Пример урока усвоения навыков и умений
Русский язык
Тема. «Слитное и раздельное написание приставок в наречиях».
Цель дидактическая. Усвоить навыки правописания приставок в наречиях.
Воспитательные и развивающие задачи. Воспитание аккуратности, прилежания в процессе выполнения самостоятельных заданий; с целью развития творческого потенциала учащиеся выполняют задания на перенос в новые условия усвоенных навыков и умений.
Оборудование. Орфографические таблицы. Карточки для самостоятельной работы.
Ход урока
I. Проверка домашнего задания. Актуализация опорных знаний методом беседы по вопросам: 1) Что такое наречие? Приведите примеры наречий. 2) От каких частей речи образуются наречия? Приведите примеры. 3) Что называется приставкой? Приведите примеры приставок, оканчивающихся на гласную и согласную.
II. Сообщение темы, цели, задач урока, мотивация учения школьников. Задача данного урока — выучить и усвоить правила правописания приставок в наречиях. Выработать четкие навыки их применения на практике в письме.
III. Изучение нового материала. 1. Чтение текста учебника. 2. Анализ каждой части текста, использование при этом орфографических таблиц. 3. Придумывание примеров к каждой части текста (вводные упражнения).
IV. Первичное применение знаний; пробные упражнения.
1. Письменные упражнения: образуйте наречия с приставками, объясните их правописание (в-, суффикс -ую)—плотный, слепой, пустой, рассыпной; {на-, суффикс -о) — чистый, глухой; (на-, -ую)—удалой; (за-, -ую)—частый; (в-, -ые)—первый; (в-, -е) — тайна; (по-, -ому) —этот, тот (на-) —дом, память.
2. Комментированное письмо: спишите и объясните правописание наречий: Делай не наспех, но скоро. Пошло вкось, хоть все дело брось. С горы вскачь, а в гору хоть плачь.
3. Объяснительный диктант (упражнение по учебнику)..
V. Усвоение навыка в стандартных ситуациях (тренировочные упражнения). 1. Упражнения по образцу — по учебнику. 2. Упражнения по инструкции: составьте словосочетания глагол — наречие. Обозначьте в них части слова. 3. Упражнения по заданию: спишите наречия, образованные путем слияния слов, подчеркните как члены предложения.
VI. Творческий перенос знаний и навыков в измененные условия (творческие упражнения). 1. Какие словосочетания можно использовать при описании действий наездников? Выделите среди них наречия, объясните правописание. 2. Придумайте по 6 наречий со слитным и раздельным написанием приставок. 3. Составьте небольшой рассказ о поездке в город (село), включая наречия со слитным и раздельным написанием приставок.
VII. Итоги урока и домашнее задание.
ГЛАВА V
СТРУКТУРА И МЕТОДИКА УРОКОВ ДРУГИХ ТИПОВ
1. УРОК ПРИМЕНЕНИЯ ЗНАНИЙ, НАВЫКОВ И УМЕНИЙ
Применение знаний является сложным психолого-педагогическим процессом, заключающимся в реализации усвоенных понятий, законов и теорий в интеллектуальной и практической деятельности для получения общественно значимого продукта. В школе применение знаний является одновременно средством и целью учебно-воспитательного процесса. Как средство обучения применение переплетается с усвоением знаний, навыков и умений. В процессе применения усиливается мотивация учения. Применяя знания на практике, в жизни, учащиеся убеждаются в их общественной ценности, и на основе этого у них формируется потребность в усвоении знаний. На основе применения осуществляется дифференциация, обобщение и систематизация знаний. Готовность учащихся к успешному применению знаний является одним из критериев усвоения этих знаний. Знания являются основой формирования у учащихся навыков и умений, без которых самостоятельное применение их на практике немыслимо. На основе психологических исследований было установлено, что качество применения знаний в значительной мере зависит от методов обучения.
Умея применять знания в стандартных условиях, учащиеся нередко теряются, если ситуация изменяется. Формируя у учащихся знания, навыки и умения, необходимо подводить детей к усвоению обобщенных способов выполнения действий, создающих возможности переноса их в какие-либо ситуации — учебные или жизненные. Однако выполнение заданий по готовому образцу или алгоритмическим предписаниям намного ускоряет процесс формирования навыков и умений и их применения. Поэтому в реальном учебном процессе необходимо оптимально сочетать обучение по образцу с применением знаний в проблемных ситуациях на основе творческого переноса обобщенных способов выполнения действий.
Урок применения знаний, навыков и умений предполагает выполнение учащимися сложных комплексных заданий, охватывающих знания, навыки и умения по крупным разделам или темам программы. Такие задания учащиеся должны выполнять самостоятельно, но под контролем и при помощи учителя.
Приобретенный интеллектуальный и практический опыт применяется творчески, если учащиеся самостоятельно выполняют лабораторные и практические опыты и задания, вычислительные или познавательные задачи, письменные и графические работы разных
видов. Наиболее благоприятные условия для организации специальных уроков применения знаний, навыков и умений создаются в условиях кабинетной системы при изучении математики, языка, химии, географии, биологии.
Наиболее общие требования к урокам этого типа заключаются в том, чтобы предварительно вооружить учащихся необходимыми знаниями, навыками и умениями, а также способностью контроля и самоконтроля.
Структура урока этого типа зависит прежде всего от логики процесса применения знаний, навыков и умений и особенностей формирования у учащихся творческого подхода к решению нестандартных заданий. В процессе применения знаний и действий мы различаем следующие основные звенья: 1) воспроизведение и коррекция знаний, навыков и умений учащихся, необходимых для творческого решения поставленных задач; 2) анализ задания, раскрытие способов решения творческих его элементов; 3) подготовка необходимого оборудования; 4) самостоятельное выполнение практической части работы; 5) обобщение и систематизация знаний и способов выполнения действий, полученных на уроке; 6) контроль учителя, самоконтроль и взаимоконтроль в процессе выполнения заданий.
Исходя из этого, мы предлагаем следующую примерную структуру урока данного типа:
1. Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний, навыков и умений, необходимых учащимся для самостоятельного выполнения практического задания. Она осуществляется на основе следующих методов и приемов: фронтальной беседы и устного опроса для выявления знаний и способов определения учащимися аппаратуры, приборов, необходимых для выполнения поставленных заданий, выявления навыков и умений работы с данным оборудованием и коррекции.
2. Мотивация учебной деятельности школьников, сообщение темы, цели и задач урока. Основным мотивом выполнения конкретного практического задания является осознание учащимися практической значимости тех знаний, навыков и умений, которыми они должны овладеть на уроке или творчески применить их на практике. Учитель объясняет, какой характер имеет самостоятельное задание, как подходить к его выполнению, какие результаты должны быть получены, как оформить отчет —в письменном, графическом или предметном виде, как будет оцениваться результат работы каждого учащегося. Учащиеся усваивают содержание работы, последовательность выполнения действий, анализируют и обобщают исходные положения, на которых основывается задание, содержание инструкции (устной или письменной), инструктивной или технологической карточки и т. п.
3. Осмысление содержания и последовательности применения практических действий: что в них известно, знакомо, что необходимо решить творчески, по-новому, какие обобщенные способы выполнения действий можно применить в данной ситуации в не-
сколько измененном виде, какие нужно использовать инструкции, приборы, аппараты и т. п.
В IV—VI классах следует более подробно, чем в старших, инструктировать детей. Чтобы проверить исходные навыки учащихся, учитель ставит перед классом несколько вопросов: какое оборудование вам необходимо для выполнения задания? Как его лучше использовать? Какие наблюдения вам нужно провести? Как вы будете фиксировать их результаты? Какие измерения необходимо выполнить в процессе работы? Как и в какой последовательности вы будете их выполнять?
Начиная с VII класса учащихся следует приучать к большей самостоятельности в творческом применении комплекса знаний и навыков. Постепенно учащиеся приучаются работать по четко установленному заданию, которое дает им возможность трудиться активно и творчески, проявлять инициативу в организации рабочего места, монтировании приборов, применении инструментов.
4. Самостоятельное выполнение учащимися задания под контролем и с помощью учителя. Учащиеся выполняют практическое задание индивидуально, попарно, группами — в зависимости от количества комплектов необходимого оборудования. Учитель при этом наблюдает за учащимися, способами выполнения ими действий, за их сноровкой, старательностью, приходит на помощь, направляя на основе косвенных вопросов и опосредствованных заданий их деятельность в нужное русло.
Сложность педагогического руководства на этом этапе заключается в том, что у учащихся неодинаковая подготовка, различные способности, а это приводит к неодинаковым темпам работы. Как уже говорилось, в IV—VI классах часть школьников может выполнить в 2—3 раза больший объем работы, чем средние и слабые по подготовке учащиеся. Кроме того, необходимо на этом этапе учитывать возрастные и индивидуальные возможности учащихся, особенности их психических функций, способность к самостоятельному решению проблем или творческому переносу знаний и навыков в новые условия.
Немалую роль в данном процессе играют и такие особенности личности учащихся, как воля и характер, умение поставить перед собой цель и найти оптимальные способы для ее достижения, проявить настойчивость в преодолении препятствий.
Все это требует от учителя индивидуального подхода к учащимся, дифференциации заданий для самостоятельной работы как на уроках, так и дома. Для тех, например, кто медленно пишет, следует подбирать задания, требующие минимума описательной работы; для неуверенных в своих практических действиях учащихся или тех, кто слабо справляется с вычислительными действиями, к основному заданию предлагаются дополнительные или вспомогательные — более простые по содержанию и числовым данным, которые косвенным образом помогут учащимся найти правильный способ решения задачи.
5. Обобщенней систематизация учащимися результатов работы. Выполнив задание, учащиеся тщательно анализируют полученные результаты, систематизируют их и отображают в виде таблиц, графиков, диаграмм, обобщают и формулируют выводы, фиксируют их в тетради в виде сжатого письменного, иногда и графического отчета.
6. Отчет учащихся о способах и результатах выполненной работы и теоретическая интерпретация полученных результатов. В отчете каждый ученик указывает тему, задание, исходные теоретические Данные, раскрывает ход работы, анализирует полученные результаты и отображает их в виде таблицы, графика, диаграммы, а также приводит результаты анализа, сравнения, обобщения в виде формулировок закономерностей, выводов, правил, дает теоретическую интерпретацию полученных результатов. На основе отчета учитель может проверить знания учащимися данного материала. Оцениваются работы комплексно: здесь следует учитывать качество письменного отчета, устных ответов по теме и результаты наблюдения за учащимися во время выполнения ими задания.
7. Итоги урока и домашнее задание.