ТМ.З Решение несложных практических задач и головоломок
В этом разделе мы поговорим о том, как учить детишек применять приобретенные ими навыки тонкой моторики для решения несложных практических задач.
Вопросы, на которые ребенок должен будет искать ответы, в общем, можно сформулировать следующим образом:
* Как вложить один предмет в другой?
* Как вынуть один предмет из другого?
* Как соединить одно с другим?
* Как сделать такую же вещь, как у другого?
Навыки данной группы в чем-то перекликаются с навыками других групп, и более всего - с манипулятивными (ТМ.Д.). В идеале, формирование навыков двух этих групп должно происходить одновременно.
Способность решать практические задачи во многом определяется очень важным умением - умением упорно пробовать снова и снова. Цель некоторых из представленных здесь упражнений - побудить малыша не сдаваться и искать решения.
Многие навыки данной группы предполагают наличие специальных материалов - головоломок, элементы которых либо вставляются в соответствующие отверстия, либо подбираются так, чтобы получилась картинка. Очевидно, здесь вам придется подойти к выбору материалов особенно серьезно! Даже горожане, не говоря уж о жителях отдаленных мест, в некоторых случаях должны будут приложить определенные усилия, чтобы разыскать подходящие игрушки. Мы советуем обратиться за помощью к сотрудникам ближайших детских садов или игротеки. Они смогут помочь вам определить, какие именно головоломки подойдут вашему ребенку, и подскажут, как их заказать. Можно также поговорить с продавцом магазина игрушек. Он поможет вам познакомиться с каталогами и заказать нужные игрушки. Самые лучшие головоломки из тех, которые мы видели, были сделаны самими родителями. В начале каждого параграфа мы будем подробно описывать необходимые материалы. Но сначала - одно общее замечание. Во многих готовых головоломках составляющие их элементы имеют маленькие ручки. За эти ручки удобно браться, разбирая головоломку, но при сборке они могут сильно мешать. Обычно дети любят держать детальки за эти ручки, крутить их. Тем самым они теряют необходимый контроль над деталью и отвлекаются от цели занятия. В результате - сплошные огорчения. Иногда можно услышать, что подобные головоломки рекомендуются специально для детей с задержками в развитии, однако наш опыт показывает, что ручки не только не облегчают задачу, но усложняют ее. Мы советуем вам поискать головоломки без таких приспособлений или, если это невозможно, удалить ручки плоскогубцами. Если же и это не удастся сделать, постарайтесь убедить малыша не пользоваться ими. Ему легче будет справиться с головоломкой, если его пальчики будут держать непосредственно саму деталь.
Ниже приводится перечень всех навыков данной группы.
От 9 до 12 месяцев
39. Вставляет меньший стаканчик в больший.
От 12 до 15 месяцев
51. Снимает с небольшой коробочки крышку для того, чтобы отыскать там игрушку или изюминку.
52. Подражая взрослому, переворачивает вверх дном бутылочку, чтобы достать из нее изюминку.
От 15 до 18 месяцев
56. Вкладывает квадратную пластинку в соответствующее отверстие доски форм (отверстие всего одно).
57. Переворачивает бутылочку, чтобы достать из нее изюминку (без предварительной демонстрации).
От 18 месяцев до 2 лет
65. Вставляет друг в друга четыре стаканчика.
66. Вкладывает треугольную пластинку в соответствующее отверстие доски форм (отверстие всего одно).
67. Вкладывает круглую пластинку в одно из трех отверстий доски форм.
68. Вкладывает квадратную пластинку в одно из трех отверстий доски форм.
69. Вкладывает треугольную пластинку в одно из трех отверстий доски форм.
От 2 до 3 лет
72. Собирает головоломку, к каждой картинке которой достаточно добавить только один элемент.
73. Собирает головоломку из шести картинок, к каждой из которых достаточно добавить один элемент.
74. Собирает головоломку-картинку, из которой удалены три элемента.
75. Подражая взрослому, строит поезд.
76. Ищет механизм, приводящий в действие игрушку.
От 3 до 4 лет
100. Собирает впервые увиденную головоломку-картинку из шести элементов.
101. Собирает впервые увиденную головоломку-картинку из восьми элементов.
102. Собирает головоломку-картинку из четырех абстрактных элементов.
103. Подражая взрослому, строит мост.
104. Выстраивает пять кубиков в ряд "по росту".
105. Приводит в действие механическую игрушку без предварительной демонстрации необходимых для этого действий.
ТМ.З.39. Вставляет меньший стаканчик в больший.
Данный параграф посвящен умению вставлять один предмет в другой. Это своеобразное развитие умения, представленного в параграфе ТМ.Г.38 (Кладет палочку в банку).
Теперь, однако, малыш должен сначала определить, какой стаканчик может войти внутрь другого. Если он попытается больший стаканчик вставить в меньший, он потерпит неудачу. Значит, необходимо испробовать другой вариант. В данном разделе особое внимание уделяется развитию у ребенка представления о том, что для достижения цели нужно либо предпринять повторные попытки, либо поискать новый способ решения задачи. Приступить у занятиям вы можете уже сейчас. Пока нам не важно, понимает ли малыш разницу между большим и маленьким - он должен просто упорно искать решения задачи, пока не найдет его.
Набор вставляющихся друг в друга стаканчиков понадобится вам еще не раз, поэтому его стоит купить. Постарайтесь достать стаканчики с круглым, а не прямоугольным донышком. Часто стаканчики из такого рода наборов (если их перевернуть вверх дном) могут использоваться и для строительства башенок. Так что ваше приобретение будет достаточно полезным.
Как оценить
Материалы: Два стаканчика, сильно отличающихся размером друг от друга. Если у вас есть описанный выше набор, выберите из него два стаканчика, между которыми можно поместить еще три.
Способ: Покажите ребенку, как один стаканчик вставляется в другой. Затем разъедините их, поставьте на стол и скажите: "Теперь ты так сделай!". Дайте малышу три попытки, всякий раз меняя взаимное расположение стаканчиков на столе.
Результат положительный, если в двух случаях из трех ребенок сможет вставить один стаканчик в другой. Результат будет положительным и в том случае, если во время одной из попыток он сначала ошибется, но потом сам же себя поправит.
Как учить
Для выполнения этой задачи требуется навык, во многом схожий с тем, который был рассмотрен в параграфе ТМ.Г.38 (Кладет палочку в банку). Заниматься с малышом нужно так, как указано в этом параграфе.
Выполняя это упражнение, малыш должен определить визуально или методом проб и ошибок, какой стаканчик меньше. Когда он пытается вставить больший стаканчик в меньший, скажите ему: "Не входит. Попробуй еще!". Всегда давайте ребенку возможность самостоятельно исправить ошибку, и лишь в случае явной неудачи вмешайтесь и помогите физически.
Ставьте меньший стаканчик то справа, то слева от большего, чтобы малыш не привык узнавать меньший только по его положению на столе.
После того, как ребенок уловит идею, постарайтесь исключить как физическую, так и словесную помощь. Даже если он ошибется, не помогайте сразу, проверьте, не исправит ли он ошибку без напоминания.
Игровое время и участие в повседневных занятиях
Для практики подойдут любые емкости, лишь бы одну из них можно было поместить в другую.
Закрепление и развитие навыка
Непосредственному развитию этого навыка посвящен параграф ТМ.З. 65. (Вставляет друг в друга четыре стаканчика). А пока задачу можно усложнить, предложив малышу емкости с прямоугольными или овальными донышками. Для этого подойдут, например, коробки из-под обуви. Кроме того, можно отобрать меньшие стаканчики набора и поработать с парами, более близкими друг к другу по размерам.
ТМ.З.51. Снимает с небольшой коробочки крышку для того, чтобы отыскать там игрушку или изюминку.
К этому навыку можно приступить не раньше, чем малыш овладеет (или почти овладеет) всеми навыками раздела ТМ.В (Представление о неизменности существования предмета). Он должен знать, что в коробочке что-то есть. Только вот, как извлечь это "что-то"???
Как оценить
Материалы: Небольшая коробочка с довольно глубокой крышкой. По величине эта коробочка должна быть такой, чтобы ребенок мог легко взять ее в руку. Маленькая игрушка или изюминка.
Способ: Покажите малышу, как вы кладете в коробочку игрушку, а затем находите ее. Снова положите игрушку в коробочку, дайте ее ребенку и спросите: "Где игрушка?".
Результат положительный, если малыш сможет снять крышку и найти игрушку.
Как учить
Для занятий вам понадобятся всевозможные коробочки, среди которых хотя бы одна должна иметь очень свободно снимающуюся крышку. Кроме того, нужно иметь под рукой небольшую коллекцию маленьких предметов.
Поначалу вам придется вновь и вновь показывать ребенку, как найти игрушку, и физически помогать ему копировать ваши действия. Выберите коробочку с неплотно закрывающейся крышкой, чтобы успех доставался малышу легко!
Когда он поймет, что нужно делать, ослабьте вашу помощь и немного усложните задачу. Если ребенку будет трудно снять крышку, подбодрите его: "Пробуй, пробуй!" или "Попробуй еще!".
В том случае, если малыш не пытается искать игрушку, попробуйте вернуться к разделу ТМ.В и побольше позаниматься проверкой утверждения, что предмет не исчезает, даже если его не видно.
Игровое время и участие в повседневных занятиях
В этот период наиболее актуальными становятся игры, в которых что-то прячется! Здесь могут использоваться самые разные емкости, идеально - с крышками, однако и необязательно. Важно, чтобы ребенок нашел возможность извлечь игрушку из контейнера. Пусть, в свою очередь, малыш тоже что-нибудь спрячет. Он будет с удовольствием наблюдать, как вы ищите, а вы в это время сможете воспользоваться своей ролью, чтобы показать ему, как важно пробовать вновь и вновь. Еще одно полезное развлечение - распаковывать посылки.
Закрепление и развитие навыка
По мере освоения малышом данного умения усложняйте ваши игры. В следующем параграфе (ТМ.З.52) рассматривается еще один способ извлечения предмета, спрятанного внутри сосуда.
ТМ.З.52. Подражая взрослому, переворачивает вверх дном бутылочку, чтобы достать из нее изюминку.
Справиться с этой задачей малыш сможет в том случае, если скопирует ваши действия.
Как оценить
Материалы: Небольшая (около 8 см высотой) прозрачная стеклянная бутылочка, например, флакон из-под лекарства. Изюминки.
Способ: Бросьте изюминку в бутылочку и покажите ее ребенку. Затем переверните бутылочку и возьмите выпавшую из нее изюминку. Бросьте другую изюминку и дайте бутылочку малышу.
Результат положительный, если ребенок сможет перевернуть бутылочку так, что изюминка выпадет, и он станет ее искать.
Как учить
Здесь самым лучшим стимулом будет возможность съесть изюминку! Вновь и вновь показывайте малышу, что и как нужно делать. При необходимости помогайте физически. Однако, когда вы увидите, что идея ему понятна, старайтесь помогать все меньше и меньше.
Игровое время и участие в повседневных занятиях
Для отработки этого навыка можно использовать любые
прозрачные емкости, лишь бы их можно было легко удержать в одной руке. Упражняться в переворачивании бутылочки можно в ванне, ведь это прекрасное развлечение - смотреть, как из бутылочки выливается вода. Можно высыпать песок.
Закрепление и развитие навыка
Когда ваш малыш освоит описываемый здесь навык, попробуйте отказаться от демонстрации. Но об этом - дальше, в параграфе ТМ.З.57.
ТМ.З.56. Вкладывает квадратную пластинку в соответствующее отверстие доски форм (отверстие всего одно).
Перед тем, как приступить к этому параграфу, проработайте параграф ТМ.Д.44 (Вкладывает кругляши в круглые отверстия доски форм).
В данном случае сложность заключается в том, что квадратик нужно правильно повернуть. Когда вы вкладываете кружок в отверстие, никакие углы вам не мешают - как бы вы ни повернули кружочек, он все равно проскользнет внутрь. Квадратные детальки требуют упорства и готовности повторять свои попытки снова.
Для того, чтобы ваша доска была в определенном смысле универсальной, то есть, могла использоваться и для других упражнений, нужно, чтобы в ней были: круглое, квадратное и треугольное (с равными сторонами) отверстия. Если в вашей доске форм есть и другие отверстия, закройте их. В продаже бывают доски, в которых проделано по несколько отверстий одной и той же формы (квадраты, треугольники и т.д.), но правильнее купить такую доску, в которой есть лишь по одному отверстию каждого типа. Готовые доски форм нередко выглядят очень скучно. Украсьте их, но, конечно, так, чтобы ваши узоры не мешали отличать одну фигуру от другой. Если, по счастью, среди ваших знакомых найдется умелец, способный изготовить доску форм специально для вас, попросите его сделать это. Пусть каждая деталька будет частью картинки, например, круг может быть солнцем, квадрат - домиком, а треугольник - крышей. Идеальные размеры деталей - 8-10 см в ширину.
Если вам не удастся найти ничего подобного описанному выше, перейдите прямо к параграфу ТМ.З.72 (Собирает головоломку, к каждой картинке которой достаточно добавить только один элемент). Найдите такую головоломку, в которой каждый достаточно крупный элемент обозначал бы знакомый малышу предмет. Имейте в виду, что предметы, имеющие слегка неправильную форму, например, апельсин, труднее вложить в соответствующие отверстия, чем элемент более определенной формы, такой, как банан.
Предположим, однако, что вы достали подходящую доску форм. Посмотрим теперь, как оценивается обсуждаемое умение.
Как оценить
Материалы: Доска форм, имеющая, по меньшей мере, одно квадратное отверстие.
Способ: Покажите ребенку, как вложить квадратик в отверстие. Дайте детальку ему и скажите: "Вложи квадрат в квадрат!". Дайте малышу три попытки.
Результат положительный, если ребенок, по меньшей мере, два раза из трех, сможет вложить квадратную пластинку в отверстие без какой бы то ни было физической или словесной помощи.
Как учить
Попробуйте пройти три указанные ниже ступеньки и решите, с какой вам надо начать заниматься.
1. Проталкивает квадратик в отверстие, если ему помогают положить его на доску и установить в такое положение, чтобы осталось только нажать. На этом этапе мы просим малыша выполнить самостоятельно только последнюю часть задания. Тем не менее, вам нужно дать ему детальку в руку и помочь проделать все, что, в конце концов, он будет делать сам. Если вы не поведете ручку ребенка, а установите деталь в нужное положение сами, он не сможет испытать все ощущения, которыми сопровождается выполнение этого упражнения. Вам следует давать малышу твердые указания: "Протолкни его!". Учите его дотрагиваться до детальки не кончиками пальцев, а подушечками. В противном случае, он не сможет продвинуть ее достаточно далеко. Некоторым детям лучше дается это упражнение, если они нажимают на детальку обеими руками. Правильный способ здесь тот, который удобен ребенку, и дает лучший результат.
2. Руководимый словесными указаниями, устанавливает квадратик в нужное положение и проталкивает его в отверстие. По-прежнему помогайте ребенку класть детальку на доску. Однако теперь вам следует убирать свою руку до того, как квадратик займет правильное относительно отверстия положение. Скажите: "Протолкни его!". Если квадратик относительно отверстия повернут на некоторый угол, скажите малышу: "Поверни его!" Если нужно, помогите физически, но только помогите, а не сделайте это за него. Когда вы почувствуете, что ребенок понял идею, ослабьте вашу помощь.
3. Руководимый словесными указаниями, кладет квадратик на доску, устанавливает его в нужное положение и проталкивает в отверстие. Когда ваш малыш одолеет эту ступеньку, считайте, что он в состоянии самостоятельно выполнить все операции, необходимые для решения данной задачи, с помощью одних только словесных указаний. Вот три главных указания: "Положи его на доску!", "Поверни его!" и "Протолкни его!".
4. Вкладывает квадратик в соответствующее отверстие доски форм без какой бы то ни было физической или словесной помощи, то есть, выполняет задание данного параграфа.
Игровое время и участие в повседневных занятиях
Теперь, если у вас есть коробка, в крышке которой прорезаны отверстия разной формы, вы можете попросить ребенка опустить в квадратное отверстие квадратик. Попробуйте предложить ему закрыть коробочку крышкой.
Закрепление и развитие навыка
Когда ребенок освоит это умение и вы перейдете к следующим навыкам данной группы, не забывайте время от времени возвращаться к упражнениям с квадратиками.
ТМ.З.57. Переворачивает бутылочку, чтобы достать из нее изюминку (без предварительной демонстрации).
Этот навык является прямым развитием навыка, описанного в параграфе ТМ.З.52. К данному моменту малыш должен уже хорошо представлять себе, что предмет можно извлечь из бутылочки, если эту бутылочку перевернуть.
Как оценить
Материалы: Смотрите параграф ТМ.З.52.
способ: Дайте ребенку понаблюдать за тем, как вы опускаете в бутылочку изюминку, но что делать дальше, не показывайте.
Не стоит оценивать это умение сразу после занятий, описанных в параграфе ТМ.З.52. Для того, чтобы ясно представить себе, насколько хорошо малыш усвоил этот урок, к оценке следует приступить по прошествии нескольких дней.
Результат положительный, если ваш ребенок перевернет бутылочку так, что изюминка выпадет, и он поищет ее.
Как учить
Продолжите занятия, описанные в параграфе ТМ.З.52, затем сделайте перерыв в несколько дней, после чего приступите к оценке.
Если окажется, что занятия нужно возобновить, позанимайтесь еще - до тех пор, пока малыш не получит положительную оценку.
Игровое время и участие в повседневных занятиях
Постарайтесь найти несколько разных сосудов. Опускайте в них маленькие предметы и предлагайте ребенку их доставать. Понаблюдайте, как ведет себя малыш - переворачивает ли он сосуд, чтобы достать его содержимое. Если да, значит нужный навык сформирован.
Закрепление и развитие навыка
Для усложнения задачи попробуйте опустить какой-нибудь предмет внутрь длинного картонного цилиндра, типа футляра для чертежей. Если такой цилиндр закрывается крышкой, то малышу потребуется не только умение переворачивать контейнер, но и умение снимать крышку.
ТМ.З.65. Вставляет друг в друга четыре стаканчика.
В этом параграфе речь пойдет о развитии навыка, которому был посвящен параграф ТМ.З.39 (Вставляет меньший стаканчик в больший). Теперь ребенок должен научиться вставлять друг в друга четыре стаканчика.
Выберите 4 стаканчика, которые легко вставлялись бы друг в друга. Можно взять, например, из набора каждый второй стаканчик.
Как оценить
Материалы: Четыре легко входящих друг в друга стаканчика.
Способ: Поставьте все стаканчики перед ребенком на стол. Скажите: "Посмотри, я могу собрать их вместе". Покажите, как это делается. Затем разберите ваше сооружение, поставив стаканчики на стол в случайном порядке. Скажите: "Теперь ты собери их вместе!". Дайте ребенку три попытки.
Результат положительный, если, по меньшей мере, 2 раза из трех ребенок сможет вставить стаканчики друг в друга без какой бы то ни было физической или словесной помощи.
Как учить
Этот навык можно сформировать в три этапа.
1. Собирает игрушку из двух вставляющихся друг в друга частей (Смотрите параграф ТМ.З.39).
2. Собирает игрушку из трех вставляющихся друг в друга частей.
3. Собирает игрушку из четырех вставляющихся друг в друга частей.
Во всех случаях начинайте занятия словами: "Найди больший стаканчик (или часть игрушки)!". Когда малыш найдет его, скажите: "Поставь его сюда!", указывая на середину стола. Затем обратите его внимание на остальные стаканчики (или части игрушки) и спросите: "А где теперь больший стаканчик? Вставь его сюда!". Продолжайте в том же духе, пока не дойдете до последнего стаканчика.
Если ребенок ошибется и возьмет не тот стаканчик, не останавливайте его сразу. Пусть он сам поймет, что так ничего не получится. Скажите: "Не вставляется. Попробуй другой!".
Когда малыш соберет вместе все стаканчики, помогите ему потрясти их так, чтобы он почувствовал, что собой представляет этот набор в собранном виде. Помимо всего прочего, это может побудить его повторить эксперимент.
Игровое время и участие в повседневных занятиях
Много полезных материалов можно почерпнуть в кухонном шкафу. Лучше всего, пожалуй, подойдет набор мисочек. В саду можно поупражняться с пустыми цветочными горшками.
Закрепление и развитие навыка
Когда ребенок научится справляться с такой задачей, можно к его четырем стаканчикам добавить еще несколько штук.
Многие готовые наборы стаканчиков устроены так, что эти стаканчики можно ставить друг на друга, чтобы получилась башенка. Пока ребенок осваивает следующие навыки данной группы, подыскивайте другие игрушки, в которых есть элементы, вставляющиеся друг в друга. Это могут быть, например, кольца, которые нужно насаживать на конусообразный стержень.
ТМ.З.66. Вкладывает треугольную пластинку в соответствующее отверстие доски форм (отверстие всего одно).
Поскольку у треугольника меньше углов, чем у квадрата, то для того, чтобы совместить его с отверстием, иногда его приходится поворачивать на больший угол, чем квадратик.
Оценивать это умение и отрабатывать его следует так, как указано в параграфе ТМ.З.56. Только теперь вы будете работать с треугольной пластинкой.
ТМ.З.67. Вкладывает круглую пластинку в одно из трех отверстий доски форм.
ТМ.З.68. Вкладывает квадратную пластинку в одно из трех отверстий доски форм.
ТМ.З.69. Вкладывает треугольную пластинку в одно из трех отверстий доски форм.
В каждом из этих трех параграфов от ребенка требуется решение двух задач: как вставить фигурку в отверстие и какое отверстие выбрать. Все три перечисленных навыка можно оценивать одновременно.
Как оценить
Материалы: Доска форм, имеющая отверстия в виде круга, квадрата и треугольника. Другие отверстия, если они есть, нужно закрыть.
Способ: Извлеките из доски форм круглую, квадратную и треугольную пластинки. Дайте одну из них малышу и скажите: "Вставь... в...!".
Повторите описанную процедуру, дав ребенку по три попытки на каждую фигурку. Каждый раз поворачивайте доску на 180 градусов.
Если после нескольких попыток ребенок отвлечется, можно продолжить оценку в другие дни.
Результат положительный, если, по меньшей мере, в двух случаях из трех малыш сможет без посторонней помощи поместить фигурку в соответствующее отверстие.
Как учить
Начните занятия с кружочка. Эту фигуру легче всего вставить в отверстие. Пусть для начала задача ребенка будет попроще - выбрать одно отверстие из двух, скажем, круглого и квадратного. Если он попытается поместить кружочек не туда, куда нужно, скажите: "Не входит. Попробуй другое отверстие!". Если нужно, укажите на круглое отверстие, добавив при этом: "Посмотри, круг входит в круг!". Старайтесь не двигать пластинку за ребенка.
Поверните доску на 180 градусов так, чтобы круглое отверстие оказалось в другом месте. Затем повторите упражнение.
Когда малыш научится справляться с первой задачей, перейдите к другой фигурке, затем к третьей, по-прежнему предоставляя ему на выбор два отверстия.
И, наконец, предложите малышу три отверстия на выбор.
Как и раньше, первой фигурой должен быть круг.
Игровое время и участие в повседневных занятиях
Ящик с вырезанными в крышке фигурными отверстиями мог бы стать хорошей альтернативой доске во время игр. Если в вашем районе есть игротека, попробуйте для разнообразия найти там другие доски форм или обновите вашу, наклеив на донышки отверстий разные картинки.
Если в какой-то момент вам покажется, что малыш устал от работы с доской форм, сделайте небольшой перерыв и примитесь за освоение навыков других групп. Не ставьте себе задачу быстро и ни на что не отвлекаясь одолеть этот навык. Ваши занятия всегда должны включать в себя разные виды деятельности.
Закрепление и развитие навыка
Когда малыш овладеет рассмотренными здесь умениями, он сможет заняться такими головоломками, которые для завершения картинки предполагают установку только одного элемента. Эти головоломки позволят ему применить все навыки, которые он приобрел, работая с доской форм, и ему не придется возвращаться к ней, если только следующая задача не вызовет у него затруднений. В противном случае, ему придется поработать дополнительно с деталями, имеющими правильные формы.
ТМ.З.72. Собирает головоломку, к каждой картинке которой достаточно добавить только один элемент.
В этом параграфе мы поговорим о головоломках, состоящих из одной или нескольких картинок, причем из каждой картинки вынимается только один элемент. Элементы, относящиеся к разным картинкам, не соприкасаются и не стыкуются. Каждый из них имеет совершенно самостоятельное назначение.
Есть смысл поискать головоломки, которые представляют несколько разных знакомых малышу предметов. Головоломки с картинками, на которых изображен один и тот же предмет, но разных размеров, или одна и та же фигура, производящая разные действия, труднее; пока их нужно отложить.
На наш взгляд, лучше всего подойдут головоломки, содержащие один или два ряда знакомых ребенку предметов, каждый из которых имеет очень простую форму. Полезно произносить названия предметов. Это способствует речевому развитию.
Прочитайте, пожалуйста, еще раз замечания в начале этого раздела, касающиеся ручек, прикрепленных к вынимающимся элементам головоломок.
Как оценить
Материалы: Головоломка, подобная описанной выше.
Способ: Извлеките из головоломки один элемент и дайте его ребенку. Скажите: "Вставь...!". Дайте малышу 4 попытки, причем каждый раз старайтесь дать ему элемент из новой картинки.
Результат положительный, если ребенок не менее, чем в трех случаях из четырех сможет поставить элемент головоломки на место.
Как учить
Для занятий желательно иметь несколько головоломок указанного типа. Начать нужно с самой простой. Методика занятий такая же, как при работе с доской форм.
Побуждайте малыша обращать внимание на подсказки, заложенные в самой картинке: "Взгляни, машинка у тебя вверх ногами! Переверни ее!".
Продолжайте заниматься до тех пор, пока малыш не научится правильно устанавливать хотя бы 5 разных фигур.
Не забывайте, что на данном этапе нужно каждый раз вынимать не более одного элемента.
Игровое время и участие в повседневных занятиях
Если обычно во время плановых занятий вы сидите за столом, то в свободное время можно иногда устроиться на полу и пособирать головоломки. Изменение высоты может несколько усложнить задачу.
Закрепление и развитие навыка
Головоломки, о которых мы говорим в данном параграфе, бывают разной степени сложности, поэтому для совершенствования навыка ребенку нужно предлагать все более сложные варианты.
Прежде, чем перейти к следующему навыку, постарайтесь побольше попрактиковаться в решении задач этого уровня.
ТМ.З.73. Собирает головоломку из шести картинок, к каждой из которых достаточно добавить один элемент.
Когда ребенок учится добавлять к картинке один элемент, он исподволь готовится к более сложно задаче - решать, какое отверстие следует выбрать.
Как оценить
Материалы: Головоломки с шестью или более картинками, из которых можно вынуть по одному элементу (см. параграф ТМ.З.72).
Способ: Извлеките из головоломки 6 элементов.
Один из них установите на место, показав этим малышу, что нужно делать. Затем снова выньте этот элемент и скажите: "Собери все картинки!".
Результат положительный, если ребенок установит правильно все 6 элементов головоломки без посторонней помощи.
Как учить
Задачу усложняйте постепенно - так, как вы делали это, работая с доской форм, то есть, сначала извлеките только два элемента, затем 3, 4 и так далее.
Еще раз обратитесь к методике обучения, описанной в параграфах ТМ.З.67, 68 и 69.
Игровое время и участие в повседневных занятиях
Смотрите параграф ТМ.З.74. Очень важно иметь несколько разных головоломок.
Закрепление и развитие навыка
И развивать, и закреплять этот навык можно с помощью головоломок этого же типа. Все дело в степени их сложности и в количестве одновременно удаляемых деталек. В этом смысле описанные головоломки дают широкий простор для совершенствования. Более того, даже начав осваивать несложные головоломки-картинки (см. параграф ТМ.З.74), малыш еще долго будет с интересом и пользой для себя заниматься головоломками, в которых из каждой картинки вынимается только один элемент.
ТМ.З.74. Собирает головоломку-картинку, из которой удалены три элемента.
Термин "головоломка-картинка" мы используем для обозначения головоломок, состоящих из элементов, которые прилегают друг к другу и укладываются на дощечку или картонку с краями (своего рода подносик). Когда все элементы такой головоломки вынуты, остается контур, образованный краями дощечки. Обычно каждый элемент головоломки подобного типа представляет одну часть картинки. Сейчас это именно то, что вам нужно. К примеру, если на картинке изображен ребенок или мягкая игрушка, то один ее элемент может быть головой, другой телом и т.д. Или, если это поезд, то каждое колесо, каждый вагон, а также кабина машиниста могут быть отдельными элементами головоломки.
Подобные головоломки дают ребенку однозначные подсказки, где должен находиться тот или иной элемент, чего не скажешь о головоломках другого типа, в которых картинка разрезается как бы случайно, на абстрактные кусочки.
Головоломки обсуждаемого типа очень редко состоят только из трех элементов. Однако по этому поводу огорчаться не стоит - можно взять, скажем, 6-элементную головоломку и вынимать из нее каждый раз по три элемента, прилегающих друг к другу.
Вашему малышу потребуется несколько разных головоломок. Попробуйте обратиться за помощью в магазин развивающих игрушек, в игротеку или в местный детский садик.
Как оценить
Материалы: Головоломка из трех элементов. Если ваша головоломка состоит из большего числа элементов, извлеките из нее только три прилегающих друг к другу. Для того, чтобы лучше представить себе, что в данном случае вам необходимо, просмотрите еще раз наши замечания, изложенные выше.
Способ: Положите вашу головоломку перед малышом, а вынутые из нее элементы - справа (или слева, если он левша). Скажите: "Уложи все части картинки!". Повторите эту процедуру еще раз с другой 3-элементной головоломкой или с той же 6-элементной, из которой теперь вы извлечете три других элемента.
Результат положительный, если обе попытки ребенка окончатся удачно, то есть, он уложит правильно все элементы без какой бы то ни было физической или словесной помощи.
Как учить
Очень важно, чтобы малыш учился работать с разными головоломками - разумеется, не со всеми сразу. Если вы приобретете 6-элементную головоломку, вы, конечно сможете в течение некоторого времени пользоваться только ею. Однако лучше всего, на наш взгляд, брать такие игрушки на время, обмениваться с другими семьями. Одновременно в доме должно быть не менее трех головоломок.
Если вы пользуетесь 6-элементной головоломкой, можно начать с удаления трех элементов, не соприкасающихся друг с другом. Это отчасти будет напоминать работу с головоломками, рассмотренными в предыдущих параграфах, где из каждой картинки удалялось по одному элементу. Когда малыш научится справляться с такой задачей, можно перейти к следующей, то есть, вынимать уже три соседних элемента.
Привлекательная особенность таких головоломок состоит в том, что собирать их становится тем легче, чем больше элементов уже установлено. Самое трудное - решить, какой элемент положить первым. Старайтесь на каждом уроке давать ребенку по несколько попыток - ему необходима практика, чтобы научиться правильно определять первый элемент.
Помогая малышу собирать головоломки, давайте ему соответствующие подсказки. Наиболее употребляемые звучат примерно так: "Переверни его!", "Попробуй по-другому!".
Игровое время и участие в повседневных занятиях
Для того, чтобы дать малышу визуальное представление о том, как стыкуются друг с другом отдельные части картинки, можно взять журнальную иллюстрацию, разрезать ее пополам и помочь ребенку сложить две части картинки снова.
Закрепление и развитие навыка
Непосредственному развитию данного навыка посвящен параграф ТМ.З.100 (Собирает впервые увиденную головоломку-картинку из шести элементов). К решению этой задачи можно подходить постепенно - сначала вынуть 4 элемента, затем 5.
ТМ.З.75. Подражая взрослому, строит поезд.
Здесь задача заключается в том, чтобы воспроизвести расстановку кубиков (или блоков), произведенную взрослым. Это задание можно считать довольно сложным упражнением на подражание.
Большое значение здесь имеет умение выстраивать кубики в линеечку, то есть, совершать намеренные контролируемые действия. Это уже тонкая моторика.
Кроме того, это новое и увлекательное занятие.
Как оценить
Материалы: Шесть небольших кубиков или блоков (шириной около 3 см).
Способ: Скажите: "Мы будем строить поезд. Поставим кубик рядом с кубиком и еще один кубик рядом с кубиком". Поставьте кубики вплотную друг к другу, выстроив их в линию. Подтолкните "поезд" одним пальцем, чтобы он поехал по столу или по полу и попыхтите: "Чу-чу-чу-чу-чу". Три оставшихся кубика дайте ребенку и скажите: "Теперь ты сделай поезд!". Дайте ему три попытки, причем каждый раз показывайте, как нужно ставить кубики.
Результат положительный, если в двух случаях из трех малыш сможет построить поезд без посторонней помощи.
Как учить
Пройдитесь с малышом по следующим ступенькам и определите, с чего начать.
1. Стремясь достроить поезд, добавляет к двум кубикам третий. Постройте свой поезд и скажите: "Давай теперь тебе построим поезд!". Поставьте второй кубик рядом с первым, а третий дайте ребенку. Скажите: "Поставь кубик рядом с кубиком!". Если малыш норовит свой кубик поставить сверху, покажите ему место этого кубика и повторите: "Поставь кубик рядом с кубиком!". Попыхтите: "Чу-чу-чу-чу-чу", как бы призывая малыша повозить его поезд. Не забывайте каждый раз строить свой поезд перед тем, как приступить к поезду малыша.
2. К первому кубику добавляет второй и третий если вы помогаете ему словесно и физически. Постройте свой поезд и поставьте первый кубик для поезда малыша. Скажите: "Построй поезд!". Можно подсказывать: "Поставь кубик рядом с кубиком!". Физическая помощь может заключаться в указании места для второго и третьего кубиков.
3. Строит поезд, руководимый только словесными указаниями. Постройте свой поезд, поставьте первый кубик детского и скажите: "Построй поезд!" На этот раз уже не помогайте физически. Если ребенок ошибется, привлеките его внимание к своему поезду и заметьте, что кубики нужно ставить рядом.
4. Строит поезд, подражая взрослому, то есть, выполняет задание данного параграфа. Теперь совсем откажитесь от подсказок. Побуждайте малыша внимательно следить за строительством вашего поезда.
Закрепление и развитие навыка
Когда ребенок научится справляться с этой задачей, может быть, ему будет интересно удлинить свой поезд. Старайтесь и впоследствии время от времени возвращаться к строительству поездов, чтобы он не разучился. Вы можете выстраивать в линию и другие предметы (машинки, кукол, штыречки на доске с гнездами и т.п.). По-прежнему сначала строите вы, затем побуждаете малыша сделать то же. Не забывайте, что этот навык в равной степени относится и к тонкой моторике, и к умению подражать. Для развития последнего подойдут любые предметы. В параграфе ТМ.З.103 (Подражая взрослому, строит мост) представлен другой вариант строительных работ, который тоже требует умения подражать.
ТМ.З.76. Ищет механизм, приводящий в действие игрушку.
Достигнув 3-4-летнего уровня развития, ребенок начинает интересоваться, как работают те или иные механизмы, приводящие в движение игрушки. Если у него появляется новая механическая игрушка, то он уже не довольствуется вопросом о том, как она заводится, он пытается догадаться сам. Поэтому малыш начинает искать кнопку или ключик, пробует самыми разными способами завести ее. Способность испытывать разные способы для достижения желаемого эффекта в подобного рода деятельности проявляется особенно ярко.
Как оценить
Материалы: Простая заводная игрушка.
Способ: Покажите малышу игрушку в действии так, чтобы он не видел, как вы ее заводите.
Результат положительный, если ребенок осматривает игрушку, пытаясь понять, как она заводится. Для того, чтобы результат можно было считать положительным, ему не нужно обязательно запустить ее.
Как учить
Для того, чтобы пробудить интерес, годятся любые механические игрушки - и заводные, и с кнопочкой включения, и машинки, которые запускаются трением колес о поверхность стола или пола, и машинки, которые нужно потянуть назад, чтобы они поехали, и игрушки, запускаемые натяжением нити.
Когда вы наталкиваетесь на подобного рода игрушки, давайте их малышу на исследование. Если он не может найти запускающий механизм, поищите вместе с ним, побуждая его пробовать и так, и эдак.
Игровое время и участие в повседневных занятиях
Можно показать ребенку, как приводятся в действие некоторые бытовые приборы. При этом, конечно необходимо принять соответствующие меры предосторожности. К примеру, малышу интересно будет узнать, как пользоваться простым кассетным магнитофоном.
Закрепление и развитие навыка
Когда у вашего ребенка появляется новая игрушка, позволяйте ему самому разбираться в том, как она действует. Если на день рождения вы дарите ему какую-нибудь необыкновенную игрушку, вам, разумеется, придется показать, что она умеет делать, но сначала нужно дать ему самому повозиться с ней.
ТМ.З.100. Собирает впервые увиденную головоломку-картинку из шести элементов
Этот параграф посвящен развитию умения, описанного в параграфе ТМ.З.74 (Собирает головоломку-картинку, из которой удалены три элемента). За время, прошедшее с момента освоения этого умения, дети обычно в состоянии научиться собирать головоломки из 4 и 5 элементов.
По степени сложности 6-элементные головоломки-картинки сильно отличаются друг от друга. Есть простые, в которых после извлечения всех элементов вы обнаруживаете силуэт фигуры, изображенной на картинке, а есть такие головоломки, у которых после изъятия элементов остается некое обширное пространство, дающее совсем мало ключей к разгадке, где какие элементы должны размещаться. Начните с самых простых, а затем постепенно усложняйте малышу задачу. Мы советуем выбирать только такие головоломки, у которых есть края, определяющие внешний контур.
Если вы задумываетесь о том, какие головоломки вам купить или взять на время, вы можете уже сейчас попробовать приобрести 8-элементные, так как следующий параграф посвящен именно им. А пока, работая с такими головоломками, вы будете оставлять невынутыми 2 элемента.
Как оценить
Приступая к оценке этого навыка, возьмите новую для малыша головоломку. Методика оценки здесь не отличается от методики, описанной в параграфе ТМ.З.74, только теперь вы будете работать с 6-элементной головоломкой. В выбранной вами головоломке должны иметься вполне определенные намеки на то, куда какой элемент ставить (например, картинка может представлять собой фигуру человека или игрушечного зверя).
Как учить
Все наши предложения, изложенные в параграфе ТМ.З.74, остаются в силе, за исключением лишь того, что теперь в течение одного урока вы, вероятно, будете собирать меньше головоломок.
Ребенок должен осознать, что с одних элементов легче начинать работу, чем с других. Если окажется, что какой-то элемент он никак не может пристроить, побудите его взять другой элемент, а к тому, который вызывает затруднения, вернитесь позже.
Не забывайте, что при вторичной оценке нужно предложить малышу головоломку, которой он еще не видел.
Игровое время и участие в повседневных занятиях
Смотрите параграф ТМ.З.74.
Закрепление и развитие навыка
Следующий параграф (ТМ.З.101) является непосредственным продолжением настоящего. Если вам не хочется сразу переходить к нему, задержитесь на этом уровне и побольше попрактикуйтесь.
Некоторые 6-элементные головоломки довольно трудны. К их решению, возможно, придется приступить попозже. Ориентируйтесь на свое восприятие сложности каждой из головоломок.
ТМ.З.101. Собирает впервые увиденную головоломку-картинку из восьми элементов.
Умение, которому посвящен этот параграф, является развитием предыдущего. Оцениваться и отрабатываться оно может аналогичным образом. Помните, что оценивая это умение, нужно предлагать малышу незнакомую головоломку.
Когда ребенок научится справляться с такими головоломками, можно переключить свое внимание на скорость их решения. Заметьте время, за которое малыш собирает головоломку. Затем установите таймер (если он у вас есть) на более короткий промежуток времени. Побудите ребенка закончить головоломку до сигнала. Стремиться нужно к тому, чтобы малыш собирал знакомую головоломку за 3 минуты.
ТМ.З.102. Собирает головоломку-картинку из четырех абстрактных элементов.
В головоломках такого типа картинка, как и в рассмотренных выше параграфах (см. параграф ТМ.З.74), разрезается на небольшие элементы, которые укладываются на дощечку или картонку типа подносика.
Несмотря на это подобие, в тех головоломках, о которых теперь пойдет речь, меньше логических подсказок - сами элементы уже не представляют собой законченные части картинки. Если вы любите поломать над ними голову, вы должны знать, что самый эффективных метод - это метод проб и ошибок.
Найти 4-элементные головоломки такого типа очень трудно. Однако можно выйти из положения, взяв головоломку с большим числом элементов и уложив за ребенка несколько первых кусочков. Лучше всего остановить свой выбор на головоломках с крупными деревянными элементами. Они предпочтительнее картонных.
Может быть, среди ваших знакомых найдется умелец, который сможет сделать для вас несколько таких головоломок.
Как оценить
Материалы: Головоломка с крупными элементами.
Способ: Покажите малышу собранную головоломку, затем разберите ее на части. После этого начните собирать ее сами или помогите ребенку сделать это, пока не доведете работу до такого состояния, когда для завершения картинки останется уложить только 4 элемента (например, в правом верхнем углу). Попросите малыша закончить головоломку.
Результат положительный, если ребенок сможет правильно уложить все 4 элемента без какой бы то ни было помощи.
Как учить
Есть смысл сначала поговорить с ребенком о лежащей перед ним картинке (собранной головоломке). Спросите, например: "Что у нее наверху?".
Учите малыша первым делом находить угловые, а затем - краевые элементы.
Устанавливайте все элементы по очереди, обсуждая их форму и место на картинке, или решайте, что нужно для завершения картинки ("Нам нужна труба и кусок крыши"). Давайте малышу возможность найти подходящий элемент.
Данная задача требует большой практики, причем упражняться нужно с головоломками разной степени сложности.
Игровое время и участие в повседневных занятиях
Для разнообразия неплохо поработать с гигантскими головоломками на полу.
Помогите ребенку самому сделать головоломку. Пусть он наклеит на лист картона большую картинку и разрежет ее ножницами на части. Можно развлечься, сделав головоломку из фотографий знакомых.
Кусок старых обоев тоже подойдет для изготовления интересной головоломки.
Закрепление и развитие навыка
Постепенно следует увеличивать число элементов, которые малыш должен составить вместе. Кроме того, можно сами элементы сделать мельче.
ТМ.З.103 Подражая взрослому, строит мост.
Это упражнение, так же, как и упражнение, описанное в параграфе ТМ.З.75, требует умения подражать действиям взрослого, строящего сооружения из кубиков. Здесь задача заключается в том, чтобы построить такой же "мост", как у педагога.
Помимо указанных качеств, это упражнение требует умения ставить предмет в положение равновесия и даже умения думать немного вперед.
Как оценить
Материалы: Шесть кубиков или других блоков, шириной примерно 3 см.
Способ: Скажите: "Я буду строить мост. Смотри, я ставлю один кубик здесь, второй - здесь и один сверху". Второй кубик поставьте на расстоянии примерно 2 см от первого, а третий - сверху так, чтобы он опирался на два первых. Привлеките внимание ребенка к зазору между стоящими на столе кубиками. Можно между ними просунуть палец или карандаш. Скажите: "Смотри, мой поезд проезжает под мостом".
Не разбирая свой мост, предложите малышу взять остальные кубики и скажите: "Теперь ты построй мост!". Дайте ему три попытки.
Результат положительный, если ребенок в двух случаях из трех сможет построить такой мост, как у вас.
Как учить
Это умение, как и умение, описанное в параграфе ТМ.З.75, можно осваивать по этапам. Подход к обучению тоже похож.
1. Для завершения строительства моста кладет третий кубик.
2. Для завершения строительства моста добавляет к первому кубику еще два при условии, что ему помогают словесно и физически. На этом и следующем этапах делайте упор на необходимости зазора между первым и вторым кубиками. Некоторым детям удобно для этого прокладывать между кубиками палец.
3. Строит мост, руководимый словесными указаниями.
4. Строит мост, подражая взрослому, то есть, выполняет задание данного параграфа.
Вам нужно стремиться к тому, чтобы малыш внимательно наблюдал за вами и копировал ваши действия. Поэтому учить его следует, главным образом, методом демонстрации. Как словесно, так и физически помогайте не больше, чем это необходимо.
Игровое время и участие в повседневных занятиях
Побуждайте малыша строить мостики, когда он сидит среди своих кубинок и машинок. Мосты могут строиться из больших блоков разных форм. Можно также сделать один большой мост из картона и перекинуть его через оставленный вами зазор.
Закрепление и развитие навыка
Когда малыш овладеет этим навыком, он вполне может начать строить из кубиков более сложные сооружения. Когда он играет рядом с вами, подавайте ему новые идеи и восхищайтесь
его выдумками.
ТМ.З.104. Выстраивает пять кубиков в ряд "по росту".
Задача этого параграфа - научиться выстраивать "по росту" 5 блоков или цилиндриков.
Как оценить
Материалы: Пять блоков или цилиндров, заметно отличающихся друг от друга по размеру.
Способ: Поставьте блоки на стол в случайном порядке. Попросите ребенка поставить их так, чтобы они становились больше, больше и больше. Если нужно, покажите, как это делается, но не объясняйте. Затем снова расположите их в случайном порядке.
Результат положительный, если ребенок установит блоки "по росту".
Как учить
Во время занятий удобно держать поблизости куколку, которая в нужный момент захочет "подняться по ступенькам". Когда малыш выстроит свои кубики, проверьте, сможет ли куколка шагать выше, выше и еще выше.
Если ребенок ошибется, то прежде, чем прийти ему на помощь, дайте ему возможность найти ошибку.
С самого начала следует пользоваться определенными словесными указаниями. В принципе, можно учить малыша выстраивать блоки как в от меньшего к большему, так и от большего к меньшему. На первых порах, однако, нужно придерживаться одной и той же стратегии, ведь наша цель - научить ребенка подходить к решению данной задачи вполне определенным образом.
Игровое время и участие в повседневных занятиях
Сделайте из картона несколько цилиндров. Пусть это будет семья. Самый высокий цилиндр будет папой, поменьше - мамой и т.д., как в вашей собственной семье. Если нужно, можно утрировать разницу в их росте. Если ваша семья не достаточно велика, добавьте к ее членам, домашних любимцев или нескольких друзей. Пусть на каждом цилиндре будет нарисовано лицо с характерными для того или иного человека чертами. Спросите: "Кто больше всех в нашей семье?" (или "Кто самый маленький?") и помогите малышу выстроить всех по росту.
В эту игру можно также играть с куклами или мягкими игрушками. Кроме того, не забудьте, что разных размеров бывают и книжки, и пустые флакончики из-под шампуня, и отрезки садового шланга, и ломтики хлеба.
В магазинах встречается довольно много игрушек, включающих в себя несколько различающихся по размеру предметов. Игрушки подобного типа упоминались в параграфе ТМ.З.65 (Вставляет друг в друга четыре стаканчика).
Закрепление и развитие навыка
После того, как ваш ребенок научится выстраивать "по росту" 5 предметов, можно добавить шестой, затем седьмой и...
ТМ.З.105. Приводит в действие механическую игрушку без предварительной демонстрации необходимых для этого действий
Этот параграф, по существу, является продолжением параграфа ТМ.З.76 (Ищет механизм, приводящий в действие игрушку).
Процедура оценки точно такая же, как и в упомянутом параграфе, только теперь результат будет считаться положительным, если ребенок сможет найти механизм, приводящий в действие игрушку, и завести ее.
Учить этому малыша нужно так, как указано в параграфе ТМ.З.76.
Закрепление и развитие навыков данной группы
Дети 4-5-летнего уровня развития обычно начинают решать практические задачки, подобные следующим:
* Показывает (или называет) пропущенную при сборке часть картинки;
* Говорит, какого предмета не хватает, если убран один предмет из пяти;
* За 3 минуты собирает 10-элементную головоломку;
* Раскладывает картинки в порядке развития сюжета сказки;
Кроме перечисленных задач, можно придумать много других - таких, которые смогли бы послужить развитию каждого из рассмотренных в данном разделе навыков. К этому моменту ваш малыш уже освоил разные принципы решения практических задач. Самый важный из них - не бросать работу, если с первого раза ничего не получается, а пробовать вновь и вновь. Развивать приобретенные навыки можно и с помощью постепенного введения новых, более сложных материалов. Однако при этом очень важно предоставлять ребенку возможность побольше заниматься знакомыми задачками и головоломками, чтобы он мог испытать благотворное чувство удовлетворения от быстрого и правильного их решения.
Глава 9