Полуобъемная аппликация из природного материала как средство формирования личностных ууд во внеурочной деятельности в начальной школе (проект)

Дипломная работа

ПОЛУОБЪЕМНАЯ АППЛИКАЦИЯ ИЗ ПРИРОДНОГО МАТЕРИАЛА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТНЫХ УУД ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ (ПРОЕКТ)

Бычковой Евгении Игоревны

студентки 23А группы

специальность 44.02.02

«Преподавание в начальных классах

Руководитель:

Попова Инна Вадимовна

Санкт-Петербург

Оглавление

Введение. 3

Глава I. Развитие мыслительной деятельности в младшем школьном возрасте 7

1.1. Сущность понятия «Мыслительная деятельность». 7

1.2. Особенности развития мыслительной деятельности у учащихся младшего школьного возраста. 14

1.3. Универсальные учебные действия, их виды и роль в современном начальном образовании. 17

Глава II. Применение техники полуобъемной аппликации из природного материала в начальной школе. 25

2.1. Понятие и сущность полуобъемной аппликации из природного материала 25

2.2. Технология полуобъемной аппликации из природного материала. 28

2.3. Проектная деятельность на внеурочных занятиях в начальной школе 35

Глава III. Организация экспериментальной работы по применению полуобъемной аппликации во внеурочной деятельности с целью развития мыслительной деятельности младших школьников. 38

3.1. Характеристика используемых материалов для проведения занятий по полуобъемной аппликации из природного материала. 38

3.2. Методические рекомендации для учителей к проведению занятий с использованием полуобъемной аппликации. 39

3.3. Технологические карты занятий по теме «Выпускной». 43

Заключение. 100

Список литературы.. 105

ПРИЛОЖЕНИЯ.. 107


Введение

Труд с использованием природных материалов – один из путей приобщения детей к природе, путь, на котором дети учатся видеть природу через скрытые возможности, через скрытую красоту этих материалов. В них таятся образы сказочных героев, реальное воплощение мыслей мечты. Именно поэтому труд с природными материалами так привлекает к себе детей всех возрастов. Во всех работах дети должны видеть значительно больше, чем просто поделку. Поиск идей, замысла будущих работ – исключительно важный этап в развитии у детей наблюдательности, смекалки, фантазии и творческого мышления.

Труд с природными материалами – это творческий процесс, и нельзя требовать от учащихся механического копирования с образца. Надо всячески поощрять проявление фантазии, выдумки.

Совершенствование развивающего характера трудового обучения остается одной из актуальных проблем методики трудового воспитания. Сегодня учебно-воспитательный процесс в школе должен включить в себя эффективные формы и методы развития, воспитания детей на народных традициях и искусстве.

В начальной школе есть большой раздел по работе с природными материалами. Дети делают огромное количество всяких изделий, аппликаций. Но, к сожалению, работы с полуобъемной аппликацией в программе начальной школы нет, а ведь она может развивать, по нашему мнению, очень много качеств в ребенке, например, моторику рук, глазомер, чувство пропорции, цветовосприятие, а также воображение, внимание, творческое мышление, интерес к предмету и любовь к природе. Поэтому введение техники полуобъемной аппликации во внеурочную работу в начальных классах можно считать актуальной.

Работу с полуобъемной аппликацией из природного материала можно представить в виде проекта.

Метод проектов – это система обучения, при которой учащиеся приобретают знания в процессе планирования и выполнения постоянно усложняющихся практических заданий – проектов[21, с.14-15].

Большинство авторов, дающих определение проекта, выделяют ряд характерных особенностей этого метода обучения. Прежде всего, это наличие проблемы, которую предстоит решить в ходе работы над проектом. Причем проблема должна иметь личностно значимый для автора проекта характер, мотивировать его на поиски решения. Проект обязательно должен иметь ясную, реально достижимую цель. В самом общем смысле целью проекта всегда является решение исходной проблемы, но в каждом конкретном случае это решение имеет собственное, неповторимое воплощение. Этим воплощением является проектный продукт, который создается автором в ходе его работы и также становится средством решения проблемы проекта. Итак, выяснение исходной проблемы, формулирование цели и создание умозрительного образа проектного продукта – первые характерные особенности проекта. Еще одно отличие проекта – предварительное планирование работы. Весь путь от исходной проблемы до реализации цели проекта необходимо разбить на отдельные этапы со своими промежуточными задачами для каждого из них; определить способы решения этих задач и найти ресурсы для этого; разработать подробный график работы с указанием сроков реализации каждого этапа. Осуществление плана работы над проектом, как правило, связано с изучением литературы и других источников информации, отбора информации; возможно, с проведением различных опытов, экспериментов, наблюдений, исследований, опросов; с анализом и обобщением полученных данных; с формулированием выводов и формированием на этой основе собственной точки зрения на исходную проблему проекта и способы ее решения. Для воплощения найденного способа решения проблемы проекта создается проектный продукт. Проектный продукт должен обладать определенными потребительскими свойствами, т.е. удовлетворять потребности любого человека, столкнувшегося с проблемой, на решение которой и был направлен данный проект. Проект обязательно должен иметь письменную часть – отчет о ходе работы, в котором описываются все этапы работы (начиная с определения проблемы проекта), все принимавшиеся решения с их обоснованием; все возникшие проблемы и способы их преодоления; анализируются собранная информация, проведенные эксперименты и наблюдения, приводятся результаты опросов и т.п.; подводятся итоги, делаются выводы, выясняются перспективы проекта. Непременным условием проекта является его публичная защита, презентация результата работы. В ходе презентации автор не только рассказывает 8 Раздел 1 о ходе работы и показывает ее результаты, но и демонстрирует собственные знания и опыт в решении проблемы проекта, приобретенную компетентность. Элемент самопрезентации – важнейшая сторона работы над проектом, которая предполагает рефлексивную оценку автором всей проделанной им работы и приобретенного в ее ходе опыта[17, с7-8].

Нами были определены следующие цели и задачи дипломной работы.

Цели:

1. Выявить педагогические условия использования полуобъемной аппликации из природного материала в начальной школе, способствующие формированию личностных УУД младших школьников.

2. Выполнить проект в технике полуобъемной аппликации из природного материала «Выпускной».

Задачи исследования:

1. Изучить литературу по теме дипломной работы.

2. Охарактеризовать особенности формирования личностных УУД у младшего школьника

3. Выявить возможности работы в технике «полуобъемная аппликация из природного материала» для формирования личностных УУД.

4. Выявить особенность использования полуобъемной аппликации из природного материала в начальной школе.

5. Разработать систему методических рекомендаций по использованию полуобъемной аппликации из природного материала в начальной школе.

План организации и проведения выставки детских работ

Организация выставки совместно с учащимися Определение темы и цели выставки
Определение места и времени проведения выставки
Отбор детских работ на выставки
Оформление выставки: - размещение конечного продукта коллективного проекта - композиционное оформление других работ по теме «Аппликация из природных материалов», их расположение - оформление заголовка выставки и заголовков отдельных стендов
Подготовка сообщений детей
Приглашение на выставку родителей, детей и учителей
Проведение выставки совместно с учащимися Вступительное слово учителя
Сообщения детей
Свободное посещение выставки
Закрытие выставки

Вывод: Проект удался, и мы совместно с детьми создали конечный продукт проекта. В результате мы увидели, что личностные универсальные учебные действия начали формироваться. И эту работу можно рекомендовать во внеурочной деятельности в начальной школе.

Заключение

Анализ психолого-педагогической литературы, практическая реализация теоретического материала в ходе проведения педагогической практики позволили сделать вывод, что техника полуобъемной аппликации может быть реализована в начальной школе на внеурочных занятиях.

Полуобъемная аппликация из природного материала оказывает большое влияние не только на воображение, но и на развитие мышления и восприятия в целом. Она способствует развитию личности учащихся, воспитанию их характера. Изготовление полуобъемной аппликации из природных материалов требует определенных волевых усилий. Постепенно у детей формируются такие качества как целеустремленность, настойчивость, усидчивость, умение доводить дело до конца.Процесс аппликационных работ с природным материалом является мощным источником всестороннего развития личности ребенка, помимо этого, природным материал является дешевым, доступным и экологически чистым сырьем для изготовления различных работ.

На практике, которую я проходила в 2 «А» классе 138 школы Калининского района, было проведено 12 занятий. На первом занятии детям предлагалось создать свой проект в технике полуобъемной аппликации из природного материала, они сами выбрали тему и рассказали, как должен выглядеть готовый продукт, и с помощью учителя составили план проекта. Дальше несколько занятий было посвящено упражнениям на создание различных видов аппликаций из природного материала, соединению элементов между собой и итоговым занятиям по созданию коллективной работы под названием «Выпускной», где и происходило соединение отдельных индивидуальных композиций в единую работу. На первых занятиях рассказывались правила работы с ножницами и шаблонами и постепенно я сужала объяснение. Последние занятия строились только на вопросах, дети сами рассказывали про технику безопасности, правила работы с шаблоном, составляли план наших действий на занятие.

Одной из задач было выявление сформированности личностных универсальных учебных действий. В результате наблюдений было выявлена сформированность большинства УУД. Например, регулятивные - ученики на протяжении всего проекта удерживали цель, потому что данная техника для них незнакома и им было очень интересно увидеть результат своей работы. Выстраивали последовательность своих действий.

Но особое внимание уделялось сформированности личностных УУД. Дети работали в парах, группах, помогали друг другу, поддерживали. Проявляли в различных ситуациях доброжелательность, внимательность. Во время работы обращали внимание на речь учителя, даже если она не была обращена непосредственно к ним. Выражали положительное отношение к процессу, проявляли внимание, удивление, желание больше узнать. На каждом занятии ученики оценивали результаты своей деятельности, проводили рефлексию. Если в процессе работы возникали какие-либо споры, дети проявляли терпение, считались с мнением другого человека.

В процессе практики был сделан вывод, что при работе с полуобъемной аппликацией формируются следующие универсальные учебные действия:

1. Личностные:

1) Различать основные нравственно-этические понятия;

2) Воспринимать речь учителя (одноклассников), непосредственно не обращенную к учащемуся;

3) Выражать положительное отношение к процессу познания: проявлять внимание, удивление, желание больше узнать;

4) Оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность, инициативу, ответственность, причины неудач;

5) Применять правила делового сотрудничества: сравнивать разные точки зрения; считаться с мнением другого человека; проявлять терпение и доброжелательность в споре (дискуссии), доверие к собеседнику (соучастнику) деятельности;

2. Коммуникативные:

1) Оформлять диалогическое высказывание в соответствии с требованиями речевого этикета;

2) Описывать объект: передавать его внешние характеристики, используя выразительные средства языка;

3) Характеризовать качества, признаки объекта, относящие его к определенному классу (виду);

4) Характеризовать существенный признак разбиения объектов на группы (классификации); приводить доказательства истинности проведенной классификации;

3. Регулятивные:

1) Удерживать цель деятельности до получения ее результата;

2) Планировать решение учебной задачи: выстраивать последовательность необходимых операций;

3) Корректировать деятельность: вносить изменения в процесс с учетом возникших трудностей и ошибок, намечать способы их устранения;

4) Осуществлять итоговый контроль деятельности («что сделано») и пооперационный контроль;

5) Оценивать (сравнивать с эталоном) результаты деятельности (своей, чужой);

6) Анализировать собственную работу: соотносить план и совершенные операции, находить ошибки, устанавливать их причины);

7) Оценивать уровень владения тем или иным учебным действием (отвечать на вопрос «что я не знаю и что я не умею?»);

4. Познавательные:

1) Выявлять особенности (качества, признаки) разных объектов в процессе их рассматривания (наблюдения);

2) Воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи;

3) Применять таблицы, схемы, модели для получения информации;

4) Сравнивать различные объекты: выделять из множества один или несколько объектов, имеющих общие свойства; сопоставлять характеристики объектов по одному (нескольким) признакам; выявлять сходства и различия объектов;

5) Выделять общее и частное (существенное и несущественное), целое и часть, общее и различное в изучаемых объектах;

6) Устанавливать причинно-следственные связи и зависимости между объектами, их положение в пространстве и времени;

7) Преобразовывать объект: импровизировать, изменять, творчески переделывать.

В процессе работы над дипломным проектом нами:

· была изучена литература по теме проекта;

· охарактеризованы особенности формирования личностных УУД у младшего школьника;

· выявлены особенности использования полуобъемной аппликации из природного материала в начальной школе;

· разработана система методических рекомендаций по использованию полуобъемной аппликации из природного материала в начальной школе.

Проект удался, на наших занятиях личностные УУД начали формироваться. И технику полуобъемной аппликации из природного материала можно рекомендовать для введения во внеурочное время и, возможно, в учебное.

Существуют различные варианты использования техники полуобъемной аппликации из природного материала, например, создание открыток, панно.

Вдохновившись работой детей, я тоже решила поработать в той же технике, что и дети, и создать проект «Весна». Проект представляет собой триптих, в котором использованы все возможные приемы работы с аппликацией (насыпная, объемная, полуобъемная). Проект представлен в виде трех женских фигур, костюмы каждой из которых олицетворяют одно из времен года. Так как весна – переходный период от зимы к лету, то весна – это центральная фигура. Проект можно использовать как украшение интерьера в кабинетах по природоведению и труду, наглядное пособие для уроков по продуктивным видам деятельности и окружающему миру.

Список литературы

1) Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. и др. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / Под ред. А.Г. Асмолова. — М.: Просвещение, 2010 – 152с.

2) Ахматова Э. Флористика. Как заготавливать природные материалы для творческих работ. http://shkolazhizni.ru/archive/0/n-48943/

3) Богатеева З.А. Занятия аппликацией. – М.: Просвещение, 2012. – 224с.

4) Википедия. https://ru.wikipedia.org/wiki

5) Волков, Б.С. Психология младшего школьника. – М.: Эксмо, 2010. – 272с.

6) Волокитина Е.С. Роль УУД в системе современного общего образования. http://pedportal.net/

7) Государственные образовательные программы [Электронный ресурс] URL: сайт http://window.edu.ru/resource/357/76357/files/Savinov_Primernaja%20programma_nach.pdf (дата обращения: 20.03.14 )

8) Дубровина, М.В. Психология: учебник / И.В. Дубровина, Е.Е. Данилова, А.М. Прихожан; под ред. И.В. Дубровиной. – М.: Академия, 2012. – 464 с.

9) Дубровская Н.В. Большая книга аппликаций из природного материала. – М.: Астрель, 2010. – 176с., ил.

10) Маклаков, А.Г. Общая психология: Учебник для вузов. – СПб: ПИТЕР, 2016. – 592 с.

11) Немов, Р.С. Психология, кн.2. – М.: Юрайт, 2015. – 639с.

12) Панкратова А.Н. Аппликация как вид художественной деятельности детей. http://festival.1september.ru/articles/622221/

13) Перевертень, Г.И. Волшебная флористика. – М.: АСТ, 2007. – 16с., ил.

14) Поваляева, М.А. Справочник логопеда/ Изд. 10-е – Ростов-на-Дону: Феникс, 2010. – 448с., ил.

15) Программа формирования УУД у учащихся на ступени начального общего образования

16) Реан, А.А. Психология человека от рождения до смерти: Высший курс. – М.: АСТ, 2015. – 656 с.

17) Ступницкая, М.А. Что такое учебный проект? / М. А. Ступницкая. – М.: Первое сентября, 2010. – 44 с.

18) Таирова, Т.В. Использование природного материала на уроках трудового обучения в начальных классах. http://festival.1september.ru/articles/413347/

19) ФГОС [Электронный ресурс] URL: сайт http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=959 (дата обращения: 20.03.15 )

20) Шилкова, Е.А. Аппликация. – М.: РИПОЛ классик, 2011. – 253с., цв.ил.

21) Яковлева, Н.Ф. Проектная деятельность в образовательном учреждении: учеб. пособие. – 2-е изд., стер. – М.: ФЛИНТА, 2014. - 144с.

22) Яковлева, Т.В. Проектная деятельность в процессе внеурочной работы по русскому языку в начальной школе / Т.В. Яковлева // Начальная школа. – 2015. - №10. – с.69-70

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1

полуобъемная аппликация из природного материала как средство формирования личностных ууд во внеурочной деятельности в начальной школе (проект) - student2.ru Предметная аплликация

Декоративная аппликация

полуобъемная аппликация из природного материала как средство формирования личностных ууд во внеурочной деятельности в начальной школе (проект) - student2.ru
Приложение 2

Сюжетно-тематическая аппликация

полуобъемная аппликация из природного материала как средство формирования личностных ууд во внеурочной деятельности в начальной школе (проект) - student2.ru

Приложение 3

полуобъемная аппликация из природного материала как средство формирования личностных ууд во внеурочной деятельности в начальной школе (проект) - student2.ru полуобъемная аппликация из природного материала как средство формирования личностных ууд во внеурочной деятельности в начальной школе (проект) - student2.ru полуобъемная аппликация из природного материала как средство формирования личностных ууд во внеурочной деятельности в начальной школе (проект) - student2.ru полуобъемная аппликация из природного материала как средство формирования личностных ууд во внеурочной деятельности в начальной школе (проект) - student2.ru полуобъемная аппликация из природного материала как средство формирования личностных ууд во внеурочной деятельности в начальной школе (проект) - student2.ru Виды аппликаций по материалу

Приложение 4

Флористика

полуобъемная аппликация из природного материала как средство формирования личностных ууд во внеурочной деятельности в начальной школе (проект) - student2.ru

полуобъемная аппликация из природного материала как средство формирования личностных ууд во внеурочной деятельности в начальной школе (проект) - student2.ru Накладная аппликация из природного материала

Приложение 5

полуобъемная аппликация из природного материала как средство формирования личностных ууд во внеурочной деятельности в начальной школе (проект) - student2.ru Силуэтная аппликация из природного материала

полуобъемная аппликация из природного материала как средство формирования личностных ууд во внеурочной деятельности в начальной школе (проект) - student2.ru Модульная аппликация из природного материала

Симметричная аппликация из природного материала

полуобъемная аппликация из природного материала как средство формирования личностных ууд во внеурочной деятельности в начальной школе (проект) - student2.ru
Приложение 6

Ленточная аппликация из природного материала

полуобъемная аппликация из природного материала как средство формирования личностных ууд во внеурочной деятельности в начальной школе (проект) - student2.ru

Приложение 7

полуобъемная аппликация из природного материала как средство формирования личностных ууд во внеурочной деятельности в начальной школе (проект) - student2.ru Виды природных материалов

Приложение 8

полуобъемная аппликация из природного материала как средство формирования личностных ууд во внеурочной деятельности в начальной школе (проект) - student2.ru Плоскостная аппликация из природного материала

полуобъемная аппликация из природного материала как средство формирования личностных ууд во внеурочной деятельности в начальной школе (проект) - student2.ru Полуобъемная аппликация из природного материала

полуобъемная аппликация из природного материала как средство формирования личностных ууд во внеурочной деятельности в начальной школе (проект) - student2.ru Объемная аппликация из природного материала

Приложение 9

полуобъемная аппликация из природного материала как средство формирования личностных ууд во внеурочной деятельности в начальной школе (проект) - student2.ru Полуобъемная аппликация из природного материала

Приложение 10

Упражнения на создание аппликаций из природного материала

полуобъемная аппликация из природного материала как средство формирования личностных ууд во внеурочной деятельности в начальной школе (проект) - student2.ru

полуобъемная аппликация из природного материала как средство формирования личностных ууд во внеурочной деятельности в начальной школе (проект) - student2.ru Упражнения на создание аппликаций из природного материала

Приложение 11

полуобъемная аппликация из природного материала как средство формирования личностных ууд во внеурочной деятельности в начальной школе (проект) - student2.ru Упражнения на создание аппликаций из природного материала

полуобъемная аппликация из природного материала как средство формирования личностных ууд во внеурочной деятельности в начальной школе (проект) - student2.ru Упражнения на создание аппликаций из природного материала

Приложение 12

полуобъемная аппликация из природного материала как средство формирования личностных ууд во внеурочной деятельности в начальной школе (проект) - student2.ru Создание коллективного проекта «Выпускной»

Создание коллективного проекта «Выпускной»

полуобъемная аппликация из природного материала как средство формирования личностных ууд во внеурочной деятельности в начальной школе (проект) - student2.ru

Дипломная работа

ПОЛУОБЪЕМНАЯ АППЛИКАЦИЯ ИЗ ПРИРОДНОГО МАТЕРИАЛА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТНЫХ УУД ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ (ПРОЕКТ)

Бычковой Евгении Игоревны

студентки 23А группы

специальность 44.02.02

«Преподавание в начальных классах

Руководитель:

Попова Инна Вадимовна

Санкт-Петербург

Оглавление

Введение. 3

Глава I. Развитие мыслительной деятельности в младшем школьном возрасте 7

1.1. Сущность понятия «Мыслительная деятельность». 7

1.2. Особенности развития мыслительной деятельности у учащихся младшего школьного возраста. 14

1.3. Универсальные учебные действия, их виды и роль в современном начальном образовании. 17

Глава II. Применение техники полуобъемной аппликации из природного материала в начальной школе. 25

2.1. Понятие и сущность полуобъемной аппликации из природного материала 25

2.2. Технология полуобъемной аппликации из природного материала. 28

2.3. Проектная деятельность на внеурочных занятиях в начальной школе 35

Глава III. Организация экспериментальной работы по применению полуобъемной аппликации во внеурочной деятельности с целью развития мыслительной деятельности младших школьников. 38

3.1. Характеристика используемых материалов для проведения занятий по полуобъемной аппликации из природного материала. 38

3.2. Методические рекомендации для учителей к проведению занятий с использованием полуобъемной аппликации. 39

3.3. Технологические карты занятий по теме «Выпускной». 43

Заключение. 100

Список литературы.. 105

ПРИЛОЖЕНИЯ.. 107


Введение

Труд с использованием природных материалов – один из путей приобщения детей к природе, путь, на котором дети учатся видеть природу через скрытые возможности, через скрытую красоту этих материалов. В них таятся образы сказочных героев, реальное воплощение мыслей мечты. Именно поэтому труд с природными материалами так привлекает к себе детей всех возрастов. Во всех работах дети должны видеть значительно больше, чем просто поделку. Поиск идей, замысла будущих работ – исключительно важный этап в развитии у детей наблюдательности, смекалки, фантазии и творческого мышления.

Труд с природными материалами – это творческий процесс, и нельзя требовать от учащихся механического копирования с образца. Надо всячески поощрять проявление фантазии, выдумки.

Совершенствование развивающего характера трудового обучения остается одной из актуальных проблем методики трудового воспитания. Сегодня учебно-воспитательный процесс в школе должен включить в себя эффективные формы и методы развития, воспитания детей на народных традициях и искусстве.

В начальной школе есть большой раздел по работе с природными материалами. Дети делают огромное количество всяких изделий, аппликаций. Но, к сожалению, работы с полуобъемной аппликацией в программе начальной школы нет, а ведь она может развивать, по нашему мнению, очень много качеств в ребенке, например, моторику рук, глазомер, чувство пропорции, цветовосприятие, а также воображение, внимание, творческое мышление, интерес к предмету и любовь к природе. Поэтому введение техники полуобъемной аппликации во внеурочную работу в начальных классах можно считать актуальной.

Работу с полуобъемной аппликацией из природного материала можно представить в виде проекта.

Метод проектов – это система обучения, при которой учащиеся приобретают знания в процессе планирования и выполнения постоянно усложняющихся практических заданий – проектов[21, с.14-15].

Большинство авторов, дающих определение проекта, выделяют ряд характерных особенностей этого метода обучения. Прежде всего, это наличие проблемы, которую предстоит решить в ходе работы над проектом. Причем проблема должна иметь личностно значимый для автора проекта характер, мотивировать его на поиски решения. Проект обязательно должен иметь ясную, реально достижимую цель. В самом общем смысле целью проекта всегда является решение исходной проблемы, но в каждом конкретном случае это решение имеет собственное, неповторимое воплощение. Этим воплощением является проектный продукт, который создается автором в ходе его работы и также становится средством решения проблемы проекта. Итак, выяснение исходной проблемы, формулирование цели и создание умозрительного образа проектного продукта – первые характерные особенности проекта. Еще одно отличие проекта – предварительное планирование работы. Весь путь от исходной проблемы до реализации цели проекта необходимо разбить на отдельные этапы со своими промежуточными задачами для каждого из них; определить способы решения этих задач и найти ресурсы для этого; разработать подробный график работы с указанием сроков реализации каждого этапа. Осуществление плана работы над проектом, как правило, связано с изучением литературы и других источников информации, отбора информации; возможно, с проведением различных опытов, экспериментов, наблюдений, исследований, опросов; с анализом и обобщением полученных данных; с формулированием выводов и формированием на этой основе собственной точки зрения на исходную проблему проекта и способы ее решения. Для воплощения найденного способа решения проблемы проекта создается проектный продукт. Проектный продукт должен обладать определенными потребительскими свойствами, т.е. удовлетворять потребности любого человека, столкнувшегося с проблемой, на решение которой и был направлен данный проект. Проект обязательно должен иметь письменную часть – отчет о ходе работы, в котором описываются все этапы работы (начиная с определения проблемы проекта), все принимавшиеся решения с их обоснованием; все возникшие проблемы и способы их преодоления; анализируются собранная информация, проведенные эксперименты и наблюдения, приводятся результаты опросов и т.п.; подводятся итоги, делаются выводы, выясняются перспективы проекта. Непременным условием проекта является его публичная защита, презентация результата работы. В ходе презентации автор не только рассказывает 8 Раздел 1 о ходе работы и показывает ее результаты, но и демонстрирует собственные знания и опыт в решении проблемы проекта, приобретенную компетентность. Элемент самопрезентации – важнейшая сторона работы над проектом, которая предполагает рефлексивную оценку автором всей проделанной им работы и приобретенного в ее ходе опыта[17, с7-8].

Нами были определены следующие цели и задачи дипломной работы.

Цели:

1. Выявить педагогические условия использования полуобъемной аппликации из природного материала в начальной школе, способствующие формированию личностных УУД младших школьников.

2. Выполнить проект в технике полуобъемной аппликации из природного материала «Выпускной».

Задачи исследования:

1. Изучить литературу по теме дипломной работы.

2. Охарактеризовать особенности формирования личностных УУД у младшего школьника

3. Выявить возможности работы в технике «полуобъемная аппликация из природного материала» для формирования личностных УУД.

4. Выявить особенность использования полуобъемной аппликации из природного материала в начальной школе.

5. Разработать систему методических рекомендаций по использованию полуобъемной аппликации из природного материала в начальной школе.


Наши рекомендации