Вопрос 9. Социальный характер общения. Язык как средство социального взаимодействия.

Социальная стратификация языка

В семантике слов присутствует социальный компонент.

Допустим:

· Сопроводить( в данном слове присутствует более положительный «социальные элемент» сопровождают, обычно, какого-то человека, персону и т.д.)

· Конвоировать- знач. «сопровождать для охраны или предупреждения побега в качестве конвоя.» ( здесь «социальный элемент» выражен уже более негативно.Конвоируют обычно преступников)

То есть через семантику слов мы можем выразить социальный компонент.

Социальные аспекты языковых значений

От выбора словесной окраски зависит наше представление о предмете речи.

Для кого-то: «стакан на половину пуст», а для кого-то «стакан на половину полон»

Что мы выбираем?

1.Синоним из синонимического ряда

Допустим:

· Сподвижник (позитивная окраска)

· Приспешник (более негативная окраска)

2.Грамматическую форму

· «Не работаю»

· «Не работается»

В каждом случае мы выбираем либо позитивную либо негативную форму информации.

· «Я теперь здоров» (предпочтительней)

· «Я теперь не болею»

Степень обобщения в изображении события

· «Ты опять положил свою рубашку не туда.»

· «Ты опять создаешь бордак!»

4. Выбираем форму утверждения: факт, мнение, оценка, предположение.

· Утверждение о фактах допускает оценку – «было, не было»

· Информация – является мнением или предположением, если есть маркеры «субъективности» («Мне кажется что….»)

· Оценка – распознается с помощью слов или констатацией в значении которых, есть значение «хороший», «плохой». Оценочное мнение не может быть проверено на соответствие с действительностью.

Правовые последствия имеют только утверждение о факте.

Выбираем прямое обозначение, либо Эвфемизм.

Эвфемизм– Эвфемизмы - эмоционально нейтральные слова или выражения, употребляемые вместо синонимичных им слов и выражений, представляющихся говорящему неприличными, грубыми или нетактичными.

Основная цель использования Эвфемизма стремление уйти от коммуникативного конфликта.

Цель – завуалировать существо дела.

Допустим:

· Спецназ;

· Спецшкола

Часто аббревиатуры используется для «скрытия» истинного смысла.

Темы в которых функционируют эвфемизмы:

· Дипломатия ( «необходимо пойти на крайнее меры», «МИО вызывает озадаченность поданному вопросу»)

· Государственные и военные тайны, деятельность особых предприятий

· Репрессивные действия власти («высшая мера наказания» «преступник нейтролизирован»)

· Название некоторых профессий с целью немного «поднять статус» («оператор машинного доения»)

· Физиологические акты («обойтись по средствам плотка»)

Язык как средство воздействия

Язык и идеология

Некоторые ученые (Блакар, Почепцов) говорят о языке как о «инструменте социальной власти».

Т. Ван Дейк. –говорит о том -как используются грамматические возможности языка в политике. Болинджер –говорил о том, что «Войны, обычно, сопровождаются «информационными» войнами.Р.М. Блакар– реакция человека, слушающего новости, будет разной в следующих случаях:

· «Американцы «наращивают» мощь своих воздушных сил во Вьетнаме»

· «Американцы усиливают бомбардировки Вьетнама»

«Американцы расширяют воздушную войну во Вьетнаме»

10.​ Речевое событие. Речевая ситуация и её компоненты.

Орлова сказала, что нельзя использовать примеры из ее лекций - это «3». (ее слова). Но на основе ее примеров вы можете придумать свои.

Лекция – речевое событие, покупатель и продавец в магазине – речевое событие, ссора, инструкция – все это речевое событие.

Основная единица коммуникации (общения) = речевое событие.

Речевое событие – объединение дискурса и речевой ситуации.

-Дискурс. 1) текст, «погруженный в жизнь» 2) то, что, грубо говоря, можно записать на видео, т.е. слова (вербальная составляющая), звучание (акустическая составляющая), жесты, мимика, то как используется пространство (невербальная составляющая). Пример: ты самый умный. Произнеси с разной интонацией – ирония, сарказм, похвала.

-Речевая ситуация. Условия и обстановка, в которой происходит общение+участники. Важно присутствие или отсутствие третьих лиц. Пример: ругает подчиненного наедине или в присутствии кого-то.

Самое главное в коммуникации – умение человека правильно прочитать речевую ситуацию и приспособить к ней свой дискурс.

Наши рекомендации