параллельно даются упражнения на развитие фонематического восприятия и простых видов фонематического анализа.
Задания, используемые в период работы над постановкой и закреплением правильного произношения звука в изолированном звучании
Развитие умения дифференцировать звук от других звуков, далеких по артикуляционным и акустическим признакам.
Игра «Поймай звук». Слышать звук в ряду других звуков или слоговых сочетаний. (Хлопнуть в ладоши или поднять руку, если в слове будет изучаемый звук.)
Умение выделить звук из слова. (Есть ли звук [с] в слове санки?)
Определение места звука в слове. (Где находится звук [с] в слове сад?Где находится звук [с] в слове носки?Где находится звук [с] в слове поднос?Где находится звук [с] — в начале, в середине или в конце слова?)
Найдите фрукты, в названиях которых есть звук [с] (выкладываются картинки с изображением яблока, груши, сливы, абрикоса).
Выберите картинки, в словах — названиях которых имеется звук [с] из ряда других.
Чтобы занятия были разнообразнее и всесторонне развивали ребенка, необходимо включать задания на развитие познавательных процессов (восприятия, памяти, внимания).
Это могут быть игры «Сделай, как было»; «Покажи, чего не стало»; «Послушай слова и выложи картинки в такой же последовательности».
Обозначение звука буквой вводится сразу же после появления этого звука у ребенка, например: «Это буква р. Большая буква называется заглавной (прописной), а маленькая — строчной. Буквой р можно обозначить звуки [р] и [р']».
Конспект занятия по постановке звука [с]
Лексическая тема «Домашние животные»
Материал: игрушки (котенок, собачка и др.).
Оргмомент
Вносится игрушка — котенок.
— Кто пришел к нам на занятие?
Релаксационные упражнения. Развитие пространственного восприятия.
Игра «Кот Васька».
Вот открылась тихо дверь
И вошел усатый зверь.
Потянулся сладко-сладко (напряжение)
И улегся под кроватку (расслабление).
— Куда спрятался кот Васька?
Игрушка ставится в разные места кабинета, а ребенок называет, где спрятался котенок.
Развитие мелкой моторики
— Покажем, какие острые коготки у котенка.
У кошкиной дочки
На лапках — коготочки.
Ты их спрятать не спеши,
Пусть посмотрят малыши!
Прижать подушечки пальцев правой руки к верхней части ладони. Затем повторить игру со второй рукой. Несколько раз сжимать и разжимать пальцы обеих рук одновременно.