Особенности социальной работы и социальной педагогики

Профессия социального работника в Германии возникла в начале XX столетия как сугубо женская.Первые законодательные акты о подготовке соци­альных работников появились в Пруссии в 1918 г. На них ориентировались и в других землях страны.

Термин «социальный работник» как юридическое обозначение профессии существует с 1959г., когда были созданы специальные высшие школы социальной работы. Этот термин заменил прежние – работник сферы социального обеспечения, благотворительного учреждения, народный опекун и т.п. Наименование «дипломированный социальный работник» введено с 1980 г. после утверждения закона о высшей школе.

В первые десятилетия социальная помощь оказы­валась клиентам только в критических ситуациях как проявление заботы. С развитием законодательства по социальному обеспечению нуждающийся в социальной помощи стал рассматриваться как объект благотвори­тельной деятельности, что в дальнейшем повлияло на понимание сущности профессии и выбор термина «со­циальный работник», который уже широко использо­вался в других странах мира.

Специфические задачи и проблемы, которые реша­ются социальным работником, вытекают из характера взаимоотношений, сложившихся между человеком и его жизненной ситуацией. При этом социальный работник выступает в различных ролях – организатора или ко­ординатора необходимой помощи и т.п. В процессе выяснения причин осложнений жизненной ситуации он обязан привлекать, как правило, широкий круг лю­дей –других членов семьи, соседей, друзей, коллег по работе, различных специалистов. Оказание помощи должно не только преследовать сиюминутные потреб­ности, но и быть ориентировано на долговременное изменение положения клиента.

Сфера деятельности социального работника охва­тывает: государственные учреждения, общественные и частные организации, различные центры и службы социального обеспечения, больницы, предприятия, а в последнее время также организации и группы самопо­мощи.

Основными направлениями деятельности соци­альных работников являются: социальная помощь се­мье, отдельным членам или группам людей, все виды деятельности социальной службы, помощь молодежи, другим возрастным категориям, престарелым, инвали­дам и больным, консультирование, охрана здоровья, работа в приютах, с иностранными гражданами, пси­хиатрическая социальная работа, работа с социально обездоленными или запущенными детьми и взрослыми и т.п.

Социальный педагог в Германии – это специалист, занятый в сфере социальной работы или воспитатель­ной деятельности. Это понятие, используемое для обо­значения профессии и диплома об образовании (дип­ломированный социальный педагог), относительно новое. Оно было введено в оборот только после созда­ния высших специальных школ социальной педагоги­ки в 1966/67 учебном году.

Разделение всей сферы социальной деятельности на социально-педагогическую и социальную работу, существовавшее в стране долгие годы, было обуслов­лено историческими факторами и берет свое начало из различных корней. Сегодня это разделение считается устаревшим, т. к. многие сферы деятельности социаль­ного педагога и социального работника тесно перепле­таются. Различия остаются лишь в сфере приложения активности – в воспитательной области или социаль­ной работе.

Хотя сегодня сферы социальной работы и социаль­ной педагогики не разделяют, но вопрос об идентичности обоих понятий еще окончательно не решен. До пер­вой мировой войны сфера социальной работы называ­лась социальной благотворительностью. В настоящее время социальная работа – это собирательный тер­мин, обозначающий всю систему социальной помощи.

Первые истоки зарождения социальной работы уходят в XIX столетие (помощь бедным, благотворитель­ность, женское движение, попечительство, забота и др.). С самого начала зарождения социальной работы, осо­бенно в XX годы нашего столетия, подчеркивалось зна­чение для социальной помощи взаимообусловленности личностных и средовых факторов. Обращалось внима­ние на целостность жизненной ситуации индивида. При этом социальные факторы рассматривались как сред­ство для оказания необходимой помощи. Уделялось внимание разработке методов как инструментария для профессиональных действий. Правда, в это время на передний план выдвигались задачи приспособления клиента к окружающим его условиям в ущерб профес­сиональной активности социальных работников по изменению отягчающих жизнь человека условий и обстоятельств.

К середине XX в. в Германии получили распрост­ранение англо-американские методы социальной ра­боты, которые сегодня считаются классическими. К ним относят индивидуальную помощь, групповую терапию и работу в общине. Развитие собственно германских исследований в области теории и практики социаль­ной работы в этот период еще отставало от развития экспериментальных исследований в других странах (США, Голландии, Швейцарии).

Постепенно, объем и тематика социально-педаго­гических исследований стали расширяться с учетом национальной специфики. Если традиционно в каче­стве основного адресата социальной помощи служили только дети и подростки (первоначально в отдельных проблемных, а позже и в общих жизненных ситуаци­ях) , то со временем предметом социально-педагогичес­ких исследований стали все возрастные категории общества и многообразные сферы их деятельности.

Социальная педагогика развивалась главным об­разом в университетах и высших педагогических школах. Хотя за прошедшие десятилетия был накоплен немалый опыт в социально-педагогической деятельно­сти, но до сих пор, по признанию многих немецких специалистов, не создана общая теория, обоснованная новейшей социальной наукой, которая охватывала бы всю полноту и разнообразие ситуативной проблемати­ки жизни человека и моделей действия применительно к сфере социальной работы.

Вместе с тем, немецкие специалисты считают, что сам термин «социальная педагогика», вошедший в на­учный оборот и получивший широкое признание, осо­бенно в Германии, следует рассматривать как опреде­ленный вклад в развитие социально-педагогичес­кой мысли в международном масштабе. Это касается, в частности, единого курса «Социальная работа» («Sozialwesen»), введенного в специальных высших школах социальной работы; законодательного утверж­дения названия профессии «дипломированный соци­альный педагог и социальный работник» и др.

Немецкие специалисты мотивируют правомер­ность признания единой профессии общностью це­лей, функций и задач, которые стоят перед соци­альной работой и социальной педагогикой. Трудно разделить многие сферы деятельности, считают они, и подчинить их только либо социальной педагогике, либо социальной работе (например, исходную про­блемную ситуацию, адресат, модели действий и др.). Скорее речь может идти об определенных комбина­циях отдельных элементов этой деятельности в том или другом случае.

За последние 30 лет теория и практика социальной работы и социальной педагогики в Германии получила значительное развитие. Активизация социально-педа­гогической деятельности мотивировалась процессом совершенствования социальной структуры общества, что поставило перед социальной работой и социальной педагогикой много новых и сложных проблем – начи­ная с помощи беженцам, переселенным из других стран целыми семьями, пожилым и малозащищенным людям, работы в социально-педагогических институтах и раз­личных социальных службах и вплоть до кооперации с гражданскими инициативами и группами самопомощи в социальной работе в настоящее время. Наряду с рас­ширением задач и функций социальной работы и соци­альной педагогики интенсивно развивались в стране теоретические дискуссии, ставившие своей целью разъяснение новых задач и общественных функций в изменившихся условиях.

Традиционно эклектическая по своей сути ориен­тация социальной работы и социальной педагогики стала меняться и приобретать междисциплинарный характер. В социально-педагогической работе начали использоваться результаты других социальных наук (политико-экономических основ теории государства и социальной политики, теорий социализации, интеракционализма и др.). Прежние узкопрофильные подходы, ориентированные либо на субъекта, либо на обществен­ные условия, были дополнены новыми концепциями, связывающими социальную теорию с теорией действия и обозначающими контуры компетенции социально-педагогических действий в целом. Однако многие про­блемы в этой связи остаются еще дискуссионными, как отмечают немецкие авторы.

В принципе социальная работа и социальная педа­гогика в Германии ориентируется на:

– требования и задачи, которые ставят перед чело­веком сложные жизненные ситуации;

– возможности стимулирования и развития про­цессов в любой ситуации, а также преодоления или ослабления негативных явлений, налаживания взаимо­отношений всеми имеющимися в распоряжении соци­альных работников и социальных педагогов професси­ональными методами, специальными технологиями и образовательными концепциями.

Благодаря этому социальные работники и соци­альные педагоги стимулируют клиентов на развитие их собственных сил, принятие самостоятельных решений; помогают найти конструктивное решение проблемных и конфликтных ситуаций; выравнивают социальный дефицит; стремятся интегрировать, привлекать к уча­стию в решении проблем всех членов общества в соот­ветствии с их возможностями.

Социальная работа и социальная педагогика, в понимании немецких авторов,– это формы професси­ональных действий, которые определяются принципа­ми индивидуализации (индивидуального подхода) и изменения (в микро-, мезо- и макросистемах).

Социальные работники и социальные педагоги могут быть задействованы в государственных соци­альных службах, различного рода свободных и незави­симых учреждениях, а также выступать самостоятель­но в качестве организаторов социальной помощи. Их деятельность базируется на юридической основе и определяется целевыми установками соответствующих органов управления, а также потребностями, ожидани­ями и желаниями людей.

Специфические потребности и проблемы нуждаю­щихся выявляются только тогда, когда проводится ана­лиз совокупности всех факторов, влияющих на ситуа­цию. При этом важен также характер тех изменений, которые следует провести как в ближайшем, так и бо­лее далеком окружении клиента. При необходимости возможно привлечение дополнительных кадров и ма­териальных ресурсов.

При существующем некотором (условном) раз­граничении функций социальной работы и социальной педагоги немецкие специалисты исходят из того, что основные элементы (ценностные ориентации, цели, задачи, базовые знания и методы) должны рас­сматриваться общими. Но поскольку практическая деятельность имеет свою специфику (в отношении личности, ситуации, социального окружения и т.п.), то отсюда выкристаллизовываются для профессио­нальной квалификации социальных работников и социальных педагогов некоторые акценты примени­тельно к определенным проблемам. В частности, для социальной работы особые акценты необходимы при решении конфликтных ситуаций, посреднической миссии в условиях оказания профессиональной по­мощи и выравнивания социального дефицита. Для социальной педагогики эти акценты концентрируют­ся на вопросах, связанных с оказанием воспитатель­ной и образовательной помощи. Однако все это не исключает совместной деятельности социальных работников и социальных педагогов во многих профессиональных сферах.

Наши рекомендации