Социальный проект как средство формирования социального сознания и гражданской позиции школьников

Середа Л.А.,

МОУ СОШ №32,

г. Комсомольск-на-Амуре, Россия

The design method in the context of the introduction of educational standards of the second generation. Projects of social orientation. Experience with pupils and students on social projects.

В связи с введением стандартов нового поколения, школы переходят на новые программы, которые состоят из нескольких частей; и в которых, кроме БУПа (базового учебного плана), программы формирования универсальных учебных действий, рекомендаций по оцениванию учебных достижений учащихся есть еще программа воспитания и социализации. А в этой программе все виды деятельности сгруппированы в шесть направлений, среди которых есть общественно-полезная и проектная деятельность.

Таким образом, проектный метод, который мы используем в учебной деятельности почти 15 лет, становится еще более актуальным, позволяющим ученику овладевать социальным опытом, получать навыки жизни и практической деятельности в современном обществе.

Социальное проектирование позволяет формировать социальные компетентности учащихся, развивать специфические умения и навыки (умение обозначить проблему, проектировать, прогнозировать, исследовать), а также такие личностные качества, как коммуникативность, толерантность, отзывчивость, сострадание. Все это помогает учащимся формировать гражданскую позицию, самореализоваться в общественно-ориентированной созидательной деятельности.

Для ученика всегда большую трудность представляет выбор темы и определение проблемы проекта. И чаще всего именно учитель предлагает своим ученикам темы проектов. Не часто, но появляется возможность предложить детям социально значимую тему проекта. И учителя знают, как важно заинтересовать учащихся конкретной ситуацией или конкретной проблемой: познакомить с интересными людьми, провести мастер-класс для знакомства с новыми техниками (способами обработки материалов). Экскурсии, видеофильмы, вернисажи, презентации, деловые игры, конкурсы – все это может повысить уровень мотивации учащихся. Но в любом случае – не могут все ученики выполнять социально-значимые проекты. Это нереально. Особенно, если речь идет об индивидуальных проектах. Младшие школьники добры и отзывчивы, готовы помогать всем. Но у них еще мало опыта проектной деятельности. Среди школьников средней возрастной группы есть учащиеся, заинтересованные в социальной проблеме, их можно вовлечь в социально ориентированную деятельность. Старшие школьники увлечены определением своего дальнейшего жизненного пути и мало проявляют интереса к общественным делам, т.е. проявляют умеренную гражданскую позицию. Но если их заинтересует проблема социальной направленности, и они возьмутся ее разрешить, выполнят работу они на высоком уровне.

Социальный проект вовлекает учащихся в решение содержательных, взятых из реальной жизни проблем, формирует ценностное отношение к природной и социальной среде, актуализирует интегративное восприятие окружающего мира через взаимосвязь технологии с другими предметами. Ведь, чтобы сделать хороший проект, нужны порой знания истории и литературы, черчения и изобразительного искусства, информатики и биологии и др. Например, чтобы узнать сырьевой состав ткани, надо знать химию, и при помощи органолептического метода можно выяснить вид волокна. А соответствует ли изделие концепции устойчивого развития, поможет знание экологии. Важное место в проектной деятельности занимает исследовательская работа: всегда можно сделать свое, хоть маленькое, но открытие. Испытание себя в какой-либо профессии – это тоже часть проекта. Кем только не приходилось побывать ученицам во время выполнения проекта: конструкторами и дизайнерами, экономистами и экологами, маркетологами и рекламными агентами. Возможно, кому-то это поможет в выборе будущей профессии.

Первый коллективный проект социальной направленности был выполнен в 2004 году ученицами четырех 9-х классов для детского сада, в который когда-то ходили сами, а теперь у многих там сестренки и братишки. Каждая группа-класс выполняла свой мини-проект. В результате мозгового штурма из множества, порой невероятных, идей выбрали наиболее востребованные и подходящие для воплощения: дизайн кукольной спальни, кукольная одежда для прогулки, маскарадные костюмы для детей и детские рабочие фартучки для помощников воспитателей. Чтобы выполнить работы на высоком эстетическом уровне и научить школьниц думать невербально, помочь им в выработке дизайн-концепций, проводились специальные упражнения на развитие дизайнерских способностей. Результат оказался превосходным: младшие сестрички взахлеб рассказывали старшим о своих обновках в детском саду.

Несколько проектов было выполнено для школьной театральной студии. Артистов в школе всегда хватает, а вот с костюмами труднее. Из лучших проектов этой тематики можно отметить «Восточную красавицу» Е. Кривцовой (на Всероссийской олимпиаде по технологии ее проект был отмечен Дипломом за оригинальный дизайн костюма). А самым необходимым по итогам социологического опроса оказался костюм Снегурочки, но почти столько же голосов было отдано за Снежную Королеву. Можно ли Снегурочку превратить в Снежную Королеву? Оказалось, что ничего невозможного нет. И был создан костюм-трансформер в проекте «Волшебная метаморфоза» Фурашевой Галины; проект, в котором веселая задорная Снегурочка за несколько мгновений могла превратиться в холодную и колючую Снежную Королеву только за счет съемных деталей и застежек-молний (цв. вкл.6, рис. 6.3). На Всероссийской олимпиаде по технологии проект занял 2 место.

Тема трансформации заложена и в проекте «Школьные годы чудесные» Фурашевой Г. (цв. вкл. 7). Мы не остались равнодушны к вопросу о необходимости ведения школьной формы. В школе объявили конкурс на лучший эскиз школьной формы, и откликнулось довольно много учеников с 1 по 11 класс. Достойных эскизов оказалось немного, но порадовало, что проблема сплотила школьный коллектив и даже вызвала дискуссии. Образец формы решили изготовить для ученицы 5 класса, и на кастинге выбор пал на девочку, которая воспитывалась без мамы. Закончив проект, мы подарили форму нашей модели. В процессе работы у школьниц формировались навыки межличностного общения, уважения к чужому мнению. Автор проекта и модель подружились, и до сих пор интересуются судьбой друг друга. Форму ввели для учеников начальной школы (к сожалению, более простого дизайна), а проект был отмечен Дипломом 3 степени на Всероссийской олимпиаде по технологии в г. Тамбове.

Из проектов последних лет надо отметить два проекта милосердия и высокой гражданской ответственности. Это проект «Подарок ветерану» Олеси Берлюта – подарок ветерану педагогического труда учителю нашей школы Батуриной Л.Н. Девизом проектной работы стали слова «Не смейте забывать учителей!». И автор проекта, выполнив работу на высоком исполнительском уровне, нашла добрые искренние слова при вручении подарка ветерану в сердечной обстановке в кабинете обслуживающего труда. Ветерану показали мультимедийную презентацию защиты проекта, и приятно было видеть ее неподдельную радость и благодарность (цв. вкл.8, рис.8.1).

Следующий проект объединил учениц 8-11-х классов желанием помочь детям из городского Дома ребенка. Девочки шили ясельные кофточки для малышей; к работе относились очень ответственно, так как знали, что только работа отличного качества попадет к малышам. Именно в таких проектах формируется у школьников умение оценивать процесс работы и ее результат, для них важна и самооценка и взаимооценка полученных результатов. За свою работу школьницы были отмечены Благодарственным письмом администрации Дома ребенка. А продолжением этой благотворительной акции стал проект «Мода в мини-формате» Кулаковой Эльмиры, где она представила свой комплект одежды для малышей (цв. вкл. 8, рис.8.2). Проект получил высшую оценку на городском конкурсе проектов и стал победителем регионального этапа Всероссийской олимпиады по технологии. Сейчас Эльмира разрабатывает проект знакомства младших школьников с декоративно-прикладным творчеством народов России и сопредельных стран Дальневосточного региона.

Проектами социальной направленности мы занимались и со студентами факультета технологии, экономики, дизайна педагогического университета, когда они проходили практику в нашей школе. Это был большой дизайн-проект по созданию уюта в Краевом Доме ветеранов. Мне, как учителю, эта работа дала очень много. Думаю, что и студентам – тоже. А сколько радости принесло общение со студентами и результаты работы для самих ветеранов. Это дорогого стоит.

Опыт работы над социальными проектами позволяет сделать вывод:

- в ходе работы над социальными проектами у учащихся формируются навыки социального поведения, умения общаться с взрослыми людьми, вести диалог, формируются навыки работы в команде;

- учащиеся вовлекаются в реальную практическую деятельность социальной направленности, что способствует формированию гражданской позиции, повышению социальной активности, развитию социальной компетентности.

Наши рекомендации