Инновационно-технологический менеджмент при подготовке специалиста по физической культуре

Скобликова Т.В., декан факультета физической культуры и спорта Курского государственного университета, доктор педагогических наук, профессор

Скриплева Е.В., зам. декана факультета физической культуры и спорта Курского государственного университета, кандидат педагогических наук, доцент

Проблема конкурентоспособности становится для специалиста определяющим фактором его личного успеха в жизни, способности адаптироваться к меняющимся ситуациям и одновременно условиям развития общества, его конкурентоспособности в мировой экономике. Особо актуально это при подготовке специалиста по физической культуре. При переходе на стандарты третьего поколения, использующие компетентностный подход, требуется инновационный подход к образованию. А это, в свою очередь, требует от специалистов, работающих в вузе готовности к инновациям. С этой целью рассмотрим инновационно-технологический менеджмент в сфере образования, который предполагает не только управление технологическими, организационными и экономическими инновациями, но и менеджмент педагогических инноваций, то есть управление процессом разработки и распространения новых педагогических технологий, новых методов, приемов, методик преподавательской деятельности.

Использование новых технологий в учебном процессе приводит к тому, что развиваются: новые педагогические методы и приемы, новая образовательная среда, новый стиль работы преподавателей, структурные изменения в педагогической системе.

Это ставит специфические задачи по организации и управлению педагогическим процессом при подготовке специалиста для сферы физической культуры и спорта. В ходе создания, освоения и распространения инноваций в сфере образования формируется новая, современная образовательная система, которая ориентирована на непрерывное образование человека в течение всей его жизни. Эта система представляет собой единство: новых образовательных технологий – технологических инноваций; новых экономических механизмов в сфере образования –экономических инноваций;новых методов и приемов преподавания и обучения – педагогических инноваций; новых организационных структур и институциональных форм в области образования – организационных инноваций.

Исходя из вышесказанного, важными условиями, обеспечивающими переход на качественно новый уровень высшего профессионального образования специалистов по физической культуре, являются следующие: решение проблем развития системы образования на уровне не только образовательной системы, но и общегосударственной политики, а также на международном уровне; пересмотр роли и функций государства в финансировании и организации образования; реализация принципа системности в менеджменте образования на всех уровнях; пересмотр роли различных социальных институтов в системе образования; развитие рынка образовательных продуктов и услуг; пересмотр роли учебных заведений и самих обучающихся в организации процесса образования.

В связи с изменением информационной среды в современном обществе, в дополнение к традиционным средствам добавились современные компьютерные и телекоммуникационные технологии. Поэтому существенной особенностью менеджмента современного образования является то, что применение этих технологий сопровождается радикальными изменениями в педагогических методах и приемах, в организации труда преподавателей и студентов, в экономических механизмах, и даже в теории и методологии современного образования.

Проблема выбора технологий для современного образования предстает не как технологический вопрос, а как проблема инновационного менеджмента в сфере образования. Для ее эффективного решения необходимо регулировать связи между всеми подсистемами и элементами системы образования при подготовке специалиста для отрасли физической культуры и спорта. При этом организация и управление педагогическим процессом при подготовке специалиста для сферы физической культуры и спорта выражается в освоении и распространении организационных инноваций.

Представленные новые механизмы управления направлены на то, чтобы использование компьютерных и телекоммуникационных технологий в сфере образования, освоение технологических инноваций содействовало резкому росту числа потребителей образовательных продуктов и услуг; а также увеличению предложения продуктов и услуг в сфере образования в ходе развития новых форм обучения.

В условиях быстрого расширения множества технологий инновационного обучения, стремительного развития инструментальных средств важной задачей управления технологической составляющей инновационного образования является мониторинг развития образовательных технологий т.е. сбор и актуализация информации о создании и использовании технологий инновационного образования.

Эффективность обучения на базе новых технологий, когда оно осуществляется отдельными преподавателями в определенных учебных программах в рамках организационной системы, характерной для традиционного образования, как показывает опыт, оказывается низкой, поскольку такое обучение требует больших дополнительных затрат на создание новой технологической основы учебного процесса. Для того, чтобы эти затраты оправдались в результате процесса образования, привели к количественному и качественному росту этого результата, необходимо разрабатывать и распространять организационные инновации в сфере образования через учебно-методические объединения. Инертность организации обучения, слабое освоение и распространение организационных инноваций в сфере образования – основная преграда применения новых технологий в учебном процессе. Разработка организованных инноваций и их активная реализация, проведение политики в области применения новых технологий в образовании – основной путь повышения эффективности обучения. Эффективность образования будущих специалистов в сфере физической культуры и спорта, базирующегося на современных компьютерных и телекоммуникационных технологиях, существенно зависит от степени распространения организационных инноваций.

Менеджеры учебных заведений должны сопоставлять различные технологии с точки зрения их соответствия учебным целям и задачам, обеспечения максимальной эффективности образовательного процесса. Оценка образовательных потребностей обучаемых и ориентация всего учебного процесса на наиболее полное удовлетворение этих потребностей – важнейшая задача управления образованием, основанным на новых информационных технологиях [6].

Поэтому существенным повышением качества подготовки специалиста в области физической культуры и спорта является разработка новых, современных, соответствующих сегодняшнему времени и уровню развития информационных технологий учебно-методического обеспечения учебно-методическими объединениями.

С целью реализации инновационно-технологического менеджмента при подготовки специалиста для области физической культуры и спорта, считаем важным реализацию следующей логической схемы: Инновация → Базисная инновация → Улучшающая инновация → Инновационная деятельность → Субъекты инновационной деятельности → Структура инновационной деятельности → Инновационная инфраструктура → Виды инновационной деятельности → Инновационный потенциал → Регулирование инновационной деятельности → Инновационный прогноз → Инновационная стратегия → Инновационный проект → Инновационная программа → Оценка инновационной деятельности → Проект (программа) поддержки инновационной деятельности. При этом учитываются следующие виды и факторы государственного регулирования инновационной деятельности: экономические, организационные, финансовые и нормативно-правовые.

Таким образом, современная система образования ориентируется на стратегии развития общества, на основе которых выстраивается стратегия развития образования, ее концептуальные основания, предусматривающие определенные цели, содержание, методы, организационные формы и средства обучения. Информационные системы, созданные по единому стандарту, значительно повышают производительность и качество подготовки конкурентоспособного специалиста в области физической культуры и спорта.

литература

1. Интернет в гуманитарном образовании / под ред. Е.С. Полат. – М., 2003.

2. Интернет-обучение: технология педагогического дизайна / под ред. В.М. Моисеевой. –М., 2004.

3. Трайнев И.В. Конструктивная педагогика. Интенсивные процессы и активные методы обучения. – М.: ТЦ СФЕРА, 2007. – 320 с.

4. Назарова Т.С., Полат Е.С. Средства обучения. Технология создания и использования. – М., 1998.

5. Педагогические технологии: Учебное пособие / Авт.-сост. Т.П. Сальникова. – М.: ТЦ СФЕРА, 2007. – 125 с.

6. http://pedsovet.perm.ru/sekcions/psec_view.php?psid=133

СОЦИАЛЬНО – ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ

Наши рекомендации