Ориентировочная схема для изучения личности учащегося
I. Общие сведения. Ф.И.О., состояние здоровья, нервной системы, физическое развитие. Условия жизни, сведения о родительской семье, взаимоотношения членов семьи. Существенные факты биографии, характеристика внесемейных и внешних связей школьника.
II. Познавательные процессы:
А) Восприятие. Особенности восприятия (выделение главного и существенного, опора на знания, осмысленность восприятия, индивидуальный тип восприятия). Наблюдательность (уровень развития восприятия).
Б) Внимание. Произвольный вид внимания: произвольное, непроизвольное, послепроизвольное. Ведущие свойства внимания учащегося: объем, концентрация, устойчивость, распределение, переключаемость, помехоустойчивость. Особенности организации внимания.
В) Память. Объем памяти. Соотношение механического и осмысленного запоминания. Способность к реминисценции. Индивидуально-психологический тип памяти. Степень владения приемами запоминания.
Г) Мышление и интеллектуальные особенности. Развитие образного и абстрактно-логического мышления. Уровень развития способов умственной деятельности (анализ, синтез, обобщение, концентрация, абстракция). Ведущие качества ума (гибкость, логичность, критичность, глубина, быстрота, самостоятельность). Уровень интеллектуальной активности (пассивный, эвристический, креативный).
Речь. Развитие устной (монологической, диалогической) и письменной речи. Эмоциональность речи.
III. Особенности личности.
Подвижность и сила эмоциональных процессов. Преобладающее эмоциональное состояние. Склонность к аффектам. Развитие эстетических и моральных чувств. Степень развития волевой саморегуляции поведения и деятельности. Преобладающие качества воли (активность, инициатива, настойчивость, решительность).
Б) Мотивационная структура личности (ведущие потребности, интересы, мотивы действий учащихся). Ценностные ориентации.
В) Индивидуально-типологические особенности личности. Темперамент. Преобладающий тип темперамента. Свойства нервной системы. Характер. Акцентуации характера. Способности (общие, специальные). Профессиональная направленность. Самосознание. Самооценка. Уровень притязаний.
IV. Личность в системе межличностных отношений в коллективе.
Социометрический статус. Референтный круг личности. Особенности общения (коммуникабельность, конфликтность). Соотношение самооценки и реальной групповой оценки личности.
Примерный перечень диагностических методик
Название методик | |
Методики изучения восприятия | - методика «Компасы» (восприятие пространственных признаков); - методика «Часы» (восприятие пространственных признаков); - методика восприятия времени; |
Методики изучения внимания | - методика «Корректурная проба»; - методика «Отыскивание чисел по таблицам Шульте» - методика Мюнстерберга; |
Методики изучения памяти | - метод пиктограмм (по А.Л. Лурия); - методика «Запоминание цифр»; - методика «Запоминание образов»; |
Методики изучения мышления | - методика «Сложные ассоциации»; - методика «Матрицы Равенна»; - методика «Анализ отношений понятий»; - методика «Выявление общих понятий»; - методика «Количественные отношения»; - методика «Интеллектуальная лабильность»; |
Методики изучения речевого развития | - методика оценки продуктивности вербального воспроизведения; - толкование пословиц; |
Изучение мотивации обучения | - методика изучения мотивации обучения; - мотивация одобрения – шкала Марлоу-Крауна; - шкала локализации контроля; |
Методики изучения особенностей развития личности и ее свойств | - опросник Кеттелла; - характерологический опросник К. Леонгарда; - шкала оценки тревожности Спилбергера; - методика «Незаконченные предложения»; - методика «Несуществующее животное»; - методика исследования уровня субъективного контроля; - методика изучения самооценки (по Будасси, Дембо-Рубинштейн и др.); - методика изучения уровня притязаний; - методика типического реагирования на конфликтные ситуации (К. Томаса); - Теппинг – тест Ильина. |
Формы и методы работы
Включенное наблюдение, работа с документами, беседа, анкетирование, тестирование. Анализ результатов деятельности. Индивидуальная работа с учеником.
Отчетность
Дневник практики. Планы бесед и наблюдений. Протоколы опросов, тестов, наблюдений, бесед и заключения по ним. Психологическая характеристика личности учащегося. Рекомендации ученику, педагогу, родителям ученика по итогам исследования личности учащегося (каждому отдельно).