Как ходит и поет петушок, как бегает и лает собачка

Перед началом занятия воспитательница кладет к себе в карманы игрушечных петушка и собачку (небольших размеров). Подготовив детей к занятию, она достает из кармана петушка, ставит его на стол и обращается ко всем по очереди с вопросом: «Кто это? Это петушок? Какой красивый петушок! Лена, как поет петушок?» — «Кукареку (повторяет 2 — 3 раза напевно, высоким голосом). А как ходит петушок? Сережа, посмотри, как идет петушок (медленно, при каждом шаге наклоняет голову петушка вперед). Вот как идет петушок. Петушок идет и поет: кукареку» (повторяет 2 — 3 раза).

Движение петушка, сопровождаемое его пением, целесообразно производить столько раз, сколько детей сидит за столом. Всякий раз движение начинается по направлению к кому-либо из детей. Когда петушок доходит до ребенка, малыш обычно трогает его и при этом выражает удивление, радость, издает возгласы, произносит звуки. В этот момент воспитательница задает ему вопрос: «Сережа, как петушок поет?» — и сама отвечает на этот вопрос. Затем побуждает ребенка подражать. После того как петушок обойдет всех, она незаметно прячет его и спрашивает некоторых из детей: «Лена, где же петушок? Андрюша, где же петушок? Нет петушка».

Выждав некоторое время, воспитательница достает собачку, ставит ее около себя и обращается к детям с вопросами: «Андрюша, кто, это? Лена, как собачка лает?» — «Ав-ав» (произносит более низким голосом, отрывисто 3 — 4 раза). Затем показывает, как собачка бегает (собачка по направлению от воспитателя к каждому ребенку бежит быстро, порывисто, при этом лает). Когда собачка обойдет всех детей, она так же, как и петушок, исчезает. Воспитательница спрашивает каждого ребенка: «Где собачка?» — и сама отвечает: «Нет собачки, убежала собачка».

После того как дети выразят недоумение и при этом произнесут какие-либо звуки, в лучшем случае слово «нет», воспитательница ставит на стол одновременно петушка и собачку и говорит: «Вот петушок. Пришел петушок. Вот собачка. Пришла собачка». Затем обращается к каждому ребенку отдельно и просит повторить, как поет петушок, как лает собачка.

Если дети сохраняют интерес к занятию, можно повторить его целиком или частично. В конце необходимо раздать детям игрушки для самостоятельной игры и побуждать их произносить звукоподражательные слова.

Кто как кричит

Перед началом занятия воспитательница на столе строит из больших кубов дом и незаметно для детей помещает в него игрушки — кошечку и козлика. «Что это? Наташа, Андрюша, что это?» — «Это дом». — «Давайте постучим, может, кто-нибудь в домике живет? — Стучит в ту часть дома, откуда будут выходить кошка и козлик. — Тук-тук-тук, откройте! (2 раза.) Кто в домике живет? Выходите к нам, вас детки ждут. Лена, Андрюша, Наташа, Сережа хотят посмотреть на вас, послушать, кто как кричит». Из домика выходит кошка и мурлычет. «Кто это?» — «Это кошка киса». — «Как киса мяукает?» — «Мурр-мяу, мурр-мяу». — «Кошечка, подойди поближе к Сереже». Кошка идет медленно, плавно и мурлычет: «Мурр-мяу». Она мурлычет то громко, то тихо, приветствует всех детей по очереди и уходит в свой домик. После того как кошка войдет в дом, воспитательница обращается к каждому ребенку с просьбой сказать, как кошечка мяукает. Затем снова стучит в ту же часть дома. Выходит из домика козлик. Он топает ножками, бежит вприпрыжку, временами опуская голову вниз, как бы бодаясь, громко кричит: «Бе-бе, бе-бе!» Когда подходит близко к кому-либо из детей, то кричит тихо. После того как козлик уходит в дом, воспитательница обращается к детям с вопросами: «Как кричит козлик? Как мяукает кошка? Где кошечка? Где козлик? Куда ушла кошечка? Куда ушел козлик?»

После небольшой паузы показ необходимо повторить. В конце занятия надо дать игрушки детям для самостоятельной игры. Можно предложить им посмотреть на козлика и кошечку, которые стоят в групповой комнате на полке.

Необходимо иметь в виду, что произносить слово «дом» на первом занятии дети не будут. Это обычно происходит на повторных занятиях.

На последующих занятиях можно несколько изменить их ход, с тем чтобы повысить активность детей. Например, на втором повторном занятии воспитатель может дважды не повторять его содержание целиком. После того как кошка и козлик войдут в дом, его можно передвинуть ближе к детям, чтобы каждый мог постучать в дверь. Обращаясь ко всем по очереди, воспитательница побуждает каждого ребенка подойти к дому, постучать и произнести звукосочетание «тук-тук». Как только малыш постучит (пусть даже сначала он ничего не сможет произнести), воспитательница выводит либо кошку, либо козлика и дает их ребенку для игры. Во время игры воспитателю следует вызывать детей на звукоподражания и обязательно отвечать на все их обращения по поводу игрушек.

Игры с лисой и зайчиком

Воспитательница садится на стул, приглашает к себе детей, вынимает из кармана зайчика и спрашивает каждого ребенка: «Кто это? Саша, скажи, кто это». — «Это зайчик». — «А где у зайчика нос, глаза, уши, хвост, лапы?» Затем просит произносить слова «нос», «глаза». После того как дети выполнят просьбы воспитательницы и она еще раз закрепит их ответы, зайчик исчезает и показывается лиса. Воспитательница задает вопрос: «Кто это?» — и сама отвечает: «Это лиса». Дети рассматривают лису и показывают, где у нее нос, глаза, уши, хвост. Затем воспитательница побуждает всех по очереди произносить слова «нос», «глаза».

После занятия игрушки раздаются детям для самостоятельной игры, в ходе которой воспитательница не только побуждает малышей показывать уши, хвост у зайчика и лисы, но и обращает внимание детей на их различие.

На первых занятиях следует показывать игрушки, изображающие домашних животных (собаку, кошку, корову, лошадь и др.). В последующем необходимо проводить занятия с показом игрушек, менее знакомых детям. Это делается для того, чтобы привлечь внимание малышей к этим игрушкам, научить узнавать и различать их по внешнему виду и по названию, тем более что впоследствии дети услышат про некоторых из них много сказок и стихов.

Катание кукол на машинах

Перед началом занятия воспитательница ставит на стол две машины, окрашенные в разные цвета (например, в красный и синий), и покрывает их простынкой, приносит двух кукол, одетых в платья красного и синего цвета (у куклы в красном платье на голове красный бантик, а у куклы в синем платье — синий бантик), садится на стул, кукол сажает на колени и приглашает к себе детей.

Дети окружают воспитательницу, она дает им подержать кукол, рассмотреть их платья, бантики. Воспитательница называет одежду и задает малышам вопросы, побуждая их показывать одежду на кукле и на самих себе, повторять вслед за ней отдельные слова и отвечать на вопросы, после этого вместе с детьми идет к столу, на котором стоят машины, показывает им на красную машину, а потом на синюю и говорит: «Посмотрите, это красная машина, а это синяя машина. Вот у этой куклы платье тоже красное, а вот у этой куклы синее платье. Посадим в красную машину куклу в красном платье, в синюю машину куклу в синем платье. Саша, покатай в красной машине куклу в красном платье; Наташа, а ты покатай в синей машине куклу в синем платье».

После того как все примут активное участие в игре, по нескольку раз обменявшись машинами и куклами, воспитательница приносит несколько машин и кукол (по числу детей) и раздает их для самостоятельной игры. Некоторым детям можно предложить катать машину не на столе, а на полу.

Наши рекомендации